А поговорить?...
Анатолий Голубовский: «Желаю всем почаще улыбаться!»
«Вокзал, несгораемый ящик разлук моих, встреч и разлук, испытанный друг и указчик,
начать - не исчислить заслуг»... Сегодня вслед за Борисом Пастернаком мы можем повторить его гениальные строки, заменив при этом «вокзал» на «фэйсбук», ибо именно несгораемый ящик социальных сетей ныне – место встречи и знакомств, которое изменить не то, что трудно, но и, практически, невозможно. Вот и моя виртуальная встреча с актером, журналистом, блогером Анатолием Голубовским произошла в интернетовском пространстве, где я с интересом прочитал его беседу с коллегой, артистом и писателем Алексеем Курилко. Вскоре мы стали друзьями по переписке, я получил возможность и удовольствие читать его всегда остроумные и ироничные сентенции, а также интервью, в которых он обсуждал самые животрепещущие проблемы с Личностями, чьё мнение интересно не только автору и близким родственникам собеседников, но и, как принято говорить, «широкому кругу» читателей и зрителей. А потом появилась мысль побеседовать самому, познакомиться поближе и познакомить этот самый «широкий круг» с тем, кто так удачно объединяет в себе столь разные таланты – артиста, журналиста, поэта и (!) специалиста по недвижимости.
«А чем, собственно, хочу я в этой жизни заниматься?»
- «Ты помнишь, как всё начиналось? Всё было впервые и вновь…» Машина времени сидит в каждом из нас, фиксируя не только часы и минуты, но и события, формирующие судьбу. Каким было начало Вашей журналистской, театральной, литературной деятельности?
А.Г.: Ну, литературную — как таковую, я не веду. Не считая знакомства с отдельными писателями и поэтами. Но это, так сказать, общественно-литературная часть. А персонально — я человек, который иногда что-то пишет в рифму, иногда не совсем в рифму, временами — вовсе без оной. В результате получаются (ну, мне так нравится думать) стихи, рассказы. Литература ли это? Не знаю...
С журналистикой проще. Что-нибудь ваял всегда. Статьи, обзоры, репортажи. Иногда — на заказ. Иногда — для себя (ага, еще в школе), просто из любопытства. Как-то написал несколько аналитических статей для сайта недвижимости (занимался оной в то время). А потом был очередной период под знаком «а чем, собственно, хочу я в этой жизни заниматься?»
И когда ответил себе на этот вопрос, нехорошо как-то стало. Потому как, по-честному, хотел я всегда делать две вещи: писать и играть. Ну, а в реале... в реале делал то, что, как я понимал, может приносить вполне сносный доход. Это ни хорошо, ни плохо. Вроде бы. Но когда на вопрос самому себе: «а занимался ли ты в жизни тем, что тебе в кайф» отвечаешь: «нет, потому что боялся: вдруг не получится», то поводов гордиться собой остается как-то не слишком много. Предложил товарищу сделать свой сайт. Полгода спустя жизнь привела в студию театра «Черный Квадрат». С тех пор (с 2012 года) и плыву в этой лодке
- Думаю, что удачно плыть помогает следование формуле «В здоровом теле – здоровый дух» (хотя есть и издевательское продолжение её «На самом деле – одно из двух»). Но к Вам продолжение фразы не относится…
А.Г.: По поводу физического состояния всегда был пунктик. Я такой себе эстет. Плюс выросший рядом со стадионом. Дома была серия «Памятники мирового искусства». Греческие, римские статуи, Микеланджело - «да». Рубенс - «нет». Опять-таки, можно только смотреть, не участвуя в процессе. Но постепенно я привык быть в форме. Хотя профессионально ничем не занимался (ну, футбол на уровне институтских команд и коллективов физкультуры — чисто для себя). А потом выяснилось, что привычка-то, ко всему, полезная. Когда по ситуации случилось вообще не нагружать себя продолжительное время, разницу почувствовал. Но это объяснить невозможно — это надо на себе испытать. А потом ко всему позвоночный диск полетел. Когда умелец-доктор спину мне отремонтировал, то в шутку заметил, что я потерял возможность быть не в форме. Ибо тренаж нужен постоянный. А я и не против. Поверьте, обычное состояние здорового тренированного человека и человека, приседающего два раза в неделю по десять раз — просто сравнивать некорректно. Это ВЫГОДНО.
