Жена поэта

                                                      


 

                                   

 Жизненная и творческая биографии известного донецкого поэта Павла Беспощадного тесно связаны с Луганщиной. Он работал заливщиком на Алчевском железоделательном заводе, шахтарил на Селезневском руднике, некоторое время жил в Краснодоне и Луганске.

        Еще в двадцатых годах ушедшего столетия наш земляк писатель Борис Горбатов случайно обнаружил в редакции газеты «Луганская правда» подборку стихов начинающего поэта, в которых выпукло выделялась любовь автора к Донбассу, к его людям. Позже Б.Горбатов содействовал публикации в московском журнале «Горнорабочий» знаменитого стихотворения Беспощадного «Коногон».

        За свою сравнительно долгую творческую жизнь поэтом издано около сорока книг, которые выходили в Москве, Киеве, Харькове, Донецке и Луганске. Этой поэтической плодовитости во многом содействовала муза шахтерского стихотворца – его жена Елизавета Абрамовна Беспощадная (в девичестве – Пициаловская). 

          Их знакомство состоялось в 1929 году на комсомольском вечере. После этого вечера они стали встречаться. Однажды Павел подарил Лизе посвященное ей стихотворение. «Когда я прочла стихотворение, то поняла, что он меня любит», – вспоминала позже, уже после смерти поэта, Елизавета Абрамовна. Расписались молодые 15 января 1935 года. Сохранилась фотография, запечатлевшая молодоженов на отдыхе в Железноводске в августе этого же года. Вверху снимка рукой поэта сделана надпись: «Лизка! Ты мне дорога и близка… Пашка». Это признание не было единственным. Восхищение своей избранницей часто выливалось в стихотворные строки. Даже после двух десятилетий совместной жизни поэта не покидала огромная привязанность к жене:

                                            Зная одно и одним дыша,

                                            Общею стала у нас душа.

                                            Ты мое сердце, моя рука,

                                            Жилка, стучащая у виска,

                                            Ты – огонек у меня в дому…

«Лиза меня очень хорошо понимает», - не раз говорил своим друзьям Павел Беспощадный.

          Елизавета Абрамовна часто сопровождала мужа в его поездках. Она даже побывала с ним в Москве на первом съезде советских писателей, видела Алексея Максимовича Горького.

      Заниматься творчеством поэт любил в полной тишине. Ее созданием приходилось постоянно заниматься хозяйке дома. Закрывались все двери, разговор домочадцев шел шепотом. Дети с пеленок приучались не плакать и капризничать. А какие застолья она могла устраивать! Далеко неполное описание украшений стола при встрече с П. Беспощадным в Луганске дал поэт М. Матусовский:«Все это происходило за столом, щедро, по-донецки уставленным всякой всячиной – солеными помидорами, такими красивыми и отборными, что есть их было жалко, каким-то жареным мясом, солеными арбузами, водкой и пивом, не тем бутылочным, а прямо из бочки, только что привезенным с пивзавода. Жена его Лиза гостеприимно, радушно угощала нас».

          В довоенные годы и большинство послевоенных лет семья Беспощадных жила в Горловке. У поэта было множество друзей из литературной среды: Владимир Сосюра, Борис Горбатов, Микола Упеник, Георгий Марягин, Юрий Черный-Диденко, Илья Гонимов и другие. Почти все они побывали в доме Павла Беспощадного, где чувствовался уют, покой и доброжелательность. Гостями сразу же отмечалась хозяйственная отменность жены Павла Григорьевича. «Павел в стихах и песнях Беспощадный, а в хозяйских делах – беспомощный, как ребенок», – однажды пошутила Елизавета Абрамовна. И в этой шутке, наверно, была большая доля правды. Ведь поэты часто ранимы и беспомощны в житейских делах. 

        Последние годы жизни П. Бепощадный страдал тяжелой и неизлечимой болезнью. И лишь поддержка жены помогла ему не только продлить жизненный путь, но даже добиваться во время болезни не очень резкой потери работоспособности. Елизавета Абрамовна не уставала обращаться к врачам, доставала новейшие лекарства, не отказывалась от помощи друзей. Но роковой день настал… Это был конец мая 1968 года.

         Своим воспоминаниям о муже Елизавета Абрамовна Беспощадная дала название – «О дорогом мне человеке».

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.