ДВОЕ НА БЕРЕГУ Одноактная пьеса

                                                     ЕЛЕНА ЧЕРНАЯ

Одноактная пьеса

Действующие лица:
Глубокий старик.
Девушка двадцати лет.


Вечер у моря. Море тихое и уже чуть темнеет в вечерних лучах. Еще достаточно тепло и солнечно.
На берегу двое. Старик сидит на камнях и смотрит вдаль. Иногда он делает маленькие и неторопливые глотки из фляги. Фляга небольшая, но какая-то странная. Оплетена тесненной золотом кожей, достаточно потертая, но все-равно не вяжется с тем как одет и выглядит старик. Он больше похож бомжа. В грязных  лохмотьях непросто узнать когда-то  добротную одежду. Босые его ноги грязны и в ссадинах. Волосы и борода давно не видели расчески, кое-где в бороде застряли репьи, хлебные крошки и остатки его последней трапезы.
Стройная девушка в легком сарафане и босоножках. Она стоит в некотором отдалении от старика и тоже что-то высматривает в море, иногда прикладывая к глазам ладонь, чтобы защититься от косых вечерних лучей. Наконец она устает и садится на камни у самой кромки воды.
Слышно как тихо накатывают на берег волны, перебирая мелкую гальку, как ветер полощется в прибрежной траве и камнях. 
Девушка. Вот и вечер. И уже скоро я опять увижу твой парус, любимый. Как же долго я ждала тебя. Теперь уже скоро, и мы снова будем вместе. И никогда уже не расстанемся так надолго. А если тебе, любимый, и нужно будет куда-то поехать, то ты обязательно будешь брать меня с собой. Да и я ни за что уже не отпущу тебя одного никуда, никуда.
Старик. Вечереет. Скорей бы уже ночь.
Девушка слышит старика.
Девушка. Нет, ночь не спеши. Иначе я не увижу его парус. А он не увидит меня. Он не проплывет мимо. О нет. Только не сегодня.
Старик. Напрасно умолять судьбу. Она давно покинула эти места.
Девушка оборачивается и с досадой смотрит на старика.
Девушка(с раздражением) У каждого своя судьба. И если, старик, твоя давно отвернулась от тебя, мне это совершенно безразлично. К тому же, ты сам скорее всего в этом и виноват. 
Старик. Ничего. Сегодня и ты испытаешь ее силу.
Девушка. А собственно, почему ты заговорил? Я не знаю, кто ты и не хочу знать. И тем более разговаривать с тобой.
Старик. Я тоже тебя здесь раньше не видел. Но видел похожих на тебя. Они как бабочки на свет слетаются к этому месту и…
Девушка. Я давно здесь и никого не видела. Даже не заметила, как ты, старик, тут появился.
Старик. Раньше много путешествовал, многое пережил и повидал. Теперь я здесь всегда. И уже много лет.
Девушка. Да, знаю, ты живешь здесь всю жизнь и…
Старик (перебивает ее) Да, сколько помню себя всегда жил на этом берегу. Здесь родился давно, давно. Здесь жил. А вот умереть всё не могу.
Девушка. И что может держать человека в этом пустынном и диком месте? Старик, ты видимо прожил жизнь зря!
Старик. Хотел бы я прожить другую жизнь, но…
Девушка. Не мешай мне смотреть на море.                                         
Старик. Да разве я могу тебе помешать. А вот море, да…
Девушка. Не накликай беду. Мне только твоих предсказаний не хватало.
Море темнеет и уже шумит не так миролюбиво. Ветер переходит на легкий свист. Белые барашки бегут по водной синеве.
Старик. Посмотри. Вот оно и откликнулось.
Девушка. Это хорошо. Ветер крепчает. Скоро я увижу   парус. Его парус.
Старик. Ветер и  мне на руку. Она тоже его почувствует.
Некоторое время они молча всматриваются в горизонт. Каждый выискивает что-то своё. Девушка с возрастающим нетерпением. Старик с надеждой и смирением,  написанным в глубоких морщинах  лба, опущенных на глаза веках.
