«Говорим: «Камброд», – подразумеваем Петропавловский храм. Говорим: «Петропавловская церковь», – подразумеваем православную общину Камброда».

Перефразируя слова Владимира Маяковского, о Камброде скажем так: «Говорим: «Камброд», – подразумеваем Петропавловский храм. Говорим: «Петропавловская церковь», – подразумеваем православную общину Камброда». Да, да, мы и историю древнейшего казачьего поселения знаем лишь благодаря тому, что она отражена в церковном труде епископа Катеринославского и Таганрогского Феодосия Макаревского «Материалы для историко-статистического описания Екатеринославской Епархии. Церкви и приходы прошедшего XXVIII столетия : Вып. 1-2. - Екатеринослав : Тип. Я. М. Чаусского, 1880. - 2 т.».
Краеведа цитировали столетиями все справочные издания. Вспомним:
"Каменный Бродъ, — древнѣйшее запорожское займище, старожитная казацкая маетность. Въ 1740 — 1750 годахъ здѣсь зимовниками и хуторами, въ землянкахъ и шалашахъ, сидело нѣсколько семействъ людей малороссійской націи"…
В целом, Камброду и его храму епископ посвятил несколько абзацев, но, как и в случае с «Москвой» в «Бородино»: «Как много в этом звуке для сердца русского слилось! Как много в нём отозвалось».Уже одно лишь использование автором термина «древнейшее запорожское займище» подсказывает, что основание Камброда следует относить к 15 веку – в «переходный» период от эпохи Бродников к эпохе Запорожского казачества и Всевеликого Войска Донского. О казачьих объединениях 15-го века в Западном Приазовье свидетельствовал Мартин Бельский. И, согласитесь, как бы там ни было, именно в Приазовье, где "заканчивается" история казаков-бродников начинается эпоха казаков Каменного брода, а также казаков Малого и Большого Перевоза. Напомним, БРОДНИКИ - это та самая часть коренного народа Руси Изначальной, которая обеспечивала товарооборот (рух=русь) и, по сути, этнокультурную коммуникацию в государстве без дорог (единственными транспортными артериями были реки, БРОДНИКИ же были лоцманами и варягами-перевозчиками, также они строили и обслуживали переправы на реках в лесостепной части Руси). Посредством БРОДНИКОВ язык Всея Руси обогащался и развивался, их язык был общим для всей Руси с её окраинами. Собственно, язык бродников-варягов, обеспечивающих русь-движение=развитие в славянском мире, язык с древними корнями и постоянно обогащающийся, благодаря общению, формировал язык Руси и дал логичное название языку, объединяющему славянский мир.Понятно, что бесследно БРОДНИКИ исчезнуть не могли. Часть из них известны как ВАРЯГИ, чьей родиной был Донбасс(бассейн Дона). Поэтому, логично, что с"философской (т.е. научной) точки зрения абсолютно невозможно огульно отрицать то, что поселение Каменный Брод связано с эпохой героев Руси, которые, к слову, в полном окружении Золотой Орды, на протяжении нескольких столетий ига, отстаивали субъектность Руси Изначальной, территориальную неприкосновенность Сердца Руси, тем самым сохранили от разграбления святыню Древней Руси – курганную усыпальницу! Да, исторический факт: БРОДНИКИ Донбасса дань Золотой Орде не платили… Логично, что и полностью исчезнуть в последующие времена стражи Донбасса никуда не могли. Подробнее – в книге «Доля Луганска быть Святоградом».«Достоверная ландкарта 1750 года», отражающая древние реалии до 1714 года, свидетельствует о множестве поселений в бассейне Лугани задолго до образования Славяносербии. О древности потомков бродников свидетельствовали сами сербы. Семен Пишчевич в «Записках» писал, что «тамошний народ вырос і состарился все на одном месте». То есть, коренной народ на Лугани был ко времени слияния в славяносербское единство «древнейшей казачьей маетностью». Он такой же древности, как упоминаемая, например, венгерским королём Белой IV республика Бродния. А её наследники – жители Брода – упомянуты в Универсале Богдана Хмельницкого, обращавшегося к своим соратникам накануне воссоединения русского народа в середине 17 века.Семен Пишчевич пишет, что первый год местные жители не шли на контакт ни за какие деньги и скрывались. И не в ярах и дубравах. Потомки легендарных бродников «скрывались» в упомянутых выше «землянках», которые были традиционным жильём с давних времён. Ведь в землянках в мергельных горах зимой не холодно, а летом не жарко и не сыро. Таковым, как свидетельствовал краевед Каменного Брода Вениамин Антонович Карпенко, является город в горе, на которой ныне стоит Камброд. О городе под Камбродом можно получить представление, глядя на Святогорский или Дивногорский монастыри. Во время строительства дамбы у Лугани был обнаружен вход в церковь под Камбродской горой…Согласно международным нормам, возраст населенного пункта определяется по наиболее раннему его письменному упоминанию. Таковым для нашей общины Святограда Луганского является сохранённое в христианских архивах упоминание возраста церкви Петра и Павла, инициатором воздвижения которой в пределах Святогорского монастыря – в селении Каменный Брод в 1679 году – по не опровергнутой версии был настоятель Святогорского монастыря святой Иоиль.

Комментарии 1

Vyacheslav Pleskach от 19 сентября 2023 11:17
Благодарю за отзывчивость и живое участие в размышлении об истории Луганского Петропавловского собора. Как было отмечено в статье выше, по не опровергнутым данным, Преподобный Иоиль(Озерянский) в первый год пребывания во главе Святогорского монастыря, воздвиг церковь Петра и Павла. А было  в пределах монастыря, распространяющиеся на территорию где находилось селение Каменный Брод. Гипотеза же о том, что церковь Петра и Павла преподобным Иоилем была воздвигнута в непосредственной близости Святогорского монастыря в Донецкой области полемична, т.к. не согласуется с известными в христианском мире фактами, логичное объяснение которым приводятся в книге "Доля Луганска быть Святоградом". В исследовании Феодосия  Макаревского, посвященного Екатеринославской епархии, мы не находим упоминания процедур, обязательных, если бы храм Петра и Павла строился на непосредственной территории нынешнего Святогорского монастыря. Нет там и подобных свидетельств, подтверждающих, что Каменнобродский храм был воздвигнут в конце 19 века, а не много ранее (а известная официальная версия появления храма в Каменном Броде - это, очевидно, свидетельство освящения переноса преподобным Иосафом (Белгородским) на новое, не подтопляемое место уже существовавшего в селении Каменный Брод храма Петра и Павла). Как известно, преображение первого храма в нашем городе происходит постоянно. Это не только перенос церкви, но и замена его деревянного здания на каменное, что засвидетельствовано епархиальным Указом, а также воздвижение колокольни. Размышления об истории храма продолжаются. Еще больше непрочитанных ее страниц мы сможем прочесть ВМЕСТЕ и СООБЩА. С Богом
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.