И если от моих стихотворений
Сердца людей немножко потеплеют
И станет чище чья-нибудь душа,
То значит, жизнь я прожила недаром…
(Людмила Осанова)
Сердца людей немножко потеплеют
И станет чище чья-нибудь душа,
То значит, жизнь я прожила недаром…
(Людмила Осанова)
Ей было восемьдесят семь лет и три дня, когда она ушла из жизни…
Её знали подруги военных лет из отдельного 101-го женского батальона, вместе с которыми она несла тяжёлую службу воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС) в годы Великой Отечественной войны. Её любовно называли «Мама-дрÝзья» иностранные студенты, которым она преподавала химию на подготовительном факультете Харьковского университета. К ней шли за советом и помощью тысячи харьковчан, когда, химик и биолог по образованию, она поняла, что её настоящее призвание – целительство. И в последнее десятилетие жизни, уже потеряв зрение, она полностью отдалась ещё одному призванию: донести к людям всю полноту своего жизненного опыта через поэтическое слово.
Женщину эту звали Людмила Михайловна Осанова. Как выяснилось, дар слова ей был дан от рождения. Не потому ли так удавались ей и лекторская деятельность в просветительских организациях, и преподавательская работа в школах и в университете, и доверительное общение с больными? Не потому ли так трепетно она относилась к Пушкину, с томиком которого не расставалась всю войну? Не потому ли так живо переданы и восторг начинающей учёбу студентки, и воспоминания о начале войны в её стихах 40-х годов ХХ века?
Из мира клёнов, и берёз, и сосен
Вошла я в мир из камня и стекла…
…Как ярки их чарующие краски,
Как величав Природы гобелен!
Но я уже ушла из этой сказки –
Да здравствует мой добровольный плен!
(«Семнадцатая осень», 1940)
…В те трудные годы их не было просто –
Сапог по размеру, шинели по росту.
Шинель моя – с воротом грубым, холодным,
Царапавшим нежную девичью шею.
Но не было нам в те военные годы
Одежды, солдатской шинели моднее…
(«Ушла на войну», 1945)
Но суровые обстоятельства жизни (война, гибель друзей и тяжёлое собственное ранение; университетская студенческая жизнь впроголодь в послевоенном Горьком, когда, чтобы прокормиться, приходилось вставать наравне с мужчинами на ночную разгрузку пароходов в порту; необходимость интенсивно работать, чтобы поднять на ноги сына) не позволяли в полной мере отдаваться поэтическому творчеству. И потому сохранившихся стихов за период от 40-х до 70-х годов не так уж много: «Поездка в село», пять замечательно живых стихотворений для детей, возможно, ещё несколько недатированных произведений, например, её замечательная военная баллада «Калужница». Приведём отрывок из детского стихотворения:
Идёт овца раздетая,
Выходит из ворот –
И собственная деточка
Её не узнаёт.
Стоит в недоумении
Ягнёнок, как во сне,
И смотрит с удивлением:
Скажи, ты – мама мне?
(«В овечьей парикмахерской», 1957)
После встречи с последней любовью поэзия становится для Людмилы Осановой вторым дыханием. С академиком Иваном Ивановичем Смоляниновым, корифеем микробиологии и ботаники, она прошла по жизни вместе двадцать восемь лет. Растворение в любимом человеке, солидарность с ним и в работе, и в творчестве проявляются с самого начала в лирических стихах. Из них мы узнаём о замечательно чутком восприятии природы, с которой у Людмилы Михайловны связаны не только медитативное любование её красотами, но и основной труд целителя – путешествия за лекарственными растениями. С драгоценной простотой выражены и благодарное отношение к отцу, который боготворил природу, прекрасно знал её и привил эти знания и любовь Людмиле:
Снегири, снегири,
Вы мне с детства знакомы.
Мой отец был мечтатель
И русской природы знаток.
Он меня уводил
Зимним утром из дома
По следам по русачьим
В Берендеев волшебный чертог.
(«Снегири, снегири», 1975)
и постоянная метафорическая параллель времён года и периодов человеческой жизни:
Значит, лето ушло,
Нашей жизни короткое лето,
И унылая осень
Упрямо вступает в права.
(«Бабье лето», 1986)
и пристальное внимание к любому живому существу, например, в стихотворении, сравнимом по пронзительности с миниатюрой «Женщина» Акутагавы Рюноскэ:
Ель стоит, вся в наряде белом,
В бурых шишках, как в бубенцах.
Ворониха горячим телом
Греет будущего птенца.
(«Ворониха», 1974)
и, конечно, бережное и трепетное отношение к любимому человеку:
Не хочу бежать от любви,
От последнего чувства позднего…
Позови меня, позови
В золотистое чудо осени.
(«Позови меня», 1982)
Мне дорог каждый час и каждый миг,
Какие прожиты с тобою вместе.
(«Ода тебе», 1986)
Не оставляет Людмила Михайловна и военную тему, вообще столь нелёгкую для поэта из-за того, что многие и многие обращались к ней, зачастую искренне, но не умея передать свои переживания, а нередко и сочиняя на потребу. Однако стихи Осановой – настоящие, они выстраданы собственной жизнью и кровью. И, по скромности умалчивая о собственных заслугах (отмеченных тремя орденами и множеством медалей), она умеет выразительно передать, как больно задевает её небрежение к памяти погибших:
Вдоль берега отвесного
Иду над речкой чистою,
А многие из сверстников
Лежат под обелисками…
…Лежат недолюбившие,
Не ведая о почестях,
А их невесты бывшие
Седеют в одиночестве.
