Никто не забыт, ничто не забыто...



«Настоящие свойства человека обнаруживаются
лишь тогда, когда наступает время проявить их,
доказать на деле».
(Л.Фейербах, немецкий философ Х1Х века)



ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА  (ЗИМОГОРЬЕ)
Маленький уютный городок, расположенный в промышленном регионе сельского, в общем-то, района Луганской области - Зимогорье, расположенный в 40 км от Луганска. Проживают в нём шахтёры, работавшие в ГОАО шахта «Черкасская» ГП «Луганскуголь», обогатительной фабрике, кирпичном заводе и швейной фабрике «Зимогорянка». Есть здесь и железнодорожная станция. Река Лугань разделяет Зимогорье на две части - так называемый частный сектор и район новостроек. В городе есть два учебных заведения: среднеобразовательная школа и гимназия, отличающаяся высоким уровнем подготовки учащихся и уделяющая особое внимание военно- патриотическому их воспитанию.
Надо сказать, что Зимогорье - город древний, сначала это было село Черкасский Брод, а первые поселенцы, беглые крестьяне из украинских и русских сел — прибыли сюда в 1645 году. Интенсивное заселение территории между реками Северский Донец и Лугань, как и всех южных земель Русского государства, началось в XVIII в. В 1753 году по Указу русской императрицы Елизаветы, царское правительство, с целью усиления охраны южных границ поселило здесь полки, сформированные из принявших русское подданство сербов. Эта территория получила название Славяно- Сербии. Все роты гусарских полков разместились по селам. В Черкасском Броде поселилась 11-я рота, потом оно стало называться Черкасская волость и с.Черкасское, в 1961 году преобразовано в г.Зимогорье.

О МЕДИЦИНЕ И МЕДИКАХ в ЗИМОГОРЬЕ
Первое упоминание о медицинских учреждениях датированы 1913 годом - это был ФП(фельдшерский пункт) железнодорожной станции Зимогорье, построенной железной дорогой Родаково – Нырково Харьковского направления. До войны существовала амбулатория в частном доме, где принимали два врача, четыре медицинские сестры и акушерка. Был и колхозный роддом на пять коек. Типовая же больница была построена с вводом в строй шахты «Черкасская-Северная» в 1956 году - на 75 коек с последующим ростом города и промышленности - доведена до 120 коек.
В 1967 году после окончания Луганского медицинского института, по распределению, в Славяносербский район была направлена семья Гальченко: Леонид Власович - врачом-хирургом, Людмила Терентьевна - акушер- гинекологом. После окончания клинической ординатуры на кафедре травматологии и ортопедии Ворошиловградского медицинского института, в 1972 году Л.Гальченко назначен травматологом для организации травматологической службы. В 1974 году в г.Зимогорье он организовал районное травматологическое отделение на 60 коек. В этой должности, потом - главного врача Зимогорьевской больницы он проработал более 40 лет, его жена- также.
Именно Гальченко Л.В. явился тем энтузиастом, который, работая главным врачом больницы, явился инициатором организации городского музея, собрал достаточное количество материалов для написания летописи. Являлся председателем ветеранской организации г. Зимогорье, которая включает около полутора тысяч человек.
Это и неудивительно - Л.Гальченко воспитывался в семье, где все его родственники прошли через трудности военного времени. Отец - с первых дней войны на фронте, артиллерист дивизиона гвардейских миномётов(знаменитых «Катюш»), закончил войну в Кенигсберге, был инвалидом Отечественной войны, награждён многими медалями и орденами. Брат отца - Яков Иванович Гальченко военную службу начал с комсомольского призыва в военно-морской флот, старшим подразделения электроники подводной лодки. Участвовал в спасении Балтийского флота при переводе в Кронштадт для помощи защитникам Ленинграда, охранял также «дорогу жизни». Закончил войну в морских водах поверженного Берлина. Награждён орденами и медалями. Другой дядя - Василий Гальченко - старший лейтененат, командир разведки полка, закончил войну в Японии. Отец жены Л.Гальченко - расстрелян в 1942 году в концлагере фашистами как секретарь комсомольской организации. Тётя жены - бывший доцент кафедры биохимии Луганского медицинского университета Пономарёва Т.Ф. также участник войны.
Леонид Власович и записал воспоминания тех участников войны, которые в свободное от работы время рассказывали о своих фронтовых буднях. Это были: начмед больницы, в прошлом - капитан медицинской службы, окончивший войну в Праге, инвалид Отечественной войны, старший хирург фронтового госпиталя Ковтун И.И.; старший лейтенант - фронтовая старшая операционная медицинская сестра Панкова Л.М. Были среди них и партизанки - медицинские сёстры Мартыненко М.М., Жучайло Г.И., Панфилова Н.М., Короткова П.П.