- Вы правы. Выгодно быть сильным, позитивным, энергичным, жизнерадостным. Мудрец сказал, что «главное дело жизни – познание себя – может стать главным только вопреки жизненному императиву: «не познавай», иначе не останется времени на суету». Как удаётся Вам совмещать порой несовместимое? Какие приоритеты для себя считаете наиболее важными? Что подпитывает вдохновение?
А.Г.: А знаете, без совмещения могло бы и не получиться-то ничего. Скорее, это взаимодополнение. То, чему учат в студии, я применяю в процессе общения. И это проявляется не только к интервью. А многое, что помогает мне расти как актеру, я вынес из журналистики. Внимание к собеседнику. Реакция на ответы. Ведь фактически, перед встречей у меня есть полдесятка (примерно) вопросов, которые я хочу задать человеку. А остальное выстраивается в процессе общения, в зависимости от того, что отвечает собеседник. И некоторые вопросы так и остаются не заданными, поскольку становится понятно — не актуально, проехали. Леша Курилко очень точно отозвался, что у нас с ним получилась скорее беседа, чем интервью. Так и есть. А вдохновение... Думаю, если человеку нравится то, чем он занимается, то это уже само по себе источник если не вдохновения (не хочу рухнуть в патетику), то желания сделать как можно больше. И лучше, понятное дело...
-«Не достиг вершин – еще или уже? Стынет в жилах кровь на вираже. Не упасть бы мне, вписаться в поворот. Гордость чертова покоя не дает. Да спина еще чужая впереди, да напутствие: "Попробуй, победи…” И кручу, кручу, кручу себе назло. Вдохновенье покрутило и ушло.Только злость скрипит упрямо на зубах. Привкус соли или славы на губах. Я гоню. И вот я снова в вираже… Не достиг вершин–Еще или уже?» Какие вершины считает покоренными? Есть ли среди них особенно важные, знаковые интервью?
А.Г.: Да я их все люблю, если честно. Все — какой-то урок, что ли. Может, потому, что персоналии для интервью подбираю сам, это люди, у которых можно и нужно учиться, все интересны, со свои взглядом на жизнь, уникальным опытом...Те, которые ближе по времени, помнятся лучше — с Курилко, Арестовичем, с худруком «Черного Квадрата» Нееловым. Очень запомнились Сергей Кузин (даже не берусь перечислять регалии — и шоумен, и продюсер, и еще многая чего), милейшая Соня Сотник, которая окрестила нашу беседу «психотерапия-лайт». Александр Олешко, сам практикующий психотерапевт, для презентации себя, любимого, сбрасывает ссылку на наши беседы (их состоялось три) — мол, там обо мне все. Кстати, чисто технически, при расшифровке, эта серия была довольно сложной — очень нелинейными были беседы, собирал потом, как конструктор лего. Так что — нет однозначного ответа
« Литература не делает человека счастливым»
- Чехов сказал: «Нет того урода, который не нашел бы себе пары, и нет той чепухи, которая не нашла бы себе подходящего читателя». Что находят себе сегодня читатели, и что пишут писатели? Чем отличается литературная жизнь Киева сегодня? Кого из современных писателей отметили бы?
А.Г.: Литературная жизнь... В этом чукча немножко предвзят. Что ближе — о том и расскажу. На стыке жанров, так сказать. Если отталкиваться от того, что жизнь — это нечто живое, то сейчас в Киеве постоянно проводятся поэтические вечера, баттлы, в которых вживую можно попробовать свои силы. Там просто россыпи талантов. В прошлом году у замечательной девушки Юли Мироненко возникла мысль поздравить Artistic Director студии Черного Квадрата Мишу Кострова чтением его стихов в троллейбусе. Сделали, отсняли. Реакция людей в транспорте — бесценна.
https://www.youtube.com/watch?v=W_MY7P5-fIg
Потом сделали две постановки в стихах - «Да, о любви» и «Свидетель №5» (идея и постановка Юлина плюс Алены Курты).
