Пражская неделя Владимира Кострова

Анатолий Шитов


 

Естественное желание пригласить Владимира Андреевича Кострова в Прагу возникло давно, в 2010 году, когда, познакомившись с ним на фестивале «Славянские традиции» в Крыму, мы, чешские участники фестиваля, узнали, что поэт, посетивший многие города и страны мира, не был в Праге.

Добрые феи положили в костровскую колыбель немало даров: Владимир Андреевич не только замечательный поэт, он и талантливый ученый, и сильный шахматист, великолепный чтец, наизусть знающий не только любую строчку своих стихов, но и множество стихотворений других поэтов...

Среди его талантов, быть может, самый ценный – дар общения, душевной щедрости, открытости и неподдельного, ничем не замутненного, бескорыстного интереса к человеку и миру. Беседуя с Костровым, чувствуешь себя легко и радостно, с самой первой минуты Вас не покидает удивительное чувство взаимопонимания, отсутствия препятствий, уверенности в том, что ты говоришь с близким человеком, которого знаешь очень давно и которому можно довериться... Cам облик Владимира Кострова, задушевные интонации и живые темы приглашают к разговору «без дураков».

Великодушное и доброжелательное отношение к собеседнику подкупает и пленяет с первой минуты. У Владимира Кострова всегда было множество друзей, а вот недругов у него не было и нет.

... Пять лет мечтал о поедке в Прагу Владимир Костров... Ждали и надеялись на встречу с поэтом его пражские знакомые, друзья, любители русской литературы.

Разные обстоятельства – в первую очередь недуги и нездоровье Мастера – препятствовали осуществлению замысла, приезд его в Прагу несколько раз откладывался... И вот, наконец, желанное сбылось.

В преддверии приближающегося 80 – летия Владимира Андреевича Российский центр науки и культуры в Праге поддержал инициативу Общества Юлиуса Фучика и пригласил поэта, председателя Международного Пушкинского комитета, в Прагу на празднование Пушкинских дней.

Владимир Андреевич Костров приехал в Прагу в разгар антироссийской кампании. Накануне приезда Владимира Андреевича в Прагу насторожили выступления чешских генералов на пражской конференции «Наша безопасность». Петр Павел, который готовился занять второй высший натовский пост - председателя Военного комитета НАТО, и Иржи Шедивы, постоянный представитель Чехии в НАТО, не в шутку, а всерьез подсчитывали, сколько дней понадобится России для оккупации Прибалтики и захвата Киева. Доказывали, что Россия не сможет нанести поражение НАТО, готовили общественное мнение к увеличению военного бюджета страны. Броская реклама в пражском метро приглашала на презентацию чешского издания второго тома «Истории России» профессора Андрея Зубова, обещая встречу с руководителем коллектива авторов, написавших «подлинную историю России». Эта атмосфера – вне всякого сомнения – повлияла на отношение многих чехов к вечеру поэзии Кострова.

 

Встреча с поэтом напомнила о том времени, когда поэты были любимы народом, а поэтического слова ждали, оно было важнее и необходимее многих материальных благ. Когда песни и стихи звучали не только на каждом школьном вечере, в каждом рабочем и студенческом общежитии, в залах дворцов культуры и музеях, но и на улицах и площадях. Когда томики стихов любимых поэтов издавались стотысячными тиражами и расхватывались, не залеживаясь...

Он – достойный наследник славных традиций русской классической литературы, русский советский самородок, один из тех, чья судьба подтверждает демократический, нравственный смысл всех трех русских революций, открывших дорогу талантам из народа. Из самой его толщи. Он – плоть от плоти и кровь от крови народа. Не со стороны смотрит он на жизнь России и мира... Певец своего народа Владимир Костров радуется, а не сорадуется, не сострадает, а страдает...

Поэзия Владимира Андреевича - как среднерусская природа, берущая за душу и наводящая на размышления, лирическая, т.е. раскрывающая свое отношение к предмету, очень русская поэзия. Поэзия высшей пробы ... Его стихи просятся стать песней. Не случайно уже в студенческие годы песни на его стихи пелись у костров и в рабочих и студенческих общежитиях.

Поражают острое восприятие и глубокое осмысление проблем современности – неприятие мира социальной несправедливости, чуткость к стигматам современного мира. В тяжелые не только для России времена у него, поэта светлой стороны бытия, зазвучали сначала печальные, а затем и мрачные аккорды осознания трагической стороны жизни страны, которые оглушают в реквиемном «Мы – последние этого века» и в пронзительно - исповедном «Горько, Коля, на Руси, очень горько. Всё, что сеяли отцы – всё смололи».

Читая эти строки, каждый, чье сердце не заросло диким мясом, проникается ощущением конца целой исторической эпохи и угасания, ухода из жизни последних поколений советских людей. Последних представителей народа - богатыря, который удивлял и восхищал, героические деяния которого имели всемирно – историческое значение и вдохновляли народы мира.

