НЕЧАЯННО ПРИОБРЕТЁННАЯ…
Гостит внук у меня в Кемерове. 13 лет. Год, как в Москву переехал. Так что, 6-й класс уже в столице проучился. В родном городе мы тоже далековато друг от друга жили, но встречались, конечно, нередко, и я внука пытался «в свою веру обратить» – в свободное от его хоккея время. На мои 70 лет в Союзе писателей Валерик, ему 9 было, не без удовольствия и успеха прочел один мой стих. Ладно, хоть видео на память осталось... А сейчас он целыми днями – каникулы, имеет право – играет на ноуте или смартфоне в супер-стрелялки, по ходу общаясь в наушниках то ли с врагами, то ли «однополчанами». Игрища сии недоступны моему разуму, не слишком продвинутом в компе. Всё же уговорил его прочесть несколько моих эссешек. Сегодня он осилил ту, что о стихе «Словарь» Арсения Тарковского. Две странички ( кто не видел и интересно, то вот ссылка…) Поговорили…– Понравилось? – Да! – Ты можешь представить, чтобы кто-нибудь, как Тарковский, так потрясающе говорил о русском языке? Ломоносов и Тургенев тут просто нервно курят в сторонке! – Нет. – Так выучи эти 20 строк! Будет повод наверняка, и в классе прочтешь. Ведь этого великого стихотворения до сих пор нет в школьной программе. – Деда, а зачем? Никому это, точно знаю, неинтересно. У нас, если что-то учат, то только заданное, чтобы донести до училкиного стола – для оценки…
А я вспомнил, как больше 30-ти лет назад предложил сыну – тогда, кажется, третьекласснику – «Песнь о собаке» Есенина. Повод, конечно, случился, и он прочел это в школе. И когда «…по-ка-ти-лись глаза собачьи золотыми звездами в снег», у половины класса увлажнились глаза… А теперь, наверное, внук прав, никого из его одноклассников строки Тарковского – «боль моя и благо, ключей поземных ледяная влага, все эР и эЛь святого языка» – в трепет не приведут, переживать не заставят… Нашел, о чем тужить, старче, – скажет кто-то. Не те времена. Сейчас у юной поросли одна задача: стать крепкими профи, чтобы зарабатывать на достойную жизнь. А сантименты и мерехлюндии желательно оставить в прошлых веках. Всё так. Но грустно, когда «гомосапиенсы» превращаются в роботов из плоти и крови. И еще одно воспоминание. В 16 лет мне пришло в голову очеловечить 1-й Закон Ньютона. Дал такую его формулировку, заменив «тела» на «души». Сдается мне, нет нужды доказывать ее справедливость:
Каждая душа находится в состоянии покоя или равномерного прямолинейного движения, пока и поскольку другая душа не побудит ее изменить это состояние.
Однако до сих пор означенный Закон носит только одну фамилию. Сам виноват: ничего не сделал, чтобы исправить это статус-кво. Так вот, мое покойно-прямолинейное состояние души изменила – в те же 16 – душа Сергея Есенина! Случайно попал в руки его сборник, выпущенный в 1961г. после 36-летнего забвения поэта. Правда, в собственные строчки такое пересечение вылилось немало лет спустя:
…И сединою убеленному,
Нести мне до последних дней
Нечаянно приобретённую
Тревогу на душе моей.
Ох, не знаю, нужно ли сейчас кому-то приобретать, даже нечаянно, подобную тревогу? Мир изменился и продолжает стремительно меняться. И с этим ничего поделать нельзя…
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.