Александр Ралот
Наверное, не было в истории Руси человека более ненавистного летописцам, чем Святополк — сын и преемник Владимира на киевском престоле. Его брат Ярослав назывался Мудрым, другой брат Мстислав — Красным, сын Владимира Мономаха Мстислав — Великим, Всеволода третьего уважительно величали «Большое Гнездо». А Святополка заклеймили прозвищем «Окаянный».
Отец Святополка Владимир был до крещения известен как «великий распутник», имевший не одну сотню наложниц в Киеве и в загородной резиденции Берестове. Помимо этого он состоял в нескольких официальных языческих браках, в частности, Рогнедой, с «чехиней» и «болгарыней» (из волжских или дунайских болгар — неизвестно; по одной из версий, это была дочь царя дунайских болгар Петра, Борис и Глеб были детьми от неё).
В молодости все его дети - княжичи играли и резвились на подворье и только Ярослав не участвовал в этих забавах, он был Хромым. Младое поколение безжалостно во все времена, Борис и Глеб немилосердно высмеивали недуг молодого князя. И только
Святополк будучи не на много старше Ярослава заступался за него и урезонивал братьев.
***
Шло время, отец постарел, дети выросли. Святополк женился на дочери польского короля Болеслава Храброго и готовился принять на себя титул Великого князя. Однако в руки престарелого Князя попало перехваченное письмо Болеслава к своему зятю с предложением не дожидаться смерти Владимира, а немедля свергнуть старика. Святополк был жестоко избит отцом и отправлен за решётку. Летопись гласит, что пробыл он там недолго, внезапно Великий Владимир умер не оставив никакого завещания. Народ Киевский провозгласил Святополка своим князем.
***
Ярослав, посаженный отцом в Новгороде, отказался выплачивать в Киев суммы, которые обычно платили все новгородские посадники. Они были обязаны посылать ежегодно в Киев по две тысячи гривен серебра, и ещё тысячу раздавать в Новгороде своей дружине. Подать тяжела! И Ярослав не стал её выплачивать.
***
Меж тем наступали жуткие времена. (А когда для нашей Руси матушке они были иными?)
Двойное убийство князей Бориса и Глеба отвратительны по своей жестокости.
Борис спал в шатре. «И вот напали на него, как звери дикие, из-за шатра и просунули в него копья и пронзили Бориса, а вместе с ним пронзили и слугу его, который, защищая, прикрыл его своим телом. Убив же Бориса, окаянные завернули его в шатёр, положили на телегу и повезли, он ещё дышал.
А вот смерть Глеба.
Узнав о гибели брата, Глеб молился со слезами, и «внезапно пришли посланные погубить Глеба… Повар же Глеба именем Торчин, вынув нож, зарезал Глеба, как безвинного ягнёнка».
Ближе всех к Киеву в Древлянской земле сидел князь Святослав. Узнав о Гибели Бориса и Глеба, он не стал спокойно дожидаться такой же участи и бежал в Венгрию.
Святослав был убит где-то в Карпатах. Подробностей этого события летописец нам не сообщает.
Убиенный Святослав почему-то не стал святым вместе со своими убитыми братьями Борисом и Глебом. Молился он, что ли, меньше? Не знаю. Но не стал, и все.
В исторической науке дореволюционной России и в советское время, следуя уже установившейся традиции, Святополка Окаянного считали зачинателем гражданской войны на Руси. Убийцей своих братьев.
Однако давайте немного порассуждаем.
1)Зачем Святополку потребовалось посылать убийц к Борису?
2) От кого Святополк узнал о том, что "убитый" князь ещё жив?
3) И почему убийцы, везшие его тело, не заметили этого?
4) Митрополит Георгий, присутствовавший в 1072 году при перенесении мощей Бориса и Глеба в новую церковь, засомневался в их святости? На каком основании?
5) Да и вообще, зачем Святополку понадобилось убивать братьев? Ведь Борис и Глеб добровольно признали его старшинство и право на киевский престол.
6) Тогда кто же отдал чудовищный приказ, кому эти убийства были выгодны?
Древнескандинавская "Эймундова сага” повествует о главном герое Эймунде, который привёл в Новгород к князю Ярославу свою варяжскую дружину. И вспоминает Ярослава как не очень мудрого военачальника. Да и "мягкостью на пенязь”— щедростью, он не славился. Среди историков нет единого мнения, кому принадлежит имя "Бурислеф” в саге – Святополку Окаянному, его тестю королю польскому Болеславу Храброму или князю Борису? Если Борису, тогда не был он убит сразу после смерти отца, как об этом повествует нам Нестор. А некоторое время княжил в Киеве. Бежал из Киева после битвы с Ярославом к печенегам. Но не успокоился и пытался с ними вернуться на Русь. И тогда Ярослав решил избавиться от него. Послал в стан к Борису лазутчиков – Эймунда с дружиной. Варяги хорошо знали своё дело. Бурислейф-Борис был убит, а голову его Эймунд привёз Ярославу. Так в говорится саге.
А по сему получается, что в смерти своего младшего брата виновен только хитроумный князь Ярослав?
И ещё. Почему победивший Окаянного Святополка Ярослав никого из своих сыновей не назвал Борисом или Глебом, либо Романом или Давидом (их крестильными именами)? Только среди внуков Ярослава мы находим Глеба, Давида и Романа (но не Бориса!). Все они - сыновья черниговского князя Святослава. А вот среди сыновей Всеволода - преемников Бориса на ростовском столе - никто не назван его именем. И лишь внуку Всеволода, сыну Владимира Мономаха, было дано имя Роман (но опять-таки не Борис!).
Зато сына старшего Ярославича Изяслава назвали Святополком. И это при жизни Ярослава! Значит, тогда, в 1050 году, имя туровского князя не считалось запятнанным братоубийством?
Но кого же тогда считали убийцей?
Оказывается, Святополк Окаянный вовсе не "окаянный”, его незаслуженно оклеветали в истории, а Ярослав Мудрый совсем не "мудрый” князь, а хитрый и жестокий интриган. Ради жажды власти он пошёл на убийство младших братьев, и "Повести временных лет” особенно доверять не стоит. Писалась она гораздо позже, можно предположить что, Нестор-летописец сознательно сфальсифицировал события по указанию Владимира Мономаха, чтобы обелить его деда, князя Ярослава.
Читатель, решай сам-тебе виднее.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.