ВСТАВАЙ, СТРАНА ОГРОМНАЯ, ВСТАВАЙ, НА СМЕРТНЫЙ БОЙ!

22 июня 1941 года страна Советов перевела стрелки часов на военное время: «Вставай, страна огромная, вставай, на смертный бой…». Под тревожно-призывные звуки этой песни, родившейся в первые же дни войны, поднялась на отпор врагу и трудовая Славяносербщина. В 1941- 1942 годах на защиту Родины из города Зимогорье ушли на фронт 1280 человек. Самые трагические дни в жизни города наступили в середине июля 1942 года, когда в него вошли фашисты. За время своего пребывания в нём, оккупанты замучили и расстреляли 209 жителей, отправили на работы в Германию 744 человека. 15 человек комсомольцев-подпольщиков живыми бросили в шурф шахты Голубовская г.Кировска.
После освобождения Красной Армией в 1943 году они были похоронены в сквере этой шахты. Что интересно - руководителем подпольной комсомольской организации была Панфилова Д.Г, уроженка с.Черкасское. 370 человек из числа жителей Зимогорья остались на полях боёв, двое стали Героями Советского Союза, среди них – житель г.Луганска - Иван Сергеевич Малько.

ГРАЖДАНСКИЙ ПОДВИГ

Настоящий гражданский подвиг совершили медицинские сёстры г.Зимогорья Мартыненко М.М., Жучайло Г.И., Панфилова Н.М., Короткова П.П. В июле 1942 года они, с риском для жизни, вынесли с поля боя семнадцать раненых советских солдат, спрятали от фашистов и лечили до полного выздоровления. Семнадцать жизней смогли они сохранить в необычайно сложных условиях повседневности войны.
Итак, молодых совершенно девчат, только что окончивших медицинское училище, направили на работу в Зимогорье перед самым началом войны. В армию их не взяли в связи с малолетним ещё возрастом. Но вот война ворвалась и на Славяносербщину - в июле 1942 года ожесточённые бои шли на высотах на подступах к Зимогорью и в селе Хорошем(где погиб политрук Н.Ерёменко, памятник которому установлен на Бахмутском шляху при повороте на Славяносербск).
Защищали город на этих высотах солдаты 14-й стрелковой дивизии. Превосходящие силы фашистов сломили отчаянное сопротивление бойцов, в город ворвались немцы. Сразу же начались повальные аресты всех тех, кого причисляли к активистам, коммунистов и комсомольцев. С ними немедленно расправлялись. Волны ужаса и страха распространялись от всей этой нечеловеческой жестокости. Всё делалось немцами для того, чтобы сломить волю народа, пресечь малейшие попытки сопротивления, изменить мышление. Многие были запуганы до предела….
Но не они - эти девчушки, которых родители прятали в подвалах. Чтобы не быть угнанными на работу в Германии, что повально и делалось. Казалось, нужно было сидеть и, что называется, стучать зубами, прислушиваясь к каждому звуку и опасаясь малейшего шороха. Но не такого характера оказались эти юные девчонки-медички. Когда им сообщила одна из соседок о том, что на высотке слышны стоны раненых советских бойцов, участь которых была-бы предрешена, если им не помочь. Нужна срочная медицинская помощь!
Мартыненко Мария Матвеевна, тогда ещё молодая, но бесстрашная, предложила подругам, пока немцы не обнаружили раненых, спасти их. «Ведь это наш долг - и медиков и общечеловеческий» - сказала она девчатам. Сначала все испугались - ведь расстрел был неминуем, если это станет известно фашистам - они не церемонились. Но так уж были воспитаны медицинские сёстры, чувство долга и сострадания оказалось выше страха смерти - решили идти на помощь раненым бойцам. Скрываясь за высокие кусты, при гнувшись, почти ползком пробрались девчата на поле боя.

