Александр Акентьев
У всех на слуху бессмертная фраза А.С. Пушкина: « Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!». Я думаю, что поэт погорячился - бунт русский, конечно, беспощадный, но далеко не бессмысленный. Чтобы это понять надо знать историю России XVII века. Это было время бунтов, этот век так и называли - "бунташным". В 100 лет вошла и Великая Смута с Лжедмитриями I и II, бесконечные городские бунты и масштабное восстание во главе со Стенькой Разиным.
Как по мне, так это был век свободы граждан, сейчас бы это назвали "становлением гражданского общества", термин ныне модный, но малопонятный. Народ принимал активное участие в жизни государства, более того, именно народ формировал государство и власть. Не было тогда PR-технологий и выборов с фальсификациями... все было просто. Нам, живущим в "цивилизованном обществе", трудно представить, что могло заставить жителей Нижнего Новгорода собрать ополчение, деньги для того, чтобы выгнать поляков из Москвы. Что двигало нашими предками? И почему тогда было возможно объединить сотни тысяч людей общей идеей, общим возмущением и недовольством, почему это так трудно теперь, когда есть телевидение, СМИ и т.д.? Мясник Минин и князь Пожарский, возглавившие ополчение, не стремились к власти, не стали олигархами и "политическими тяжеловесами", хотя, "рейтинг", как сейчас сказали бы, у них был ОГО какой! Представьте на их месте современных политиков, ну, естественно, не как воевод, а как "политиков" - каждый полез бы в цари и в "спасители Отечества", мемуаров написали бы тонны, гонорары миллионные.....
Теперь ближе к бунту... При царе Алексее Михайловиче, в 1646 году власти повысили на соль пошлину в три раза, так себе событие, особенно для нас с вами, мы и дефолт видели... Короче, решили царь да бояре казну пополнить; как водится, закон принимали без "обсуждения с народом", без "экономического обоснования" и проверки на"коррупционность". Тоже мне, проблема... Закон заработал, деньги в казну пошли. Конечно, рассчитывали на большее, но… в общем, "бюджет" подлатали, однако соль подорожала и сильно! Надо сказать, что в XVII веке консервы делать не умели, про эмульгаторы с глутаминатом натрия слыхом не слыхивали, дикие люди, чего хотеть - мрачное Средневековье! Все, что тогда умели делать: это засаливать продукты, если учесть российские дороги и расстояния, то понятно, что основным пищевым товаром была солонина. Цены взлетели неимоверно - и на мясо, и на рыбу, на все, что быстро не продавалось - портилось. Порченое мясо, как водится, пытались всучить покупателям... ну, не было тогда Общества защиты прав потребителей.
Роптать стали и продавцы, и покупатели, и производители... выгоду получили, как обычно, контрабандисты, у них соль была дешевле, чем у монополиста-государства.
Надо отдать должное чиновникам XVII века, не в пример нынешним коллегам, они ошибку свою быстро устранили, пошлину на соль отменили уже в конце 1647 года, но, стремясь пополнить казну, урезали жалование пушкарям и стрельцам, сэкономили на "силовиках".
Вот, вкратце, все основные предпосылки к бунту... А началось все 1 июня 1648 года, когда большая толпа народа на Сретенке остановила карету царя Алексея Михайловича, возвращавшегося с молебна, и подала ему челобитную, направленную против очень влиятельных людей из ближнего круга царя, было там еще и требование созвать Земский собор, дабы "внести изменения в законодательство". Надо сказать, что практика подачи челобитных на Руси была и раньше, челобитные вручали даже самому Ивану Грозному, а что делать-то было? Приемных с секретаршами еще не придумали, а до "электронного правительства" технология не доросла... Ничего страшного не случилось бы и в этот раз, но боярин Морозов, воспитатель царя и "премьер-министр" велел стрельцам разогнать толпу, пресечь, так сказать ,"несанкционированную" встречу народа с помазанником Божьим. Москвичи возмутились этим "непропорциональным" применением силы со стороны властей и наглому попранию обычаев старины - взялись за "оружие пролетариата", булыжник, не смущаясь того факта, что самого пролетариата еще не существовало. По свидетельству современников досталось не только стрельцам, но и сопровождавшей царицу прислуге. Инцидент не был исчерпан, но стороны разошлись: царь со свитой отправился в Кремль, а народ, кто по домам, кто в кабак, а кто на улицы и площади агитировать против "воров и изменников", окруживших царя-батюшку. И без этой драки со стрельцами ненависть горожан была персонифицированной. Главными "злодеями" были: глава правительства боярин Морозов, начальник Земского приказа Леонтий Плещеев, думный дьяк Назарий Чистой и начальник Пушкарского приказа, шурин Морозова, Петр Траханиотов. Тут стоит рассказать об этих личностях, за что их так невзлюбили москвичи. С боярином Морозовым понятно, глава правительства, фаворит, воспитатель и свояк царя, подмял под себя весь государственный аппарат, развел, понимаешь, кумовство и коррупцию.