Девушка. Ладно, расскажи о своей жизни, старик. Скоротаем время.
Старик. Родился, жил, живу…
Девушка. И что? Любил ли ты когда-нибудь?
Старик. Да разве ты способна отличить любовь от страсти, разве ты способна понять меня. Разве ты любила кого-нибудь кроме себя, чтобы спрашивать о таком?
Девушка. Все и всегда думают, что только они и способны на настоящее чувство. И ты, немолод уже, а говоришь, так, будто один на свете и любил по- настоящему! Тогда и расскажи мне, неученой, как это по-настоящему!??
Старик. Нет, это ты должна рассказать мне, коль оказалась на моём берегу о своей любви. Докажи, что имеешь право тут стоять.
Девушка. Как, а  я-то думала, что этот берег ничей? Или что сегодня он - мой! А оказывается он – твой! По какому праву? И почему я должна рассказывать о своей любви? Да еще и заслужить право находиться здесь с тобой?!!
Старик. На этом берегу находился мой дом.  Здесь я потерял все и всех кого любил. Она, моя возлюбленная, единственная, которую я оставил на этом берегу, ждала меня и не дождалась. Я до сих пор не знаю, что с ней случилось. И где она сейчас. Посмотри, там на холме стоял мой дом. А теперь никто не скажет, что там кто-то жил. Даже признаков жилья не осталось. 
Девушка. Да. А точно ли там был твой дом, старик? На холме только трава, камни, ветер гуляет среди травы и камней… Пусто и безлюдно. Даже птиц не слышно. С тех пор, как я здесь ни одна чайка не пролетела ни над морем, ни над этим местом.
На море поднимается легкое волнение. Волны бегут к берегу и с шумом и шипением разбиваются о камни.
Старик. Да, верно. Но не мог я ошибиться. Здесь. Именно здесь он и стоял - дом. Сюда я направлял лодку полную рыбы. Здесь на берегу сушил и чинил сети. Но… жена моя всегда хотела уехать, стремилась в город, нужно было ей веселье, общество. Никогда она не разделяла моей любви к морю, солнцу, свободе…
Девушка. И ты уехал с ней в город, старик? Ты бросил море, берег. А теперь ищешь то, что потерял тогда? Поздно же ты спохватился. 
Старик. Да. Может ты и права. Но умереть на этом берегу мне уже никто не помешает.
Девушка. Это плохой знак. Ты должен сейчас же уйти. У меня сегодня самый важный день в жизни. Я жду одного человека. Да, что там я жду любимого. Год назад мы поссорились. Он должен был надолго уехать. Я не хотела его отпускать. Мы поссорились… и так и расстались не помирившись.
Старик. Но все ещё поправимо.
Девушка. Мы условились, что ровно через год я буду ждать его на пустынном берегу.
Старик. А как он узнает, что именно здесь ты ждешь его?
Девушка. Сказал, что если я его буду любить и через год, то он это почувствует и… Ох, да! Старик… 
Девушка пошатнулась, обхватила голову руками и опустилась на камни.
Старик приподнялся и смотрел на нее с нескрываемым волнением. Потом он тяжело вздохнул и опять опустился на старую рыболовную сеть, на которой и сидел до этого.
Девушка (приходя в себя после замешательства) Да! Так как же он узнает, что я жду его именно на этом берегу? Когда я шла сюда, то не сомневалась, что всё делаю правильно. Меня вела моя уверенность и любовь к нему. Но и теперь думаю, что правильно выбрала место. Этот мыс, выдающийся в море, пустынный берег… Любимый всегда выбирал именно такие места и для наших встреч, и для наших  прогулок…Он не хотел, чтобы посторонние видели наше счастье. Он очень суеверен, мой любимый.