ДЕНЬ ПОЧЕРНЕЛ «ОБЫЧНОЙ СМЕРТЬЮ»

Запомнилось на всю жизнь то, что там увидели. - Мёртвые тела солдат, искорёженные разрывами снарядов, фрагменты тел, и, повсюду стоны, стоны, стоны….Просто было удивительно, как это фашисты не добрались до наших раненых. Вопрос времени...
Девчонок заметили раненые, некоторые слабо поднимали руки, другие стонали и только. Вся высотка была усеяна телами, живые перемешались с мёртвыми - картина жуткая, не для слабонервных.
Медички поняли, что самим справиться будет невозможно. Немедленно обратились к своим соседям, были среди них мужчины и старики. Три человека вызвались помочь. Все вместе, опять-таки, тайком пробравшись на высоту, на одеялах, плащ-палатках солдат начали переносить в подземный ход на горе. Дело в том, что ещё ребятишками играли они в подземных ходах на высоте(остались от предков как убежища от татар). Всего живых нашли семнадцать, доставили в этот ход, где и оборудовали лазарет. Поклялись друг другу никому не открывать тайну, даже родителям. Узнай фашисты, расстреляли бы обязательно и раненых и девчат.

КЛЯТВА ГИППОКРАТА
Наутро поодиночке пробрались к спасённым солдатам, взяв с собой воду, кое-что из еды, медикаменты, которые не успели разграбить фашисты из амбулатории, где работали.
Вспоминает М.Мартыненко: «Если бы вы видели глаза этих молодых солдат, в которых были слёзы. И мы начали их лечить. Было, конечно, страшно, что нас выследят - в городе уже появились полицейские, гестаповцы. Вы можете представить – 17 человек - это же почти целое отделение, а нас четверо девушек - помыть, убрать, туалет, покормить, перевязать,… Трудно было с питанием, медикаментами. Помогало знание народной медицины - травы, мази, отвары лечебных трав. На бинты шли простыни, наволочки и др. Нам помогала и вера в выздоровление самих раненых, которые немного выздоровели и помогали нам. Компот из фруктов, ломали веточки вишен, вместо сахара - сушили дольки сахарной свеклы, приносили зелень - щавель, петрушку, крапиву, фрукты - яблоки, абрикосы, груши. Трудно было, но мы победили. Не нарушили клятву Гиппократа!.»

ИХ НЕ ЗАБЫЛИ
Все семнадцать солдат выздоровели, уходя, пробираясь к нашим, целовали девушек, ставших для них таким родными - медицинская помощь, уход, питание, всё- всё для них, для воинов. И ни один из них из жизни не ушёл. Благодарили, обещали, что, если останутся в живых, обязательно приедут. И, как оказалось, своих обещаний не нарушили - писали в военкомат. После войны девчонкам прислали сообщения из райвоенкомата, где уже было известно о их подвиге, благодарности.. Очень были взволнованы, когда вызвал военкома и вручил медали «Партизанской славы».

А ДУХ СВОЙ ВОЗРОДИТЬ СУМЕЛИ
Благодаря стараниям бывшего главного врача Зимогорьевской городской больницы Гальченко Л.В., в больнице был организован(оборудован) стенд «Они защищали Родину». Медики-партизанки были частыми гостями на уроках мужества в средних школах № 1 и № 2. Все медицинские сёстры- партизанки активно работали в больнице до заслуженной пенсии. Мартыненко М.М. в травматологическом отделении, Шугейло Г.И. – акушерка роддома, Панфилова Н.М. и Короткова П.П. – медицинские сёстры ФАПа.
По инициативе и личном участии председателя городской ветеранской организации Гальченко Л.В. к 65-летию Победы на территории больницы установлен памятный знак – воинам-медикам и мирным медикам, посвятившим свою жизнь во имя здоровья человека - жителей Славяносербского района.

Имеется Книга Памяти, куда внесены все медработники - врачи, медсёстры, работавшие с момента образования больницы, ушедшие в вечность.

А партизанам – медикам – СЛАВА!

Юрий Кукурекин, член Межрегионального союза писателей

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.