Фаддей Булгарин. Враг Пушкина, друг Грибоедова

Владимир Казаков



 Фаддей Венедиктович Булгарин один из интереснейших людей своего времени, основатель русской журналистики, популярнейший писатель девятнадцатого век.
 
 
"Помещик: Счастливая Россия. Вельможа: Счастливая от того, что мы, русские, умели воспользоваться нашим счастливым положением и все сокровища, тлевшие в недрах земли, исторгли нашим терпением, любовью к отечественному, прилежанием, учением, промышленностью. Пожалуй, если бы мы не думали о завтрашнем дне и кое-как жили, позволяя иностранцам брать у нас сырые материалы и продавать нам выделанные, то мы навсегда остались бы у них в зависимости и были бы бедными...".
Фаддей Булгарин. «Сцена из частной жизни в 2028 году». 1843 год.
Удивительные слова. И будем надеяться, что пророческие. Сумел же автор с своих многочисленных фантастических повестях в первой половине 19-ого века, тщательным образом описать акваланг, армейский парашютный десант и даже бульонный кубики!
А также, компьютеры, (машины для делания стихов и прозы), ксероксы, (машины для мгновенного копирования документов в департаментах), тщательно описаны приборы позволяющие наблюдать за частной жизнью на расстоянии.
Он предсказывает изменение климата(на российском сибирском севере - райский сад, а в средней полосе засуха), истощение земель, исчезновение лесов, освоение морского дна. Причем интересна его защита судов от кораблекрушений.
Он накрывает судно металлическим колпаком, при приближении шторма и оно уходит под воду на безопасную глубину. Море вообще осваивается сильно в его произведениях. Там как на современных улицах снуют водоходы и водолазы. Океанское дно полностью используется для сельскохозяйственных работ. Огромны успехи науки. Она позволяет развить все пять чувств человека, включая осязание: с помощью химии, герой «тотчас научился различать цвета одним прикосновением».
И еще десятки хитроумных приборов, сотни открытий, предвидений, невероятных проектов. Многие из которых, стали сейчас обыденностью, а иных еще и нет в природе. Кто это? Жюль Верн? Герберт Уэллс? Совсем нет. Это Фаддей Булгарин. Русский писатель. И сделал свои предвидения он, гораздо раньше того же Верна. А вошел он в русскую, а значит, и мировую литературу совсем не этим. А чем?
Биография нашего героя фантастична. Даже по меркам того бесшабашного времени. Итак, Фаддей Венедиктович Булгарин (Ян-Кристоф-Тадеуш Булгарин) - родился в имении матери Перышево (ныне – Пырышево Узденского района Минской области) 5 июля 1789 года.
Тогда это была окраина Великого княжества Литовского, через несколько лет вошедшая в состав  Российской империи. Дворянин, из белорусско-польской шляхты. Чей род по матери шел от канцлера Димитрия Самозванца Яна Бучинского и принадлежал к родовитому гербу «Стремя», а по отцу — из племени «булгар, выходцев из Албании».
Отец его, товарищ Тадеуша Костюшки, за убийство русского генерала Воронова был сослан в 1794 г. в Сибирь. Позже был помилован, но вскоре умер. Собственно, Фаддей и был назван в честь Костюшко, знаменитого лидера польских борцов за независимость.
Проклятый, кровавый царский режим зачисляет сына бунтовщика, террориста и убийцы в престижнейший петербургский Сухопутный Шляхетский кадетский корпус. По окончанию, которого был распределен в конную гвардию. Конногвардейцы – это сливки общества. Военная элита.
В 1806 году корнет гвардейского Уланского полка Фаддей Булгарин участвует в войне с Наполеоном в Пруссии. Сражался отважно, был ранен и в 17 лет, за храбрость в Фридландском сражении получает орден Святой Анны III степени. Далее, не менее доблестно воюет со шведами в Финляндии. Казалось, блестящая военная карьера просто распахнула перед ним свои объятья. Но…
Неожиданно все рушится. Булгарина выгоняют из полка, причем причины какие-то странные. По одной версии, шеф полка великий князь Константин Павлович, брат царя Александра Первого, увидел его в маскарадном костюме, стоящем в карауле. Подругой, Фаддей написал зловредную эпиграмму на его высочество. По третьей, просто перепил и устроил дебош.
Обычно такой проступок тянет по меркам того времени на обычную гауптвахту, но Булгарина изгоняют из гвардии. В обычный полк. Это был тяжелейший удар в тогдашнем обществе. Позор. Служит в Кронштадте и Ревеле, играет в карты. Проигрывал собственную шинель, пьянствовал, воровал, стоял с протянутой рукой, прося милостыню, а затем исчезает.
Спустя некоторое время он появился в Варшаве, где поступил в польский легион армии Наполеона. Именно поляки, составляли наибольшую национальную часть армии императора. В 1811 году участвовал в походе в Испанию.
А в 1812 году вместе с французскими войсками, в корпусе маршала Удино форсирует Неман, то есть перешел русскую границу как завоеватель, как захватчик. К этому времени он уже не русский офицер, а капитан французской армии, кавалер ордена Почетного легиона.
Он воюет против наших войск, в частности против корпуса Витгенштейна в Литве и Белоруссии, то есть в родных местах. После бегства армии Наполеона из России, Булгарин сражается на стороне императора до последних дней. Уже в 1814 году он был захвачен пруссаками в плен и после обмена пленными, был отправлен в Россию.
Что ждет его, офицера изменившего присяге и воевавшего на стороне врага? Виселица? Пожизненная каторга? Нет. Карьера преуспевающего литератора, ведущего журналиста страны и в будущем, чин действительного статского советника. Что по «Табелю о рангах» соответствующего званию генерала-лейтенанта!
И что еще потрясает, много позже, когда встал вопрос о выплате Булгарину пенсии, ему высочайшим повелением зачли службу во французской армии! Согласно официальным документам, он, воюю с партизанами в Испании, сражаясь против русской армии в Белоруссии, поразительно, одновременно числился чиновником министерства народного просвещения. Вдумайтесь, боевые действия против Родины засчитывают в трудовой стаж!
Между прочим, известный историк разведки Никита Филатов в книге «Тайные розыски и шпионства» в прямую пишет, что Фаддей Булгарин был глубоко законспирированным агентом русской разведки в армии Наполеона. Такой «свой среди чужих». И дает много обоснований этому предположению.