Старик. Ну, вот и я выбрал этот берег, чтобы умереть именно потому, что никто не должен мне помешать и услышать мой последний вздох. Уходи. Прошу. Найди другое место. Не мешай мне в мои последние часы. Я хочу быть один. Один с моими воспоминаниями. Один! Уходи. Прошу тебя!
Девушка. Ты жалкий эгоист! Прожил свою жизнь, как хотел, а теперь ещё и мне мешаешь! Это ты должен уйти. Можешь умереть и в другом месте!
Старик (раздраженно) Ах, ты, жалка дура! Повидал я таких на своём веку! Навидался! А знаешь ли ты, что теперь вокруг этого мыса сплошные отмели? Ни одна яхта или лодка и  близко не подойдет к этому берегу! И чаек нет, потому, что рыба давно не заходит в эти безжизненные лагуны.
Девушка. Говори, говори, старик! Так я и поверила! Знаю, и ты хочешь разлучить меня с моим любимым! Все вы против нас. Чего только я не наслушалась за этот год! Мать, отец, подруги – все  в один голос твердили мне, что он уплыл от меня, что он меня бросил. И в этом доме, куда меня поместили, тоже внушали мне и под гипнозом, и как только могли, что я должна его забыть…
Старик (говорит в сторону сам себе) Так она сумасшедшая. Ну как же я… сразу не догадался.
Девушка. Уходи, старик! Я теперь знаю, что это они тебя подослали. Уходи и передай им, чтобы оставили меня в покое. Я с места не сдвинусь! Сегодня ровно год, как он обещал мне, что вернется! Уходи!!!
Старик. Вот попал. Сумасшедшая. Они скоро найдут тебя. Наверное, уже близко. Обыскивают берег. Может мне стоит позвать их?
Девушка (кричит) Не смей! У тебя ничего не получится. Умрешь раньше. Потратишь последние силы на крики и умрешь! 
Старик (про себя) Она права. Сил совсем не осталось. Отхлебывает из фляги. Брови его взлетают, и он протягивает флягу девушке.
Старик. Успокойся. Вот выпей. Там хороший гавайский ром. Очень крепкий.  Он отрезвит тебя. Согреет так, как не согреет ни один мужчина. А в твоей жизни их будет ещё не мало. Но гавайский ром отменный и на сегодня вполне заменит тебе твоего друга. Вот, возьми.
Девушка смотрит на старика враждебно. Колеблется, но все же берет протянутую стариком флягу. Подносит ко рту, но видимо что-то заподозрив, отбрасывает флягу от себя. Фляга падает на камни, часть рома выливается на землю.
Старик бросается из последних сил и поднимает флягу.
Старик. Проклятая! Как же ты мне противна! Мой последний ром! Каждая его капля драгоценней всей твоей бесполезной жизни!!! И почему я должен провести последний вечер с этой сумасшедшей? Она отравляет меня, она заставляет вспоминать жену.  Жена. Так, погоди. А как тебя зовут? Надеюсь, имя-то свое ты помнишь? Или таблетки заставили забыть и его?
Девушка. Жалкий старикашка! Называй меня как хочешь! И не проси назвать имя! Ты не достоин услышать его!!!
Старик. Вот ведь зацепила. Нет, я должен его знать! Мне это важно! Назови имя… Имя!
Девушка. Смерть твоя моё имя! Что испугался? (Зло и отрывисто смеется, грозит старику рукой, сжатой в кулак).
Старик (пристально смотрит на девушку) Ты слишком молода, чтобы быть ею. Но, может быть, я брежу. Это предсмертный бред. И в бреду я вижу свою жену… или свою смерть. Да не всё ли мне теперь равно?!
Девушка. Беги, старик! Если поторопишься, ещё будешь жить! (Смеется громко сумасшедшим смехом).
Старик. Да ты издеваешься надо мной! Перестань! Вон видишь, на горизонте парус!
Он показывает в сторону моря. Тяжело поднимается. А девушка резво вскакивает. Она бежит к морю и по колено входит в воду. Старик, с трудом, покачиваясь, едва держится на ногах.
