Притча о добре, справедливости, мудрости и счастье

Тина Гай



Царь Давид один из самых противоречивых царей израильских, но почитаемый и в иудействе, и в христианстве, и в исламе.

Чуть не погибший от руки царя Саула, победивший филистимлян, пославший на войну мужа своей возлюбленной Вирсавии, матери царя Соломона, не очень ладивший со своими детьми, царь Давид прославился другим.

Он объединил все колена израильские, создав единое государство со столицей Иерусалим, перенес сюда священный Ковчег Завета со скрижалями и подготовил материал для строительства храма.

Но поскольку царь Давид много воевал и пролил много чужой крови, Бог не дал ему такой возможности. Храм был построен только при его сыне - царе Соломоне.

Царь Давид за сорок лет своего правления много видел несправедливости и предательства, сам совершал несправедливости, но видел и счастье, и добро, поэтому знал, о чем говорил в притче, которую рассказал Соломону незадолго до своей смерти.

Когда царь Давид почувствовал, что он скоро умрет, он позвал к себе своего сына, будущего царя Соломона. «Ты уже побывал во многих странах и видел много людей, - сказал Давид. – Что ты думаешь о мире?»

«Везде, где я был, - ответил Соломон, я видел много несправедливости, глупости и зла. Не знаю, почему так устроен наш мир, но я очень хочу его изменить». – «Хорошо. А ты знаешь, как сделать это?» - «Нет, отец». – «Тогда послушай». И царь Давид рассказал будущему царю Соломону такую историю.

Давным-давно, когда мир был юн, землю населял один-единственный народ. Правил этим народом Царь, имя которого время не донесло до нас. Было у него четверо детей – их имена тоже канули в Лету. Когда пришло его время умирать, он призвал к себе четырех наследников и завещал им нести людям Справедливость, Мудрость, Добро и Счастье.

Несправедливость – сказал он, возникает из-за того, что человек относится к миру очень пристрастно. Чтобы стать справедливым, человек должен избавиться от власти чувств и вести себя так, как будто мир существует независимо от него. "Мир существует, а я не существую" - только этот принцип может взять за основу справедливый человек.

Глупость – продолжал он, возникает потому, что человек судит об огромном и многообразном мире только с позиции своего знания. Как невозможно вычерпать море, так и невозможно полностью познать мир.

Расширяя свои знания, человек лишь переходит от большей глупости к меньшей. Поэтому мудр тот человек, который ищет истину не в мире, а в самом себе. "Я существую, а мир не существует" - этим принципом руководствуется мудрец.

Зло – сказал Царь, появляется тогда, когда человек противопоставляет себя миру. Когда ради своих целей он вмешивается в естественный ход событий и подчиняет все своей воле. Чем больше человек стремится господствовать над миром, тем больше мир сопротивляется ему, ибо зло порождает зло. "Мир существует, и я существую. Я растворяюсь в мире". Вот основа для тех, кто несет в мир Добро.

И наконец – Несчастье испытывает тот человек, которому чего-то не хватает. И чем больше ему этого не хватает, тем более он несчастен. А так как человеку всегда чего-нибудь не хватает, то, утоляя свои желания, он лишь переходит от большего несчастья к меньшему. Счастлив тот человек, внутри которого весь мир - ему не может чего-либо не хватать. "Мир существует, и я существую. Весь мир растворен во вне". Вот формула Счастья.

Итак, царь передал формулы Справедливости, Мудрости, Добра и Счастья своим сыновьям, и вскоре после этого умер. Наследники же, заметив, что эти формулы противоречат друг другу, решили поступить следующим образом.

Они разделили весь народ на четыре равные части, и каждый стал управлять своим народом. Один царь нес людям Справедливость, второй – Мудрость, третий – Добро, а четвертый – Счастье. В результате на Земле появились Справедливый народ, Мудрый народ, Добрый народ и Счастливый народ.

Прошло время, и постепенно народы перемешались. Справедливые люди хорошо знали, что такое справедливость, но совсем не знали, что такое мудрость, добро и счастье. Поэтому справедливые люди несли в мир глупость, зло и несчастье. Мудрые люди несли в мир несправедливость, зло и несчастье.

Добрые люди несли в мир несправедливость, глупость и несчастье. А Счастливые люди несли в мир несправедливость, глупость и зло - так закончил свой рассказ царь Давид. Поэтому тебе, Соломон, мир и кажется таким скверным.

«Я все понял, - ответил Соломон. – Надо научить всех людей всему сразу – и Справедливости, и Мудрости, и Добру и Счастью. Я исправлю ошибку наследников Царя». – «Хорошо, - сказал Давид, но ты не учитываешь, что мир уже изменился. Несправедливость, зло и несчастье уже перемешены среди людей. Они породили страх. Чтобы победить эти пороки, нужно, прежде всего, справиться со страхом.

«Тогда объясни мне, как побороть страх». – «Страх бывает разным. Но главная его форма такова: в радости люди боятся смерти, а в печали – бессмертия. И лишь тот, кто знает цену и радости, и печали не боится ни смерти, ни бессмертия».

Тина Гай

 

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.