И все же поэзия Владимира Андреевича Кострова сохранила оптимизм, светлую веру в будущее России и человечества... Ведь самое страшное для человека и народа – жить сегодняшним днем, не иметь будущего.

Радует, что значение поэта Владимира Андреевича Кострова для современной русской литературы – и российской культуры – осознается. Об этом говорит и награждение поэта премией «Золотой Дельвиг» - «За верность слову и Отечеству» за 2014 год.

Инициатором приглашения выдающегося русского поэта в Прагу стало Общество Юлиуса Фучика, созданное в январе 1991 года чешскими журналистами, возмущенными ложью и клеветой на национального героя Чехословакии.

Пристально вглядываясь в жизнь и творчество Владимира Андреевича Кострова, мы убеждались в том, что они кровно родственны идеалам и пафосу творчества Юлиуса Фучика.

Ведь и Юлиус Фучик был не только знатоком поэзии, но и поэтом... Высокой поэзии полны многие его репортажи, начало его незавершенного романа и даже письма: «Ты знаешь, как я любил пространство, солнце и ветер, и как я хотел быть всем тем, что в них живет: птицей или кустом, облаком или бродягой. Но однако годы, долгие годы, я живу под землей, разделяя судьбу корней... Неприглядных, пожелтевших корней, окруженных тьмой и тлением, и - держащих дерево жизни над землей. Никакой буре не повалить дерева, корни которого крепки» - писал он из тюрьмы своей жене Густине.

И, пожалуй, самое трудное и самое человечное, роднящее поэта с национальным героем Чехословакии Юлиусом Фучиком - призыв умирать не с проклятиями на устах, а со словами любви. Любви и веры в человека!

Для нас, фучиковцев, ценно, что творчество Владимира Кострова созвучно и поэзии почетного председателя Общества, замечательного чешского поэта Мирослава Флориана, созвучно не только по духу, но и по художественным достоинствам раскованного поэтического языка.

Четверостишие М. Флориана было использовано при оформлении скульптурной композиции «Космонавты» у станции метро «Пражская» в Москве.

МИР ТЕБЕ, ПЛАНЕТА ГОЛУБАЯ !

КОСМОСУ ТВОЙ СВЕТ НЕ ОБЪЯСНИТЬ

СВЕТИТ ИЗ ГЛУБИН НЕ УВЯДАЯ,

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЖАЖДА ЖИТЬ.

Два космонавта, советский и чехословацкий, напоминают о тех днях, когда мир и дружба между народами не были пустым словом.

Правда, перевод на русский язык не совсем точно передает глубокую мысль поэта: человечество рвется в космос, осознавая, что стареет Земля... Была в стихотворении, откуда взято это, слегка измененное, четверостишие, и еще одна строка, выражающая гордость, что именно страна серпа и молота открыла землянам дорогу в космос.

Сердце поэта разрывалось от боли и не вынесло свистоплясок в Чехии после переворота в ноябре 1989 года, названного Бархатной революцией. Имя поэта было вычеркнуто из антологий чешской поэзии, из учебников, сборники его стихов удалялись с полок библиотек, его новые стихи не печатались… Мирослав Флориан умер от разрыва сердца прямо на сцене зала, где собрались его друзья и ценящие его талант читатели, в день своего шестидесятипятилетия, когда, после выступления с оценкой его поэтического творчества и поздравлений, поэту вручили сборник его новых стихов «Зарубки». Его друг, замечательный чешский поэт Иржи Жачек на его смерть откликнулся стихотворением «Привет на тот свет».

 

Верность своим убеждениям, не отрекшись от выстраданных народом идеалов и ценностей, сохранил и поэт Костров.

«Душа, не кайся и не майся –

За то, что я другим не стал.

Да, я стихи колоннам майским

На Красной площади читал».

 

«Была Советская Россия.

Была великая страна.

Стихи друзей придут оттуда

И возвращаются туда.

Такого певческого чуда

Уже не будет никогда».

Всем «фучиковцам» дорого и близко костровское поэтическое слово: и его стихи советского времени, и эпистолы и эпитафии певца, с болью сердечной поведавшего о конце века ХХ, с объяснимой тревогой вглядывающегося в век ХХI...

«Я боюсь, чтобы завтра не прервалась

Меж живыми и мертвыми вечная связь,

Я боюсь двадцать первого века».

Приезд поэта Владимира Андреевича Кострова мог стать крупнейшим событием культурной жизни Праги. Издаваемая на русском языке газета «Пражский экспресс» напечатала статью, посвященную творчеству поэта, «Пражский телеграф» стал медиальным партнером творческого вечера поэта, опубликовав сообщение под названием «Вершины русской поэзии ХХ века». Приглашали на творческий вечер русского поэта объявления в Национальной библиотеке и Пражской городской библиотеке, в Славянском институте...

