ОТ АВТОРА

ОТ АВТОРА


Рассматриваемая в этой работе проблема чрезвычайно интересна. Сегодня она волнует каждого сознательного человека. Недуг, поразивший наше общество, и недуг, поражающий людей, понятия не однозначные, а совершенно разные. Можно говорить о прогрессирующих социальных недугах нашего общества, но можно говорить и о заболеваниях людей, принимающих массовую форму и угрожающих жизни человека на земле. Но можно говорить и о пороках, поразивших людей. Но самая страшная болезнь – это темнота и невежество человека. Эта книга – эссе о человеке, обществе и истории и о тех пороках, которые разъедают наше общество сегодня, как микробы разъедают наш организм, теряющего свою защитную силу. Мы только мысленно одно из них отрываем от другого и пытаемся представить каждого как такового, человека как такового, общества как такового, и историю как таковую. Даже болезнь и пороки мы пытаемся представить как таковых. И в этом рассмотрении каждое из них обретает самостоятельную жизнь. Наше мышление уже давно расщепило весь мир на его составные элементы, и теперь не знает, как его собрать обратно в одно единое состояние и весь мир рассматривать как целостную и неделимую систему, развивающуюся поступательно. И вопрос в том, в чем аккумулировано эта система и как она выражено конкретно. Как бы это ни говорили, мир не является разрозненным, а целостен. И он интегрируется, синтезируется и свое конкретное воплощение находит не в вещах и вещных отношениях и даже не в космосе, а в человеке и его мышлении. И со своей стороны я хочу добавить: в человеческих отношениях, сегодня принявших денежную форму. Именно в нем воплощена жизнь и ее развитие на земле, а потому развитие человека есть развитие мира. Если человек сегодня деградирует, то деградирует и общество. И если до сих пор не обращают внимания на человека, то значит, что люди еще живут жизнью вещей и отождествляют себя с различными категориями внешнего материального мира. О самостоятельном же существовании его внутреннего, духовного мира и человеческой личности как самостоятельной структуры, становящейся и развивающейся в противостоянии с этим внешним миром, они даже не подозревают.
В историческом развитии различные общественные формации исчезали, но люди оставались и создавали новые социальные формы объединения, применительно к которым они изменялись и сами. Но ни одна общественная форма не исчезала сама по себе, а лишь исчерпав и отжив себя. И каждой новой эпохе не просто было самоутвердиться. Но во все времена желание быть человеком и жажда жизни оставались и двигали обществом. Именно они выражались в прогрессе. Сегодня многое уже зависит от нас, как мы подходим к этому вопросу и как его понимаем. Отдать свою судьбу воле господа бога или ждать всего от государства, когда за нас все сделают посторонние силы или самому активно включиться в жизнь и сознательно управлять ее течением, - это два разных подхода, в корне противоположных друг другу и определяющих нашу судьбу.
Многие до сих пор не поняли, почему государство оставило людей на произвол судьбы и каждого предоставило себе, и теперь люди живут, как им заблагорассудится. В советском обществе государство опекало каждого. И это формировало иждивенцев и исполнителей, некритически следующих правилам и нормам, вырабатываемым обществом. Но здесь люди жили ради общества, и их судьбу решало общество. За рамки же общества и его идеологии никто не мог выходить. И это общество, как и государство, в социалистически период стояло над людьми и манипулировало ими как марионетками. Предоставленность же каждого самому себе – это само по себе величайшее освобождение, к которому человек шел долго и мучительно и в котором благодаря своему объективному положению он вынужден о себя заботиться сам. И вместе с тем в этом его положении для него впервые открыты широкие просторы жизни.
Люди еще просто не поняли сложившуюся помимо их воли и сознания обстановку и продолжают ее рассматривать по-прежнему, чаще всего оставаясь пассивными по отношению к себе и своим возможностям. И, вопреки мнениям многих, рассматривающих нашу эпоху «эрой денег», мы впервые входим в Эру человека. И поскольку она подкралась к нам неожиданно и исподволь, мы растерялись, и теперь переживаем удивительные превратности судьбы, обусловленные нашим невежеством. И мы до сих пор не заметили, что наша жизнь стала сплошной превратностью. И куда бы мы ни смотрели, мы видим только мир, вывернутый наизнанку и во всем противоречащий нам. И что еще более удивительно, все к нам является неожиданно. Так что наше поистине слепое развитие преподносит нам только сюрпризы.