Начальник Земского приказа Леонтий Плещеев, тогдашний мэр Москвы, ведал не только хозяйственными делами столицы, но и полицейской службой. Плещеев был изобретательным в обогащении человеком, возможно, на Руси именно ему принадлежит авторство на схему, которую президент Дмитрий Медведев, без малого, через 300 лет назовет так - "кошмарить бизнес". Плещеев под фиктивным предлогом сажал в тюрьму граждан богатых, но не имеющих высоких покровителей во власти, типа, "крыши", а потом через подставных людей вымогал у родственников выкуп за их освобождение. Короче, он "фабриковал уголовные дела". Подкинуть наркотики и требовать денег за закрытия дела, это не сегодняшнее изобретение, а просто жалкий плагиат. Думный дьяк Назарий Чистой был инициатором ненавистной "соляной пошлины" и этим все сказано, а вот начальник Пушкарского приказа Петр Траханиотов просто выплачивал жалование стрельцам с опозданием на пару месяцев всего-то, на его беду имелась "задолженность по зарплате" в его ведомстве. Вся эта четверка, как сказали бы в Китае, "банда четырех", лишь вершина айсберга. Влиятельные сановники, бояре вели себя нагло, с нескрываемым пренебрежением к народу, высокомерно. Элита от безнаказанности просто утратила чувство самосохранения. Не дай бог, к примеру, было не уступить дорогу карете какого-нибудь вельможи... «мигалок» на каретах не ставили, просто холопы вельможи лупили плетью или ломали ребра "наглецу". Достаться могло и посадскому человеку и даже дворянину. Забавно было бы глянуть на Движение "синих ведерок" в Москве XVII века!
Почва для бунта созрела давно. 2 июня бунт грянул во всю силу! Москвичи стали громить хоромы бояр-"изменников", горел Белый город и Китай-город. Толпа ворвалась во двор Назария Чистого, тот лежал в доме со сломанной ногой, попытался спрятаться на чердаке в куче припасенных банных веников, но был выдан своим слугой. Назария стащили за ноги вниз... во дворе его забили палками, а растерзанный труп бросили в навозную яму. Был разгромлен дом боярина Морозова. Увидев роскошь, царившую в покоях главы правительства, восставшие пришли в такую ярость, что даже стали срывать золотые оклады с принадлежавших ему икон. Все, что было в доме, «изрубили, разбили и растащили», приговаривая: «То наша кровь!» В груду щепок превратилась роскошная, отделанная дорогой парчой и драгоценными камнями карета — царский подарок всесильному фавориту. Попавшего под руку морозовского приказчика просто выбросили с верхнего этажа терема, из-за чего тот разбился насмерть. Не тронули только жену Бориса Морозова Анну, ее спасло родство с царицей Марией Милославской. Сделаю небольшое отступление от хронологии бунта. Интересное наблюдение, приказчик морозовский, будучи выброшен из окна, разбился насмерть, сами понимаете, теремок у думного дьяка Чистого был многоэтажным. У москвичей в XVII веке была такая забава: сбрасывать кого-нибудь с высокого здания. Нам, живущим в современных "высотках", этого не понять, мы еще в детстве удовлетворили свое любопытство и на практике узнали, что будет если сбросить воздушный шарик, наполненный водой или арбуз с 12 этажа, а вот обитатели одноэтажных изб (в лучшем случае) и землянок (а та Москва имела, в основном, такую архитектуру) были лишены подобной возможности и даже плюнуть с балкона счастья не имели, вот и швыряли "злодеев" с высоты. Полет морозовского приказчика стоит в одном ряду с более знаменитыми жертвами: Лжедмитрий I, упал с высоты 15 сажень (около 30 метров), сломав себе ногу и грудь, говорят, оступился, убили его уже после приземления, Астраханский воевода, которого с колокольни сбросил лично Степан Разин...