Мы так надеялись на это – надеялись и верили. Ведь любую встречу с гостем из России можно рассматривать и как возможность заявить о своем отношении к великой русской культуре и к России. Разочаровало отношение русской Праги к приезду и выступлению поэта. На вечере, напомнившем о праздниках поэзии в советское время, чешские друзья и читатели Владимира Андреевича Кострова оказались в большинстве.

Выступление с приветственным словом на открытии Заключительного тура смотра – конкурса «Арс Поэтика. Памятник Пушкину», а конкурс этот, благодаря настойчивости и энергии организаторов, до сих пор проводится в Чешской Республике,

было неожиданностью для участников и гостей 49 –го пушкинского фестиваля. В памяти юных участников «Памятника Пушкину» останется задрожавший голос председателя Чешской ассоциации русистов Иржи Клапки, когда он, представляя Владимира Андреевича, читал заключительную строку его стихотворения «мы - последняя нежность войны». 260 победителей краевых конкурсов, приехавшие в Прагу из разных городов и поселков Чехии, дружно аплодировали председателю Международного Пушкинского комитета, блестяще прочитавшему свое стихотворение «Браво, Пушкин!».

Яркое и глубокое впечатление оставило выступление Владимира Кострова в Большом зале Российского центра науки и культуры. Сама подборка стихов, прозвучавших на вечере «Мы последние этого века», задела за живое, вызвала горячие отклики.

Запомнилось и посещение Владимиром Андреевичем и Галиной Степановной Костровыми Пушкинской площади в Праге, где в честь 215-й годовщины со дня рождения великого поэта был установлен бюст Пушкина...

 

Репортаж о пражской неделе Владимира Кострова – это признание в любви к поэту Кострову и костровской поэзии.

Владимир Андреевич Костров – один из тех поэтов, которых еще будут переводить на языки Европы и мира, о нем и о его творчестве будут написаны книги. Время поэзии Кострова – впереди... С радостным чувством убеждаешься в том, что написанное поэтом все так же волнует сердце и ум, все так же понятно и необходимо не только любителям поэзии. Огорчает, что творчество поэта мало известно за пределами России.

И еще одно сожаление... Можно только пожалеть, что рядом с этим очень русским поэтом, с личностью такого масштаба, нет своего Эккермана, который оставил бы нам и потомкам «Разговоры с Костровым...», нет умного и преданного слушателя, который бы записывал и сохранил для нас его раздумья о жизни и литературе. Ведь судьба и творчество поэта – пример и источник вдохновения для некоммерческой поэзии и прозы не только сегодняшней России.

Перечитывая включенные в последнюю книгу «Пока еще...» стихи поэта, убеждаешься – его поэзия выдержала главное испытание – испытание временем.

Глубоко символично, что названия последних сборников стихов Владимира Андреевича Кострова – с многоточием, которое ставится для обозначения незаконченности, оно – обещание продолжения.

У Владимира Андреевича – немало планов и замыслов. Среди первоочередных задач - работа над воспоминаниями о выдающихся мастерах культуры, с которыми поэт дружил. Задумано издание новых переводов шедевров чешской поэзии. ... Пора собрать и издать его выступления на Пушкинских праздниках в Михайловском.

Надеемся и верим, что поездка в Прагу, пражские впечатления, размышления и беседы вдохновят поэта и помогут осуществить его творческие планы.

Ждем новых встреч с Вами, Владимир Андреевич, ждем Ваших новых произведений и выступлений!

 

Комментарии 1

Редактор от 24 сентября 2016 17:00
Замечательная статья Анатолия Шитова - нашего чешского друга, славянина до корней волос, до самой глубины души, искреннего и честного с тонкой душевной чуткостью относящийся к собеседникам, друзьям. Именно такой человек, глубоко интеллектуальный, мог написать так проникновенно про нашего любимца - истинно российского поэта Владимира Андреевича Кострова, Мастера художественного слова, представителя уходящего батальона русских поэтов-классиков: Корнея Чуковского, Сергея Михалкова, Василия Твардовского, Андрея Вознесенского, Евгения Евтушенко, Агнии Барто, Якова Маршака, Николая Воронова и многих-многих других, делающих честь земле русской так же, как великие полководцы и герои ВОВ. А мы - русские знаем о подвиге борца Юлиуса Фучика - автора популярного и широко известного гражданам СССР бестселлера "Репортаж с петлёй на шее", и публициста, статьи которого публиковались и в наших журналах; "Знамя", "Октябрь", "Советский воин", в газетах: "Комсомольская правда", "Правда", "Известия" и в "Литературной газете".  Пожелаем же все вместе, чтобы скорее наступили те времена, когда мы сможем беспрепятственно приезжать в гости в наши страны для более тесного дружеского общения на форумах, фестивалях и конференциях.
С благодарностью за тёплую и проникновенную статью о Кострове Владимире Андреевиче, Алевтина Евсюкова - член редакционного совета литературного сайта МСП "Свой вариант"
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.