Иван Андреевич Крылов. Люди и звери

ЕЛЕНА САЗАНОВИЧ



 

"Кто дал право человеку убивать миллион подобных себе людей для удовлетворения своих пристрастий? В каком установлении естественного закона можно найти, что множество людей должны принесены быть в жертву тщеславию, или, лучше сказать, бешенству одного человека?... Весьма часто оплакиваю я злополучие смертных, поработивших себя власти и своенравию таких людей, кои родились для их погибели. Львы и тигры менее причиняли вреда людям, нежели некоторые государи и их министры...". Это не басня. Это войны. Которые были. Которые есть. И так хочется, чтобы их не было... Львы и тигры - это по сравнению с бойнями, просто зоопарк. Или петиции за защиту животных. Просто - люди... и звери... И кто из них - кто?.. Для многих станет неожиданностью, что эти, такие современные, такие своевременные, такие точные и четкие строки написал великий русский баснописец Иван Андреевич Крылов. Уже гораздо позднее с легкого языка Петра Андреевича Вяземского сорвется: "дедушка" Крылов. Или дедушкой его назовут в знак уважения?.. Неизвестно что имел в виду Вяземский, но народ воспринял это несомненно как знак уважения к гениальному баснописцу. Крылова будут узнавать на улицах. И простые люди будут почтительно кланяться ему, и говорить своим детям: "Вон идет дедушка Крылов"... А когда появились эти жесткие строки в "Почте духов" (журнале, который продолжал традиции Радищева, Фонвизина, Новикова) Иван Андреевич был молод, дерзок и откровенен. Хотя уже тогда эзопов язык его прельщал. Но мудрые басни Федра, Пильпая и Лафонтена

75 еще не вдохновляли. Крылов рвался в бой. Своими остроумными и умными. Вольнолюбивыми и вольными пьесами (ни одна из которых не была поставлена). Своими ироничными стихами. Своими обличительными статьями в демократических изданиях "Зритель", "Утренние часы", "Почта духов". Он даже умудрялся писать либретто для опер. Кстати, свою первую комическую оперу "Кофейница" он сочинил в 14 лет. Хотя детство у него было очень нелегким. Не до комедий. В десять лет он остался без отца. И за ничтожную плату служил писцом в тверском магистрате, чтобы помочь семье. Он был самоучкой. Официально образования так и не получил. Но... Его глубочайшим знаниям всегда поражался Пушкин. Но про Пушкина и Крылова потом, потом... А тогда... Когда Иван Андреевич был молод, дерзок и слишком откровенен. Когда жил уже в Петербурге, работая в канцелярии петербургской казенной палаты, власть после пугачевского восстания больше не церемонилась. Екатерине Второй надоело играть роль "просвещенного монарха". Ей по сердцу пришлась другая роль - реакционной императрицы в стране насилия и жестокости. Вот тогда и появилась "Почта духов". Весьма оригинальный журнал одиночки Крылова. Этакая переписка "духов" с арабским философом Маликульмульком. В образной, скрытой форме - открытая образная правда жизни "господ" в столице (имеется в виду - и не только). Правда о ее наглых порядках и взятках, которые гладки. О лицемерии, безделье и безверии. О невежестве и невежливости. О деспотизме и космополитизме... Такой вот первый шаг к басне... Хотя все же Крылов, надо отдать должное, не рвался в революционеры. И Радищевым не был. Всегда оставаясь на просветительных позициях. Веря в доброго царя. Но это, увы, ему не помогло. А еще вдруг грянула Французская революция. Взятие Бастилии. Тут "Почту духов" закрыли. Новиков оказался в Шлиссельбургской крепости. А Радищев - в Сибири. Дошла очередь и до Крылова. Типографию "И.Крылов с товарищи" обыскали. Пытались найти произведение "Мои горячки". Не нашли. Увы, но и до нас рукопись на дошла. Все исчезло бесследно. А за Крыловым установили слежку. Смерть Екатерины Второй ничего нового не привнесла. Павел Первый, реакция, крепостное право, прусские выходцы. И Аракчеев... Слова "гражданин" и "отечество"- под арестом. Не дай Бог произнести их вслух! И уж тем более не в печати, которая оказалась под гнетом беспощадной цензуры. Крылов покидает столицу. На десять лет он умолкает... И возвращается другим человеком. Прощай юность, дерзость и откровенность! Да здравствует... Мир, скука, однообразие. Возраст? Усталость? Разочарование? Или все же настоящая суть? Ведь как сегодня выясняется, об известном баснописце мало что известно. И сама личность его - загадка.