Стихи в спектаклях на три четверти — авторские. Опять-таки, слезы зрителей — лучшее «спасибо». Вторая часть вопроса — если касается тех персоналий, которые на данный момент в Киеве, то из писателей уже известных— Курилко, Дмитриев. У них не просто веришь, что такое могло произойти, а еще проще - «о, а вот со мной было почти так же. А такое видел. И не раз». Причем — не надо «расчитываться», погружение идёт с первых строк.
- И ещё одна цитата. На сей раз Виктора Гюго: «Пусть лучше меня освищут за хорошие стихи, чем наградят аплодисментами за плохие». Кого Вы мысленно награждаете аплодисментами? Что читаете? Какие книги, журналы привлекли внимание? Какие фильмы…
А.Г.: Ой, читаю...В силу того, что сделал на сайте поэтический раздел, читаю много стихов. Юных, молодых, взрослых. Много, действительно МНОГО хороших и разных произведений. Начать перечислять все — закончим завтра. Но «Девчушка с глазами лисы» Сережи Анчуткина — вообще до слез.
С журналами — сложный вопрос. Ибо дохожу до них крайне редко. И давать какие-либо оценки было бы некорректно. Но «Радуга» - это достойно. Это – то, чем Киев может гордиться. Книги... Да, наверное, те, о которых и через время вспомнишь, а они все равно привлекают внимание. Не знаю, вот поток сознания, без какого-либо ранжирования: «Лжец» Стивена Фрая, «Агнец» Кристофера Мура, «Священная книга оборотня» Пелевина, «Чапаев и пустота» его же, «Иностранка» Довлатова, «Волчья любовь» Курилко, «Легенды Невского проспекта» Веллера, «Крестьянин и тинейджер» Дмитриева...о, «Медиа Sapiens» Минаева. Конъюнктурщик, он, конечно, изрядный. Но «Медиа...» - просто пособие для трезвого взгляда на реальность и прививка от средств массовой информации. А за одно предсказание времени военного конфликта с Грузией в 2008 году (книга издана в 2007) можно высказать автору отдельный респект.
Из фильмов... За последнее время - «Отель Гранд Будапешт». Что любопытно, кино классное, здесь вопросов нет. Но, вроде бы, что-то за этот же период произвело поначалу большее впечатление. Но вот навскидку первым вспомнился он.
Однако из увиденного я бы поставил на первое место причем, с большим отрывом, постановку театра «Современник» «С наступающим» с Ярмольником и Гармашем. Театральные постановки сложно оценивать с экрана, теряется эффект присутствия. Но здесь даже в таком варианте — просто убойное впечатление. Достоверность существования и драматургия — какие-то запредельные. Жаль, что уже снят с репертуара...
- Не помню, кто сказал: «Каждое слово имеет отзвук, каждое молчание–тоже». Что происходит с литературным процессом сегодня? Он безмолвствует, или ещё подаёт голос? Востребована ли серьёзная книга?
А.Г.: Конечно, востребована. Как и во все времена. Если имеете в виду девятый вал литературного фастфуда — так ничего удивительного. Книгопечатание, если оглянуться, изобрели не так давно.
Долгое время на подобном жанре не было возможности заработать — целевая аудитория в массе не умела читать. А что, Пушкина, Дидро, Байрона читали широкие народные массы? Как-то не до этого было. Интересы лежали в иной плоскости. Убедительные средневековые перфомансы на площадях с усекновением головы либо расчленением собирали куда большую аудиторию, чем пьесы Шекспира.
Сейчас, как и во всех остальных сферах, происходит стремительное расслоение по фракциям. Но серьезную литературу читают. И молодежь, если вопрос об этом также — вполне «в теме». Меняется стилистика изложения, язык, но вечные вопросы и проблемы так и останутся вечными — кто мы, зачем мы, любовь и верность, ненависть, предательство...