Они какое-то время вглядываются в вечерний горизонт. Море волнуется. По нему быстро несутся пенные белые барашки. Ветер крепчает с каждой минутой. Девушка подпрыгивает в волнах, машет руками, кричит.
Девушка. Эй! Ге-гей! Я здесь! Сюда! Любимый! Я здесь!!!
Старик. Уф, полегчало! Она не моя смерть. А я, было, подумал… всё конец! Пришла! (Он прикладывается к фляжке. Болтает ей и подносит к уху) Есть ещё живительная влага! Поживу.
Девушка выходит из воды. 
Старик. Ну, что? Приплыл? Накося  выкуси! А почему ты думаешь, что через год он не забыл тебя, что приплывет сегодня. А не завтра? А может и никогда не приплывет?!!
Девушка кидается на старика. Валит его с ног. И выхватив флягу кричит. Вот тебе жалкий старик,  пьяница, вот тебе старый идиот! Сейчас я вылью твой ром в море и тогда-то уж точно мой возлюбленный приплывает сегодня! Жертву! Море требует, чтобы ему принесли жертву и тогда оно исполнит любое моё желание!
Старик. Нет. Не делай этого! Есть другой способ умилостивить и море, и судьбу…
Девушка(с флягой останавливается у прибоя) Какой?   Говори! Она угрожающе наклоняет флягу. Говори, же?
Старик с трудом встает и поднимает с  земли старую рыболовную сеть.
Старик. Вот.
Девушка. Да ты издеваешься надо мной, старик! Что ты собираешься тут ловить этой дырявой сетью? Разве что свою прошлую жизнь хочешь прожить еще раз сначала и до конца? Но ничего у тебя не получится. Эта старая ветхая сеть просто растворится в соленом море. Но одной твоей слезой станет больше в его и без того горьких и темных водах.
Старик. Нет, это не так.  Поверь.
Девушка. Тогда что же?
Старик. Есть  поверье о том, что с этого берега можно поймать…
Девушка(смеется громко до истерики) Золотую рыбку!!!! Зо-ло-тую? Уморил! Уморил, старик…
Старик. Зря смеешься. Я ловил.
Девушка. Поймал…(опять смеется громко, складываясь пополам, касаясь руками песка и камней).
Старик. Поймал. 
Девушка. И тебе это помогло! Ты богат, счастлив?
Старик. Нет. Но сегодня я нашел свою старую сеть и хочу закинуть ее в последний раз.
Девушка (вдруг вполне серьезно, перестав смеяться). Сдается мне, это тебя я видела в том доме. Точно, там был старик. Он очень похож на тебя. Это был ты?!!!
Старик. Нет не я. Хотя, может быть. Не помню, ничего не помню… (Он трет лоб рукой, проводит по всклоченным волосам и бороде). Не помню…
Девушка. Тогда расскажи мне, что стало с твоей женой, старик?
Старик. Не помню. Хотя мне говорили, что… она, она утопилась.
Старик роняет голову на руки. Его плечи сотрясают беззвучные рыдания.
Девушка. Вот и вся твоя любовь! И теперь ты мешаешь мне встретить возлюбленного! Уходи со своей сетью! Здесь тебе нечего больше ловить! Старик…
Старик. (продолжает со слезами в голосе) И когда я однажды долго не возвращался, она не смогла пережить разлуку.  Говорят…  Но я не уверен, всё забыл. Не знаю, что правда, а что нет. Но одно помню: она очень, очень меня любила. Всегда ждала на берегу и смотрела на море…
Девушка. Да, ну совсем, как я сейчас! (Горько смеется).
Старик. Но я забрасывал сеть тогда, когда был полон сил и желаний. И всякий раз все, что загадывал, когда забрасывал сеть, исполнялось! Я видел ее на этом берегу несколько раз, но… Но не смог удержать…
Девушка (заинтересованно) Покажи, покажи мне свою сеть, старик.