И чтя их память светлую,
Склонив седую голову,
Кладу букеты летние
Под обелиски голые.
(«Кладу букеты летние…», 1988)
Робко и неуверенно в конце 90-х годов Людмила Михайловна Осанова попыталась представить на суд слушателей свои стихи. И тут ей несказанно (но и вполне заслуженно) повезло. Она встретила на своём пути настоящего ревнителя культуры – Алису Михайловну Крупчатникову, которой принадлежит заслуга создания и бессменного прижизненного руководства литературной гостиной при Харьковской центральной городской библиотеке им. В. Г. Белинского. Та, с присущей ей восторженностью и энергией, ввела Осанову в круг литературного общения, организовала её выступления в библиотеке, а также участие в совместном поэтическом сборнике. Крупчатникова ознакомила с её творчеством ведущих харьковских поэтов Римму Катаеву, Романа Левина, Инну Мельницкую, которые положительно оценили поэтические опыты зрелой по возрасту, но начинающей на литературном поприще Людмилы Осановой. Именно Инне Владимировне Мельницкой особенно была признательна Людмила Михайловна за внимание и взыскательность при редактировании стихов в последовательно вышедших трёх поэтических сборниках: «Позови меня, позови…» (1999), «Моим ровесникам» (2008), «Зелёная аптека»(2008). На закате лет Осанова пережила значительное радостное событие: принятие в ряды Конгресса литераторов Украины (КЛУ). Всего этого могло бы не случиться, если бы рядом с Людмилой Михайловной не было преданной подруги Лидии Трофимовны Гриценко. Их дружба длилась четыре десятилетия. Двенадцать лет из них (с тех пор, как Осанова ослепла после неудачной операции), Лидия Трофимовна была её глазами и руками, помощницей в быту и заботливой сиделкой; стенографисткой, советчицей и корректором всех изданий поэта; доверенным лицом в переговорах, экспедитором и сопровождающей на творческие вечера; одним словом, Поводырём с большой буквы, так как занималась водительством подруги и в жизни, и в творчестве. «Ты Богом мне дана» – не раз говорила ей благодарно Л. М. Осанова.
19 сентября 2010 года Л. М. Осановой не стало.
«И нерастраченная нежность, и нескончаемость тепла…» – этими словами Осановой был назван вечер её памяти, который состоялся 4 ноября в актовом зале Харьковского исторического музея. Открыла вечер нынешний руководитель литературно-музыкальной гостиной при ЦГБ им. В. Г. Белинского Анна Анатольевна Абрамова. В исполнении автора Татьяны Стоговой прозвучали тёплые стихи, посвящённые ушедшему поэту. Составлением и ведением тщательно продуманной программы вечера занималась коллега Осановой по поэтическому цеху и очень неравнодушный к памяти друзей человек – член КЛУ Любовь Ивановна Филенко. Круг приглашённых ею участников был весьма широк: от школьников до ветеранов ВОВ и харьковских поэтов во главе с Романом Левиным, выступившим с темпераментной речью. Присутствовавший на вечере Смолянинов И. И. сумел ярко, свежо, с огромным уважением рассказать о покойной супруге, четвёртый поэтический сборник которой («Мы с тобою», 2003) был выпущен в соавторстве с ним. Его выступление сообщило собранию доверительный характер. Выступала и подруга-однополчанка Людмилы Михайловны – Ветвинская З. М. Поэт Римма Катаева, будучи не в состоянии лично присутствовать на вечере по болезни, сочла необходимым передать большую телефонограмму с воспоминаниями о Людмиле Михайловне. Украшением вечера стали исполнение авторских песен на стихи Осановой Людмилой Дьяченко, Валентиной Шевченко и Юрием Правдиным, выступление барда Игоря Шустова. Дети, учащиеся СШИ-12, замечательно декламировавшие стихи Осановой, первыми получили от И. И. Смолянинова в подарок сборники её стихов. Так же одарил он и остальных участников вечера. Разойдутся эти поэтические сборники и по библиотекам Харькова. Надеемся, благодаря этому многие услышат голос Людмилы Осановой, голос души, чутко отзывавшейся на беды и радости людей, восприимчивой к красотам природы, осмысливавшей собственное творчество:
Ведь пока мы творим и любим,
Мы поэзией делаем прозу,
А потом её дарим людям,
Как весною дарят мимозы.
(«Мимозы», 1986)
Вечер памяти Л. М. Осановой несомненно удался: женщина, достойно прожившая большую, необыкновенно трудную жизнь, вдруг предстала перед собравшимися со всей ясностью благодарного видения окружающего мира, которым отличаются дети.
Ей было восемьдесят семь лет и три дня, когда она ушла из жизни… Но, откликаясь на её слова, приведенные чуть выше, хочется сказать о ней, тоже переходя от прозы к собственным стихам:
Поэты умирают стариками.
Вы к ним прислушайтесь – и убедитесь сами:
Сплавляясь в тигле сердца с чудо-словесами,
Такая мудрость их вещает голосами!
Поэты умирают стариками.
Поэты умирают молодыми.
Они глазами в мир уставились большими:
Ведь удивленье навсегда осталось с ними,
Как в детях, заново всему дающих имя.
Поэты умирают молодыми.
Член МСП Валерия Викторовна БЕЛОУС
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.