Девять лет без телевизора…
-Михаил Жванецкий отметил, что писательиз-зателевидениянеисчез, новот читатель– пропал. Почему телевидение игнорирует литературу? Или это не так? Смотрите ли телевизор? Какие фильмы, программы отметили бы…
А.Г.: Девять лет назад ящику была провозглашена анафема как главному пожирателю времени, и он был отлучен от семьи. По прошествии года пребывания в карцере (под столом), обвиняемый был изгнан на вечное поселение к родителям. В силу вышеперечисленных событий — не могу судить. Если же сделать стороннее допущение, то ТВ на данном этапе литература (серьезная, как я понимаю), не выгодна, как коммерческий продукт. Сама концепция ТВ — подавать материал разжеванным и готовым к употреблению без напряжения извилин, причем с расстановкой тех акцентов, которые нужны владельцу канала — вступает в неразрешимый конфликт с задачами, стоящими перед литературой. Ибо она заставляет думать. А это для ТВ опасно. Этак зритель задумается раз. Другой. А там и будет потерян на веки вечные, а этого как раз и нельзя допускать. Из программ — пожалуй, беседы с Владимиром Познером. Их много залито на ютюб, там же и натолкнулся.
- Почему человечество не прислушивается к добрым советам, не вчитывается в мудрые книги, не следует христианской морали, в конце концов. Ведь Слово, которое было в начале, учило добру и милосердию. Где оно?
А.Г.: Мне лестно удостоиться такого вопроса. Но ответить не берусь. Мне не нравится термин «христианская мораль». После десятка переводов от написанного на арамейском первоисточника, что достоверно осталось? Я — не знаю. Кто пытается, да и пытался доносить слово до широких масс? Люди, которые сами не считают нужным соблюдать ими же проповедуемое?
Но — маленькое предположение. Прогресс человеческой цивилизации в том представлении, которое мы имеем о нем, сегодня сопряжен с войнами, то бишь, с насилием. Необходимость находить все более изощренные орудия убийства и средства защиты против них заставляла работать мозг в форсированном режиме.
Была ли возможность пойти другим путем? И есть ли она сейчас? Думаю, да. Но для этого нужно время. Перестройка ментальности, жизненных ориентиров и системы ценностей. Беда в том, что мы не любим ждать. Нужен результат в течение обозримого отрезка времени. Иначе - не работает
Представьте, приходите вы, будучи пещерным человеком, к таким же пещерным людям, с предложением построить современный дом со всеми удобствами, но при том, что сами его еще никогда не строили, просто картинка у вас возникла такая. Нет чертежей, которые нужно сделать, нет инструментов, нужных материалов... Да, у вас все будет красиво и здорово, но сумеете ли вы осилить данный кусок за свой жизненный цикл — неведомо. А людям нужно жилье. Сейчас. А потом прихожу я и говорю, что на соседней горе есть шикарные пещеры, но есть один момент. Там уже живут люди. Но их мало и они «не такие, как мы». За кем пойдут? Хотя, как знать — возможно, после паузы, необходимой для подобной перестройки, человечество сумело бы сделать прорыв, масштабы которого вообразить мы сейчас просто не в силах. Как те пещерные люди вообразить современный дом.
В реальности намечается «Интереальность»
- Из краткого экскурса в литературное и историческое прошлое вернемся в настоящее. Кто из литераторов, на Ваш взгляд, определяет сегодня уровень писательского мастерства, объединяя глубину мысли и искренность чувства с читательской популярностью?
А.Г.: Ой, каверзный вопрос. Тут столько личных предпочтений моментально всплывает, мама дорогая. Поясню. К примеру, никогда не был в восторге от Достоевского. Ну, не мой писатель. Уровень? Да. Популярность? Безусловно. Упоминать о нем? Увольте. Поэтому — сугубо личное восприятие, а там хоть грузовик на меня вываливайте.
К перечисленным несколькими абзацам выше господам я присовокупил бы Бегбедера, Мураками, Вербера, Грошека, Сапковского. Опять-таки, поток. Без ранжирования.
- Мы строим планы, а планы строят нас. И, всё же, что собираетесь строить, какие реально-нереальные перспективы видите, а также что пожелаете читателям?
А.Г.: Надеюсь, что и в будущем году в Киеве состоится очередной поэтический фестиваль «Интереальность». Надеюсь, будет реально интересно. На стадии подготовки несколько театральных постановок — об этом пока в подробностях не хотелось бы. Проблемы? Да ладно, если на протекающий потолок смотреть снизу — это проблема, а сверху — это бытовой вопрос, не более...
И, господа, желаю всем почаще улыбаться. Улыбка — офигительная штука. Друг становится еще большим другом. Враг либо приходит в бешенство (что само по себе уже приятно) либо, что неожиданней, но еще приятней, тоже может стать другом.
Беседовал Владимир Спектор
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.