Сомнения...дворцовые игры 1825 года. ч.2

Щемящий миг...мешок надели
И я не вижу божий свет,
А мысль тревожит...не сбежите
С последней праведной скамьи...

Удавка жмёт и колет шею
В сторонке тихий разговор,
То наш священник ,божий пастырь
Молитвой смоет наш позор...
кн.Щепин-Ростовский Д.А.
1847г.

...Время тянулось медленно и тяжко.Камера Алексеевского равелина была маленькой и тёмной,вода местами покрывала пол.На стенах влажных от испарений тянуло холодом и мертвечиной.Запах был невыносим,отхожее место было прямо в камере,и убиралось тюремщиками раз в сутки.Светильник горел тускло и чадил,так мало было воздуха в помещении. Князь стоял у стены и с тоской смотрел на огонь. Кандалы тянули руки и мешали стоять,пришлось сесть на подстилку из гнилой соломы. Мысли проносившиеся в голове,были сумбурны и беспокойны. Разгорячённая голова,потная и грязная ,еле могла поворачиваться,такая боль была от полученных побоев.После неудачного самоубийства,там на площади и неудачного отступления, когда князь с сотоварищами был уже на Невском льду, он вдруг отчётливо понял что жертвы среди его роты были несопостовимы с результатами восстания.Ещё слышались выстрелы и топот солдатских ног по льду ,когда князь остановился и сказал своим товарищам,что он пойдёт ради спасения остатков роты прямо к зимнему и сдаться на милось победителей. Когда он вышел на площадь,там уже рыскали жандармы. Видя всё это он повернул к дому своей знакомой Кусовниковой. Придя туда ,он долго не мог добиться от привратника,чтобы его, так часто бывавшего в этом доме в другие счастливые времена, хотя бы выслушали ,а если барыня дома то и впустили.Наконец дверь открылась и он вошёл в прихожую. Там он ,увидев хозяйку, обессиленный сел и попросил убежище на время. Его проводили в гостиную ,где он попросил воды и разрешения смыть грязь с мундира. Его провели в туалетную комнату ,где он переоделся в домашнее, и когда ему почистили мундир одел его. Когда в дверь дома постучали, он был уже готов к аресту и вышел к вошедшему офицеру. Сняв саблю своего отца,с которой не расставался более двух лет,он передал её начальнику караула производившего арест.Тот был хорошо ему знаком, но при нынешних обстоятельствах никак этого не выказал . Вышел князь из дома Кусовниковой с гордо поднятой головой...
Сейчас же сидя в Петропавловской крепости он в который раз задавался вопросом, всё ли он сделал правильно и стоило ли ввязываться во все эти дворцовые игры. Князь прекрасно понимал,что их предали и Великий князь Константин Павлович теперь бессилен их спасти. Трубецкой в своей последней встрече предупреждал штабс-капитана о таком возможном результате выступления и даже остерегал его, учтя его горячность, от поспешных решений. Но князь Щепин-Ростовский не мог бросить своих солдат-гвардейцев ,решившихся на выступление в поддержку нового императора и требований изменения к ним отношений со стороны офицеров.
Сейчас , после всех событий , князь решил держаться твёрдой позиции отрешения от обвинений в измене и предательстве. Его беспокоила позиция товарищей, как они там, выдержат ли все эти физические мучения и нравственное испытание выпавшие на их долю. Самое страшное ,за что он боялся это знание того, что он прекрасно понимал что идёт направленная борьба с правдивостью освещения произошедшего. Как ему передал священик, да и сам он видел, когда его допрашивали, друзья стали давать прямые показания о признании своей вины. Князь понимал ,что это делается специально для того, чтобы была возможность документального освидетельствования причин и методов восстания.Его товарищи взяли на себя крест повиновения, ради того чтобы общество и народ знали цели восстания и знали о каком количестве участников идёт речь. Правильность этого шага подтвердила история и время. Участникам тех страшных событий в конечном итоге удалось высказаться как они желали,а не как желала власть и иже с ними.
Уже под утро Дмитрий Александрович задремал, да так крепко,что даже забыл о кандалах и всех своих заботах.
Днём к нему пришли надзиратели и провели его обмер и осмотр.В протокол внесены ; Князь Щепин-Ростовский, штабс-Капитан Московского полка, приметы : рост 2 аршина 6 вершков ,лицом бел,худощав,глаза карие, нос продолговатый, прямой. Волосы на голове и бровях тёмно-русые. Допросы были редки и краткосрочные,будто кто то оберегал князя.Было понятно ,что очевидно матушка включилась в борьбу за судьбу сына. Она обратилась к родне,к князю генерал-майору Лобанову-Ростовскому Дмитрию Алексеевичу и его супруге княгине Александре Александровне, урождённой Чернышёвой, и они помогали чем могли ,чтобы облегчить участь заключённого...В столице, в салонах только и говорили о результатах расследования министерством юстиции факта выступления гвардии против власти и о жертвах среди жителей города и гвардии. Так С.Н.Корсаков принеся доклад всемогущему министру, отрапортовал об убитых 14 декабря 1825 года на Сенатской площади четырёх тысяч трёхсот одного человека, из них две тысячи ста одного нижних чинов гвардии, девятнадцати офицеров и одного генерала. Среди жителей города пострадали от ружейной стрельбы и залпов артилерии ; черни две тысячи сто пятьдесят один человек и малолетних двадцать девять человек, тяжко раненых пятнадцать человек, легко сорок восемь.После минутной паузы, последовала ругань и угрозы в адрес составителя рапорта. " Я не могу предоставить такие цифры императору" и перечеркнув доклад , сверху написал другие цифры : Убито -1271, " черни " - 903 человека, малолетних - 19. Было много вопросов к власти, но та всё скрывала и всем оставалось только гадать и предполагать истинное положение дел.Как говорил в последствии князь Дмитрий Александрович " Я делаю историю России , а вам за неё отвечать ..."