С чего вдруг изменнику такие привилегии?!И вряд ли случайно сослуживцами Фаддея Венедиктовича были офицеры, впоследствии возглавившие русскую военную разведку – Воейков и Закржевский. Оба поддерживали с ним крайне дружеские отношения и после войны. В принципе, только так можно объяснить его судьбу послевоенного времени. Это, конечно, версия, но она очень правдоподобна!
А что Фаддей Венедиктович? Он смело вступает в литературу и журналистику. Добивается огромных успехов, но, все же, помяную о «наполеоновском» прошлом, часть его современников обвиняла его в доносительстве, работе на полицию, стукачестве. Это обычно в эпиграммах того времени. Пушкин писал так.
Не то беда, Авдей Флюгарин,
Что родом ты не русский барин,
Что на Парнасе ты цыган,
Что в свете ты Видок Фиглярин:
Беда, что скучен твой роман.
«Авдей Флюгарин» - один из псевдонимов Булгарина весьма двусмысленный, ибо «флюгер» - это флажок, который изменяет свое положение вместе с направлением ветра. Далее, Пушкин называет Булгарина фигляром, то есть шутом, цыганом на Парнасе и Видоком.
Видок - имя знаменитого парижского полицейского сыщика. Это не что иное, как намек на стукачество Булгарина, на его услуги, оказываемые III Отделению Его Величества Императорской канцелярии и лично графу Бенкендорфу. Под сомнение ставятся не только литературные способности автора скучного романа, имеется в виду роман «Иван Выжигин» Булгарина, но и его порядочность. Очень обидно для человека, дворянина.
Правда, за несколько лет до этого Пушкин писал другое.
«Вы принадлежите к малому числу тех литераторов, коих порицания или похвалы могут быть и должны быть уважаемы».
Одновременно,  Рылеев, А. Бестужев-Марлинский и Грибоедов включили его в число лучших своих друзей и ценили его литературный талант. В 1823 году, обозревая русскую словесность в "Полярной звезде", А. Бестужев писал:
«Булгарин, литератор польский, пишет на языке нашем с особенною занимательностию. Он глядит на предметы с совершенно новой стороны, излагает мысли свои с какою-то военною искренностию и правдою, без пестроты, без игры слов.
Обладая вкусом разборчивым и оригинальным, который не увлекается даже пылкою молодостью чувств, поражая незаимствованными формами слога, он, конечно, станет в ряд светских наших писателей. Его «Записки об Испании» и другие журнальные статьи будут всегда с удовольствием читаться не только русскими, но и всеми европейцами»
В советских энциклопедиях о Булгарине чаще всего говорили так:
«Булгарина ненавидят и презирают все», «патриотический предатель», «русский реакционный писатель», «шпион и доносчик», «имя его... всегда вызывало презрение передовой русской общественности». « Булгаринская Северная пчела» - орган крепостнического дворянства, высшей бюрократии и консервативного мещанства», «Булгарин стал... присяжным адвокатом и идеологом русской реакции».
«Измена» Булгарина в войне 1812 года и его «стукачество» стало общим местом в литературоведении. Что касается «доносов» Фаддея Венедиктовича в жандармское управление. Они все опубликованы. И можно четко сказать, что, на самом деле, это важные аналитические заметки.
И известно, что при принятии решений они лежали на столе у императора Николая Первого. Который, ценил Булгарина, но особо не жаловал. Вот, например, тот же Филатов приводит пример «доноса» Булгарина начальнику канцелярии III Отделения фон Фоку в 1830 году: «Общее правило: в монархическом неограниченном правлении должно быть как возможно более вольности в безделицах. Пусть судят и рядят, смеются и плачут, ссорятся и мирятся, не трогая дел важных. Люди тотчас найдут предмет для умственной деятельности и будут спокойны … дать бы летать птичке (мысли) на ниточках, и все были бы довольны».  Очень интересная мысль.
Вот еще некоторые образцы «доносов» в 3 жандармское управление:
«Управление финансов тяготительно для народа и затруднительно для администрации. Купечество надеется на слова государя... об освобождении торговли. Общее доверие исчезло, никто не платит долгов. Законы по сему предмету слабы и не исполняют... Для крестьян еще ничего не сделано... Кажется, надлежало постановить что-нибудь общее в обеспечении этого класса людей, многочисленного и сильного братством с солдатами».
«Государь наградил многих литераторов, но это не переменило мнения, что он не весьма любит литературу русскую и что на просвещение менее всего обращает внимания. Не надо себя усыплять и обманывать,это вреднее даже коммунисма».
«Я не позволю, чтобы на меня, как на собаку, надевала цензура намордник!... Если б правительство вошло в разбирательство цензурных дел, то удивилось бы, в какую грязь брошены у нас высшие качества человека: разум и чувства».
Несколько странные «доносы». Это скорее подсказки власти, аналитика. Но клеймо «стукача» в русской литературе висит на нем до сих пор. Кстати говоря, для примера еще одно письмо.
«Кадетские корпуса, рассадник офицеров русской армии, требуют физического преобразования, большого присмотра за нравами, кои находятся в самом гнусном запущении. Для сего нужна полиция, составленная из лучших воспитанников; доносы других должны быть оставлены без исследования и даже подвергаться наказанию; чрез сию полицию должны будут доходить и жалобы до начальства. Должно обратить строгое внимание на рукописи, ходящие между воспитанниками. За найденную похабную рукопись положить тягчайшее наказание; за возмутительную — исключение из училища».
Это написал не Булгарин, Пушкин, которого доносчиком никто, конечно, не считает.
Но это нюансы. Надо не забывать, что образованные люди того времени, элита, вертелись в одном довольно узком кругу. Ссорились, стрелялись, дружили, все происходило на одной коммунальной кухне Невского проспекта. И Фаддей Булгарин, на этой «коммуналке» был одним из значительных героев.
У него было много врагов, недоброжелателей, в том числе и Пушкин в последние годы, но и много настоящих друзей, например Александр Грибоедов. Который отправляясь в Персию, оставляет главное дело своей жизни рукопись «Горе от ума» именно Булгарину.
 «Горе» мое поручаю Булгарину. Верный друг Грибоедов».
И Булгарин сделал все верно. Опубликовав поэму в своем журнале «Русская Талия»
В. Кюхельбекер в 1824 году в "Мнемозине" пишет, обращаясь к Булгарину: «Ваш «Северный архив», ваши «Литературные листки» читаю иногда с удовольствием: в них довольно занимательного, довольно даже полезного... положим, что я вздумал бы назвать вас лучшим русским журналистом...»