Но вернемся к бунту. Власти полностью потеряли контроль над городом. Вот тут-то и аукнулась "экономия на силовиках", стрельцы и прочий служивый люд примкнул к восставшим. Более того, и съехавшиеся ранее в столицу для смотра дворяне, перешли на сторону бунтовщиков. В Москве нетронутым оказался лишь двор самого государя, здесь и сумели спрятаться перепуганные бояре во главе с самим Морозовым, ничего другого власть не контролировала, даже Кремль. Народ ворвался в Кремль, требуя выдачи начальника Земского приказа Леонтия Плещеева и боярина Морозова. Сил подавить мятеж у царя не было, пришлось идти на уступки. Случилось самое страшное для любого чиновника: начался процесс назначения виновных и принесения их в жертву. 4 июня палач вывел на лобное место Плещеева, но топор так и не коснулся головы "мэра" Москвы, толпа его растерзала раньше, оставив безработным палача. Глава Пушкарского приказа Траханиотов бежал из Москвы, царь велел князю Семену Пожарскому его найти. 5 июня Траханиотов был пойман близ Троицы и доставлен связанным в столицу. Чтобы угодить народу, по царскому приказанию, его водили с колодкой на шее по всему городу, а потом отрубили голову. Настала очередь Морозова... Но на Дмитровке вспыхнул пожар, который распространился по Тверской, Петровке, дошел до речки Неглинной и, наконец, загорелся большой кружечный двор (кабак). Толпа бросилась потреблять дармовую водку, пили прямо из бочек, черпали шапками, рукавицами и даже сапогами... перепились до того, что многие тут же задохнулись от дыма. Ирония судьбы, пожар потух к вечеру, как только бунтовщики договорились бросить в огонь тело Плещеева. Пожар, отчасти, спас боярина Морозова.
Царю, буквально со слезами на глазах, удалось выторговать у толпы жизнь Морозова. Царь сказал народу, что Морозов ему как второй отец: воспитал и взрастил, что он ну никак не может казнить его. Мятежники согласились: ладно уж, как угодно Богу и царю, пусть так и будет!
Морозова царь отстранил от власти и 11 июня отправил в ссылку в Кирилло-Белозерский монастырь, а затем потихоньку вернул его домой, но от дел Морозов был отстранен. Под давлением низов было прекращено взимание недоимок (нечто вроде пени за задержку уплаты налога), снижены цены на соль и отменена монополия государства на торговлю солью. Наконец, во исполнение пожеланий дворянства и торговых людей в сентябре 1649 Земский собор утвердил свод законов — Уложение, подготовленное комиссией князя Одоевского. Не вдаваясь в подробности этого исторического документа, замечу лишь, что уложение, представлявшее собой принципиально новый для России уровень законодательной практики, включало специальные статьи, регулировавшие правовое положение отдельных социальных групп населения. Более того, отдельные правовые нормы Соборного Уложения 1649 продолжали действовать до начала 19 века.
Ну, кто скажет, что бунт был бессмысленный? Беспощадный и кровавый - это да, были убиты и погибли на пожарах около 2000 человек. Все население Москвы тогда было тысяч 150, т.е. за неделю столица лишилась 1-2% жителей... время было жестокое. Если судить по изменениям в законодательстве тогдашней России, то это вовсе и не бунт, его можно назвать первой на Руси революцией, назвали же "оранжевой революцией" балаган с песнями и танцами на киевском майдане?
Ответственность чиновников, в то время, была другой, не отставка и выход на пенсию, не тюрьма, а собственная жизнь. Но именно для чиновников бунт был "бессмысленный", страх прошел, во власть пришли новые люди, которые сотворили новые "ошибки" и нарвались в 1662 году на новый "Медный бунт"...
http://altskeptik.net
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.