Уже в январе ,15 числа,1826 года князя вызвали вновь на допрос,на очную ставку с Пущиным( тот был арестован 16 декабря 1825 года) и,при этом предъявили письменные его показания. Генерал Толь К.Ф. после допроса Пущина ,попросил его увести,а его показания предъявили Князю Щепину-Ростовскому Д.А. Князь внимательно ознакомился с показаниями товарища. Ответ был короток и жёсткий : " Вы знаете генерал, что все эти показания ложь,и я поражён Вашей неосведомлённостью,ведь я знал Пущина очень хорошо,тем более его почерк мне хорошо известен. Вам то зачем пачкаться в этих дворцовых играх ? Вы офицер и мне стыдно за Вас..." Более двух месяцев князя больше не трогали и не допрашивали,до самой Пасхи 18 апреля 1826 года. Вновь краткий допрос и только 12 мая князя вновь вызвали на очную ставку с Михаилом Бестужевым.Но результат был слабый,князь стоял на своём,что он защищал нового императора Константина и в никаких организациях не состоял.Бестужев подтвердил его показания.
Единственной отрадой у князя в тюрьме, были письма матушки и встречи со священником С Колосовым,с которым у него наладились хорошие добрые отношения. Колосов, даже несколько раз передавал письма матушки княгини Ольги Мироновны князю. В них она сообщала последние новости, в частности беспокойство В.Филатова о судьбе князя,тот в свою бытность, будучи предводителем дворянства Ярославской губернии ,давал князю Дмитрию Александровичу предпроводительное письмо в столицу на прохождение воинской службы. Филатов упрекал князя в неблагодарности и сожалел ,что князь не разобрался в том, что происходило в России.Преданность императорскому дому конечно дело благое,но должна быть и голова,чтобы разбираться в дворцовых играх царедворцев и семьи императора.Вся Россия понимала что Великий князь Константин Павлович не мог стать императором,в силу ряда обстоятельств и своей неблагопринятой женитьбы на польке.Так же матушка писала и о молодых дворянах,которые порывались встать на защиту князя. Княгине приходилось сдерживать благородные порывы ярославской дворянской молодёжи. После этих писем князь как бы молодел и становился ,если можно так сказать,счастливейшим человеком.Тем более ,что 30 апреля после распоряжения властей с князя сняли кандалы.Так потихоньку и проходили дни и месяцы заключения, жизнь брала своё. Пришла весна, в воздухе появилась свежесть и надежда на лучший исход дела...
Когда состоялся суд и князя осудили по первому разряду и по конфирмации10 от 18 июля 1826 года,он вздохнул с облегчением. Всё закончилось,неизвестности более не было, впереди смертная казнь ,и хотя известие не из приятных но всё таки определённость. Князь не спал ночь и думал правильно ли он поступил ,что был так предан великому князю Константину Павловичу. Мысли путались и в разгорячённой голове рождались образы восстания , лики павших гвардейцев, погибший Милорадович и нервозный Каховский, полковник Булатов А.М. и матушка Ольга Мироновна,отец князь Александр Иванович...Проснулся князь поздно,удивительно но его до полудня никто не побеспокоил. О казни пятерых его товарищей он узнал от охранника. На душе было холодно и противно,пустота давила, мучила своей предрешённостью и обречённостью. Время будто остановилось... а дальше был Свартгольм и от туда отправка в Сибирь, но это уже было 21 июня двадцать седьмого года. Замена смертной казни на каторгу пугала больше,чем смерть. Когда ты принимаешь смерть ради идеи и ради правды, это придаёт силы в последний момент жизни, а каторга это вечность и медленная смерть.Быть героем одно мгновение легче,чем вечные муки испытаний жизнью.Вот так в жизни рождаются сомнения и страх перед неизвестностью ,испытаниями выпавших на твою долю человек.Святость не в молитвах и проповедях, а в поступках и их последствиях."Могущий да выполнит " говорил Великий князь Святой Владимир, теперь и князь Щепин-Ростовский в полной мере осознал подлинность и могущество этого изречения своего предка..."...Жить не для того чтобы выжить,а для того чтобы творить и созидать, чтобы передать своим потомкам правду жизни и тех событий в которых ты участвовал , чтобы последние слова сказаные тобой в твоей грешной или праведной жизни осветили путь идущим за тобой, и правда эта ослепила врагов твоих и твоей Земли Русской..."
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.