История до сих пор еще не знала такого революционного движения, которое было порождено социализмом и какое мир увидел в общественном повороте, объективно приведшего к коренному изменению системы. И мы отчетливо увидели в нем одну неоспоримую истину: человек и общество как бы поменялись местами. Но сейчас никто и не подозревает, какая сила теперь назревает уже в рыночном обществе в рамках денежных отношений, в то время как иные озабочены главным образом «демократическим президентом» или «экономикой» или «политикой» и мечтают неизвестно о какой свободе. Мы на все смотрим с точки зрения стереотипов прошлого, даже не имея малейших понятия о том, что с нами произошло за прошедшие десятилетия. И многое здесь до сих пор остается загадочным и необъяснимым. Мы даже представления не имеем, что с нами произойдет, если история нас еще раз отбросит назад, и мы снова окажемся в том глубоком кризисе, из которого выходили только благодаря мировому капиталу. Ведь если мы снова зайдем в кризис, то нас будут определять не интересы отдельных лиц, желающих оказаться во власти, а тот факт, что нам необходимо самостоятельность, ибо мировой капитал, по всей видимости, скоро сам будет нуждаться в оказании ему помощи.
Общество из кризиса выведут только самостоятельные и активные люди, осознающие объективное положение вещей и, прежде всего, развертывающуюся необходимость, не путая ее со старыми стереотипами и собственными желаниями. А для этого нужны правильные знания и правильное объяснение сложившейся ситуации. Запомните, человеческая жизнь – самое ценное и высшее творение природы и истории, и никакие экономические и политические категорий по отношению к ней не имеют самостоятельной ценности. И люди нашей эпохи это должны понять, если они хотят выжить и стать наконец личностями и жить человеческой жизнью, отбросив жизнь вещей.
В самом деле, что такое свобода в самом общем и кратком смысле этого слова?
Создаётся впечатление, что в обществе может существовать свобода вообще. И от чего же тогда люди должны освобождаться? От государства? От произвола государственных чиновников? От насилия государственных органов над людьми? А владельцы денег, люди, их взаимоотношения друг с другом, основанные на деньгах? А что такое вещные, денежные отношения, ставшие сегодня всеобщими? Что в наше время действительно порабощает человека? Что означает все это? Ведь совершенно очевидно, что если рассматривать более близко и применительно к практике, то понятие «свобода» оказывается сложным словосочетанием. И нам никак не уловить его содержания, когда мы переживаем поистине бурные процессы освобождения личности в самой удивительной форме – в денежном рабстве.
Между тем в обществе, определенном как общество гражданское, свобода существует только как «вообще», лишь в той мере, в какой каждый предоставлен себе и может поступать, как ему заблагорассудится. И эта свобода была добыта, повторяю, нелегким трудом и нелегким развитием. И человек еще не знает, как использовать эту свободу в обществе, которое беспрерывно насаждает стандарты рыночных отношений. И свобода, определяемая деньгами, ясно, существует для каждого отдельного человека только формально как такое положение человека в обществе, но для каждого в итоге оборачивается денежным рабством, которое, принимая всеобщую форму, сворачивает и мир.
И отсюда попробуйте рассудить, что такое свобода и как с ней сообразоваться как с истиной. И появляется оно, это положение человека, для нас, как и всякое явление в распаде, неожиданно. Логику же денежных отношений, к которой мы никогда не были готовы, мы не знаем. Мы только любим деньги, и ради них идем на все. Ведь говоря «о стандартах Запада», каждый мечтал только о богатстве. И если и общество взяло эту идею в качестве руководящей идеи, значит, оно ориентировалось просто на интересы людей и основывалось на индивидуальном сознании, отбросив общие проявления жизни. А «свобода» осталась опять абстракцией, далекой и недосягаемой для людей. Ведь каждый человек стремится к своему собственному благу, и здесь интересы людей сталкиваются и воюют друг с другом. Каждый желает побольше отхватить. И человека, до этого бывшего трудящимся и жившего на свою зарплату, так или иначе участвуя в общественном труде, вдруг охватывает жажда обогащения, жажда наживы. И он незаметно для себя становится рабом вещей и рабом денег.