Старик прячет сеть за спину. Девушка хватает кусок сети, торчащий из-за его спины, и с силой тянет к себе. Старик так же с силой тянет сеть и не выпускает её из рук. Они какое-то время  борются, выхватывая друг у друга сеть. Потом оба без сил падают на камни.
Старик (он хрипит, кашляет и заметно задыхается) Перестань. Ведь и ты, и я хотим одного…
Девушка. Этого не может быть! Ты хочешь умереть на этом берегу, а я – встретить любимого! Ничего общего между нами нет, и не может быть! Ты – старик и вот-вот умрешь, а я – молода и полна сил.
Старик. Нет, постой. Я не сказал тебе, что тоже хочу встретить на этом берегу свою единственную, любимую… жену… и попросить прощения перед смертью…
Девушка потрясена. Она смотрит на него огромными глазами. Она в замешательстве.
Девушка. Ну, хорошо. Поверю тебе. Поверю, хотя это тебя я и видела в том доме…
Старик. Давай забросим сеть. Сейчас, пока не село солнце. Видишь, оно уже совсем низко и вот-вот упадет за горизонт.
Он протягивает девушке один конец сети. Они входят в море и бросают сеть.
Девушка. Хочу, чтобы мой любимый вернулся ко мне. И мы больше никогда, никогда не расставались, были очень счастливы. Хочу, очень хочу, чтобы у нас были дети, много детей…
Старик. Любимая, прости меня. Поверь, никогда и никого не любил после твоего ухода. Прости и вернись… вернись…
Они тянут сеть из воды. Но тут девушка бросает свой конец сети и истошно кричит.
Девушка. Парус! Парус! Старик, ты видишь парус? Там в волнах парус! 
Старик отпускает сеть и тоже смотрит вдаль. Там и вправду виден парус. Но на море разыгрался настоящий шторм. Огромные волны обрушиваются на берег. Ветер воет и валит девушку и старика с ног.
Старик и Девушка (в один голос). Парус. Лодка. Парус. Лодка.
Старик. Лодка борется с волнами и ветром! Но если она сядет на мель, никто не спасется!
Девушка. Нет! Нет! Старик, ты же говорил, что всё загаданное исполняется! Мы же забросили сеть. Значит, он вернется ко мне! Он возвращается ко мне! И мы будем счастливы, как никто и никогда!
Старик. Но не в этот раз. Нам не удалось удержать сеть, мы выпустили ее из рук, а  волны и ветер унесли от нас наше последнее  счастье.
Старик опускает голову на руки и почти падает на камни. Волны такой силы, что достигая берега, перекатываются через старика и постепенно, с каждой волной, тянут за собой в море.
Девушка. Старик! Парус еще над волнами! Он спасется!
Она бегает по берегу и отчаянно машет руками. Старик  лежит на берегу без движения.
Девушка. О, нет! Нет! Парус пропал! Старик, лодка перевернулась!
Девушка тормошит старика, но он не поднимается.
Волны бушуют. Ветер и волны несут к берегу перевернувшуюся лодку, потерявшую и парус, и весла. Последний вал выбрасывает ее на берег. Девушке с большими усилиями удается заглянуть под перевернутую вверх килем лодку. В лодке никого, только рваные снасти и обрывок белого паруса.
Девушка прижимает к груди и лицу мокрый обрывок паруса и рыдает.
Девушка. Парус, ты видел его живым вот только что, ты ещё помнишь его руки.  Ничего, я скоро увижу его и буду рядом с ним. Навсегда…
Она безутешна, что-то кричит, проклинает море, отнявшее у нее все,  но ветер и бушующее море заглушают ее плач. Она поднимается и идет в волны. Через какое-то время волны смыкаются над ней.
На берегу лежит старик. Кажется, что смерть омолодила его. Мокрые волосы стали черными, и даже лицо утратило морщины, разглаженные волнами.
Шторм стихает. Последние лучи скользят по берегу. Темнота опускается и на море, и на берег.
05.02.2021г.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.