76 Он работает в Публичной библиотеке. Но обожает закрываться в четырех стенах. Обожает валяться на диване часами, пыхтя трубкой. Игра? В леность? В замкнутость? В непробиваемость? Толстокожесть?.. Иногда кажется, что он сам с удовольствием или расчетливостью поддерживал эту игру. Эти бесконечные сплетни и слухи о его рассеянности, безалаберности, безразличии и лени. Что ж - тоже определенная защита от жизни. И не только. Иногда кажется, что он придумал гениальный способ существования в мире людей. Он сам распускал про себя слухи. Чтобы отстали. Слухи же - неизбежность для каждого. Если бы каждый из нас распускал про себя слухи, которые для него более-менее приемлемы, может быть, жизнь стала легче? Этакий верный щит. От жизни. И от людей. Которые обожают слухи и сплетни. Крылов был очень умен. Кстати, в это же время своей "безалаберности и лености" он умудрялся сочинять гениальные басни. Конечно! Ведь его уже действительно никто и ничто не могло потревожить! Вот уж этот толстокожий хитрец! И главное - жанр выбрал удачный! Прямо в яблочко. Меня не трогайте и я никого не трону! Подумаешь, какие-то лисицы, вороны и зайцы! Вы тут все ни при чем! Во всем виноваты лишь звери. Тот же Вяземский верно заметил: "Крылов был вовсе не беззаботный, рассеянный и до ребячества простосердечный Лафонтен, - каким слывет он у нас... Но во всем и всегда был он, что называется, чрезвычайно умен... Басни и были призванием его как по врожденному дарованию... так и по трудной житейской школе, через которую он прошел. Здесь мог он многое говорить не проговариваясь; мог под личиною зверя касаться вопросов, обстоятельств, личностей, до которых, может быть, не хватило бы духа у него прямо доходить..." И все же духа хватило... Похлеще чем "Почта духов". Несмотря на диван, трубку и зевоту. Басни - особый вид литературы. Поэзия - от сердца и любви. Проза - от прозы жизни и желания жизнь опоэзить. А вот басни - от презрения и... как бы это ни было грубо сказано, возможно, от ненависти. Справедливой ненависти. Оправданной. К порокам жизни. И по-настоящему к порочным и презренным людям. Достойным ненависти. Крылов не был злым. Но и добреньким вряд ли был тоже. Кстати, он ни с кем ни разу не поссорился, но ни с кем и не подружился (единственным исключением был его сосед поэт и переводчик Николай Иванович Гнедич). И все-таки... Все-таки без Пушкина не обойтись. Они изобретали критический реализм. Они продолжали друг друга. Они дополняли друг друга. Они совершали один подвиг - создавали национальную прогрессивную литературу. Литературу для всех. Просто Пушкин ушел раньше. И Крылова, этого (по слухам) флегматика и далеко не романтика, крайне глубоко потрясла его смерть. Он уже похоронил Радищева, Новикова, Грибоедова. "Я устал хоронить..." Он сорвался. Возможно, впервые за долгие годы он не смог сдержать слез: "О! Если б я мог это предвидеть, Пушкин! Я запер бы тебя в моем кабинете, я связал бы тебя веревками… Если б я это знал!..” (Пушкин заходил к Крылову за

77 день до дуэли с Дантесом, видимо, предчувствуя скорую смерть.) Крылов на отпевании Пушкина "был последний из простившихся с хладным телом". Собрание его басен Николай Васильевич Гоголь назвал «книгой мудрости самого народа». Впрочем, басни Крылова – и есть разгадка его характера: «Как счастье многие находят / Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят!» Великий писатель никогда не ходил на задних лапках. Каждая басня Крылова – это обличительный памятник деспотизму и глупости, невежеству и самомнению, хамству и хвастовству, и… Не счесть человеческих недостатков! И это верно. Потому что порокам тоже должны быть поставлены памятники. Чтобы не забывали - они были, есть и, к несчастию, будут. Когда исполнилось 50 лет литературной деятельности Крылова, состоялось торжественное чествование величайшего баснописца. "Наш праздник, на который собрались здесь немногие, есть праздник национальный; когда бы можно было пригласить на него всю Россию, она бы приняла в нем участие с тем самым чувством, которое всех нас в эту минуту оживляет", - сказал в своей речи Василий Андреевич Жуковский. И не только Россию. А еще сотни персонажей из его басен. Плохих и не очень. Хороших и не очень. Добрых и не очень. Хитрых и не очень. Умных и не очень. Верных и не очень... "Ворону и лисицу", "Стрекозу и муравья", "Орла и кур","Осла и соловья", "Лебедя, щуку и рака"... Да мало ли кого. Более двухсот басен! Которыми зачитываются, которых цитируют до сих пор. Сегодня и навсегда. Это уже афоризмы, пословицы, крылатые выражения, мудрые мысли. Как угодно. "Кто с пользою отечеству трудится, / Тот с ним легко не разлучится; / А кто полезным быть способности лишен, / Чужая сторона тому всегда приятна..." Как все понятно... "Как ни приманчива свобода, / Но для народа / Не меньше гибельна она, / Когда разумная ей мера не дана..." Как суть видна... Мы до сих пор к слову или нет, но вставим что-нибудь крыловское. "Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать..." Или: "Услужливый дурак опаснее врага", "А Васька слушает да ест!" или "А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь!" Возможно, персонажи его басен набросились бы на "дедушку" с кулаками. А, возможно, крепко бы обняли. Все же навсегда вошли в историю...

Поэт Константин Николаевич Батюшков написал о Крылове: «Это человек – загадка, и великая!» Загадка... Все талантливые произведения - загадка. Как и их авторы. Поэтому мы до сих пор не разучились читать. Чтобы разгадать суть нашего существования. И суть нашего предназначения на Земле. Чтобы разгадать суть самого автора. Не образ его жизни. А его суть... Как мы до сих пор разгадываем загадку Ивана Андреевича Крылова. Как и загадки других писателей, которые потрясли мир.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.