Где же здесь свобода и от чего человек должен освобождаться? Свободное развертывание жажды наживы, ненасытности? Все прелести этой свободы мы как раз и переживаем. И государство не знает, как их обуздать. А в реальной жизни мы пока еще не наблюдаем каких-либо позитивных сдвигов и положительных тенденций, которые тоже требовали бы свободного развертывания. С самого начала распада в постсоветском пространстве развертывался только дух разрушения, требовавший свободного развития. И он безостановочно и развертывается по сей день. Так называемое голое потребление уже не имеет границы
Сегодня государство уже не способно защитить своих граждан и оградить их от насилия, существующего в индивидуальных проявлениях и в виде многочисленных страстей и стремлений людей, сталкивающих их друг с другом. Больше того, люди, работающие в государственном управлении, под влиянием денег, все больше коррумпируются и обнаруживают, напротив, разрушительный характер. И многие до сих пор даже не подозревают, что государственное управление разлагается, отчуждаясь от самого общества, от людей, от народа. И здесь оно становится над обществом. И что это с собой представляет объективно, с точки зрения исторического развития, а не нашей субъективной, об этом люди еще не задумались. Поэтому чаще всего растут нападки на государство.
Отсюда и беспорядок, и ропот, идущий отовсюду и обращённый к государству и требующий упорядочить это разлагающееся общество. И понятия «распад» и «разложение» в наше сознание еще не вошли. Мы уже являемся свидетелями появления в мировом и нашем развитии таких уродливых явлений, как работорговля, неприкрытое порабощение человека, дикая эксплуатация. Произвол и насилие над человеком становятся даже принципом, и многие наводит мысль на то, что мы все это должны воспринимать, закрывая свои глаза.
Всё это свидетельствует о том, что общество разлагается. А государство, исторически сложившееся с точки зрения экономики и социальных отношений, в данных ситуациях совершенно себе не представляет, как оно должно организоваться применительно к человеку и его свободе. Тем более оно не представляет, как «обогащать каждого» по Западу, как каждому давать блага в условиях распада экономики. Если бы государство и законы были способны упорядочить общество и создавать для людей равные условия жизни с полной гарантией их безопасности вне активного участия людей, то вообще не нужно было бы никакой инициативы и никакой активности личности, и люди могли бы преспокойно жить в “городе солнца” Т. Кампанеллы или на острове Т. Мора. А ведь вся суть состоит в том, чтобы люди, предоставленные теперь себе, сами организовывали свою жизнь, взяв свои судьбы в свои руки, и, объединившись как активные и сознательные люди на человеческих началах, строили свою жизнь сами. И к этому как раз дорогу никто не закрывал. Другое дело, что в этом им их государство должно помогать, пока в нем объективно не отпадет надобность.
Сейчас совершенно стихийно происходит именно это, и понятие «выживание» говорит именно об этом. Хотите жить плодотворно и творчески, хотите жить долго и интересно, хотите быть здоровым, потрудитесь сами и, оглядываясь по сторонам, старайтесь понять свою жизнь и свое общество. Уповать же на посторонние силы, стоящие будто бы над вами и повелевающих вами – это просто признаки нашего бессилия в том нашем положении, в котором мы оказались неожиданно.
Ведь государство является государством граждан. Это его объективное положение. И таковым исторически оно сложилось впервые, а то, что оно является государством владельцев денег, государством олигархов, манипулирующих этим обществом, есть всего лишь объективное положение, обусловленное денежными отношениями. Оно таковым останется, пока не обуздана власть денег, и люди пассивно ждут свою судьбу от внешних сил, даже не подозревая, какая величайшая сила скрыта в них самих.
Общество не может измениться ни само по себе и ни «по щучьему велению». Оно изменяется только через человека и посредством человека. И человек должен задуматься о себе, кто он есть и что он может? И конкуренция для этого открывает все просторы. А это значит, надо бороться и побеждать. Но не в одиночестве, а вместе. В одиночестве человек только деградирует.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.