О том, что проблемы, рассматриваемые в моих работах, чрезвычайно важны, понимает каждый, кто читает меня. Многие понимают и метод моего познания. Просто перевернутое сознание не может взять в толк логику развития действительности в моей интерпретации, являющейся необычной2. Я же создаю не какую-то систему понятий, что можно было бы воспринять и усвоить. Недуг, поразивший наше общество, и недуг, поражающий людей, понятия не однозначные, а совершенно разные. Можно говорить о прогрессирующих социальных недугах нашего общества, но можно говорить и о заболеваниях людей, принимающих массовую форму и угрожающих жизни человека на земле. Но можно говорить и о пороках, поразивших людей. Но самая страшная болезнь – это темнота и невежество людей. Эта книга – эссе о человеке, обществе и истории и о тех пороках, которые разъедают наше общество сегодня, как микробы разъедают наш организм, теряющего свою защитную силу. Мы только мысленно одно из них отрываем от другого и пытаемся представить каждого как такового, человека как такового, общества как такового, и историю как таковую. Даже болезнь и пороки мы пытаемся представить как таковых. И в этом рассмотрении каждое из них обретает самостоятельную жизнь. Наше мышление уже давно расщепило весь мир на его составные элементы, и теперь не знает, как его собрать обратно в одно единое целое и весь мир рассматривать как целостную и неделимую систему, развивающуюся поступательно. И вопрос в том, в чем аккумулировано эта система и как она выражено конкретно.
Как бы это ни говорили, мир не является разрозненным, а целостен. И он интегрируется, синтезируется и свое конкретное воплощение находит не в вещах и вещных отношениях и даже не в космосе, а в человеке и его мышлении. Мир впервые клином сошелся на человеке. Мы вообще от человека как от личности полностью отвлекаемся, растворив его в вещах и денежных отношениях, и теперь не знаем, как к нему подойти и как определять его.Мир, в котором мы живем, в действительности есть мир человека, и каждому должен открыться именно этот мир, чтобы осознали себя как человека. А он с рождения попадает в вещный мир и живет ради того, чтобы присваивать его. Перед нами вещи, роскошь, комфорт, существующий только для меня, одни чины и статусы, звания и имиджи, которые для нас уже теряют значения. И в итоге обожествляем человека капиталистического общества – предпринимателя, бизнесмена, владельца денег и т. д., видя тем самым не человека, а лишь те социальные формы, в которые он облачен и в которых он и воспринимается не личностью. Тем самым мы отождествляем его с вещами, с деньгами и вообще с экономическими категориями. И не подозреваем, кто мы друг для друга в этих социальных отношениях
Человек персонифицирует капитал, персонифицирует товар и действует по логике товарных отношений. И кого здесь волнует ваши мимолетные чувства и проявления нежности в минуты вашего одиночества? Как персонификация денег он действует по логике денежного обмена и им руководит холодный и безжизненный расчет. Во всех этих случаях человек – безличная и бездушная социальная структура, подчиненная экономическим законам, через которые он не видит ничего в этом мире. Я это состояние человека определил как денежную форму личности. Как духовная, нравственная категория он становится во всеобщем процессе индивидуализации, где он отделяется от этих структур и развивается как личность, но в своем эгоизме, сталкивающим его с миром.
Эгоизм есть чисто социальная структура, чего в человеке воспитывал капитализм веками. И ему не просто будет освободиться от него. Этот эгоизм человека и его собственническое отношение к миру в современной обстановке самоликвидируется и гибнет в массовой нищете (деградации личности, невежестве, духовная пустоте, не стимулируя людей к жизни) как побудительные силы капитализма и тем самым обнаруживает свою бессмысленность и на уровне жажды обогащения. Сегодня вся система и извне и изнутри объективно направлена на то, чтобы ограничить и разложить этого стремления. Требования, ропот, вопли, крики, недовольства, идущие отовсюду, есть крики этого умирающего стремления, все более звереющего в своей гибели. Доказывается это, прежде всего, полным паразитизмом структуры потребностей личности и деградацией ее способностей, в которых исчезают сознательная цель и смысл жизни, признанные приемлемыми для современного общества. Тем самым превращаются в бессмысленность сам образ жизни и система ценностей, признанные этим обществом и вместе с тем идеализируемые им. Не случайно социалистическое общество, на словах стремившееся дать блага каждому человеку и видевшее в этом основу социального равенства, саморазрушилось, причем стремлением человека к его собственному благу. И попытка на основе этого стремления построить "разумное рыночное общество", — это и есть не что иное, как несбыточные мечты, миф. И если сейчас для нас имеет значение не развитие производительных сил и богатства общества, а "обогащение каждого" и «свободное потребление» — эти примитивные представления изолированных людей эпохи распада, все более ограничивающиеся объективным движением, то это так же свидетельствует, что оно не имеет экономического характера и коренным образом будет разрешено только с переходом к новой общественной форме, в которой как раз преобразуется это стремление и в которой сознательно решается именно проблема человека и с точки зрения человека и другие задачи. Мир клином сошелся на человеке! И в этой исторической ситуации каждый должен осознать себя, кто он, сумма этих вещей (денег) или личность.
Именно в этом воплощена жизнь и ее развитие на земле, а потому развитие человека есть развитие мира. Если человек сегодня деградирует, то деградирует и общество. И если до сих пор не обращают внимания на человека, то значит, что люди еще живут жизнью вещей и отождествляют себя с различными категориями внешнего материального мира. О самостоятельном же существовании его внутреннего, духовного мира и человеческой личности как самостоятельной структуры, становящейся и развивающейся в противостоянии с этим внешним миром, они даже не подозревают.
В историческом развитии различные общественные формации исчезали, но люди оставались и создавали новые социальные формы объединения, применительно к которым они изменялись и сами. Но ни одна общественная форма не исчезала сама по себе, а лишь исчерпав и отжив себя. И каждой новой эпохе не просто было самоутвердиться. Но во все времена желание быть человеком и жажда жизни оставались и двигали обществом. Именно они выражались в прогрессе. Сегодня многое уже зависит от нас, как мы подходим к этому вопросу и как его понимаем. Отдать свою судьбу воле господа бога или ждать всего от государства, когда за нас все сделают посторонние силы или самому активно включиться в жизнь и сознательно управлять ее течением, — это два разных подхода, в корне противоположных друг другу и определяющих нашу судьбу.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.