Теперь о заслугах этого удивительного человека. Он издает первый в России исторический альманах «Северный архив». И приложение к нему «Литературные листки». Редактировал журнал «Сын Отечества». Создал первый в России журнал на тему бизнеса и экономики «Эконом». Слово «первый» будет еще много раз повторяться в биографии Булгарина. Первый русский театральный журнал «Русская Талия».Выпустил первый отечественный театральный альманах ("Русская Талия"), где впервые "провел в печать" отрывки из "Горя от ума".
Он - автор первого русского романа нового, авантюрного типа, имевшего громадный успех («Иван Выжигин»), один из зачинателей исторического романа (его «Дмитрий Самозванец»вышел лишь через полгода после «Юрия Милославского» М. Загоскина, считающегося родоначальником жанра). Одним из первых ввел в русскую литературу жанры нравоописательного очерка, утопии и антиутопии, «батального рассказа» и фельетона. Первый основал сам жанр – фантастика.
Он спас рылеевский архив и в дальнейшем опубликовал некоторые его произведения, помогал Грибоедову, заключенному после восстания декабристов в крепость, хлопотал за братьев Бестужевых, сосланных в Сибирь, защищал Мицкевича от политических обвинений, угрожавших репрессиями, и помогал ему получить разрешение на выезд из России.
Положительной рецензией на «Героя нашего времени» он поддержал роман Лермонтова, не имевший сразу по выходе успеха у читателей. Фактически, сделал в глазах читающей публики того Лермонтова, которого мы любим и ценим сейчас.
Владимир Казаков
Продолжение следует

https://news.ap-pa.ru/news/i2921-vladimir-kazakov-faddej-bulgarin-vrag-pushkina-drug.html
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.