Станислав ЗОТОВ
Памяти последного романтика советской эпохи.
Николая Николаевича Добронравова
Только там, под землёю, останутся корни.
Может быть, сквозь столетья они прорастут.
Н. Добронравов
Большой русский поэт Николай Добронравов ознаменовал своим творчеством эпоху социалистического строительства в СССР, можно сказать, был последним романтиком советской эпохи. Поэт-песенник, называем мы его, но за этой облегчённой формулой творчества скрывается дух эпохи, её главная напряжённая эмоциональная струя, её идейный стержень, если хотите. И всем было ясно, что стихи Добронравова, положенные на прекрасную, глубоко западающую в душу мелодию его жены композитора Александры Николаевны Пахмутовой, и были в гораздо большей степени, чем все скучные доклады генсеков, выразителем той идеологии, что составляла суть нашей жизни тогда, суть жизни всех людей единого Советского Союза. Идеология эта наполнялась высоким романтизмом социалистического строительства, делом воспитания души советского человека на примерах истинного патриотизма. Песни Пахмутовой и Добронравова воспитали не одно поколение русских советских людей, они несли необычно сильный заряд социальной бодрости, оптимизма и веры в будущее. Чего сейчас, к сожалению, у нас нет и в помине. А без этого нельзя строить жизнь, это понятно ведь каждому, и песни Пахмутовой и Добронравова помогали нам жить и верить в прекрасные человеческие идеалы.
Одним из первых их совместных произведений была песня о геологах, о светлых, мужественных людях, разведчиках недр, по следам которых уже шли строители лучшего будущего. Текст её был создан поэтами Добронравовым и Гребенниковым на переломе эпох, в 1954 году, когда закончились тяготы и обременения сталинской диктатуры, когда, несмотря на все трудности того аскетического времени, просыпался новый советский человек, уже лишённый того подавляющего страха, что бытовал во времена генералиссимуса. Тогда вновь ожила идея грядущего коммунизма, писались фантастические романы о прекрасном будущем людей планеты Земля, возник дух всемирного братства людей, где царствуют законы любви и преданности, в том числе и в чисто человеческих отношениях.
Ты уехала в знойные степи,
Я ушёл на разведку в тайгу.
Над тобою лишь солнце палящее светит,
Надо мною лишь кедры в снегу…
А путь и далёк, и долог,
И нельзя повернуть нам назад…
Держись, геолог, крепись, геолог,
Ты ветра и солнца брат!
На прощанье небес синевою,
Чистотою студёной воды,
Голубою заветной Полярной звездою
Поклялись в нашей верности мы.
Лучше друга нигде не найду я,
Мы геологи оба с тобой,
Мы умеем и в жизни руду дорогую
Отличать от породы пустой.
Я в суровом походе спокоен,
Ты со мной в каждой песне моей…
Закалённая ветром, и стужей, и зноем,
Только крепче любовь и сильней!
А путь и далёк, и долог,
И нельзя повернуть нам назад…
Держись, геолог, крепись, геолог,
Ты ветра и солнца брат!
Так выковывался образ нового человека, преодолевшего тёмные тени прошлого. А таких теней было много. Мы знаем из биографии Николая Добронравова, что его отец, инженер одного из ленинградских заводов, был бессудно репрессирован в 1937 году, в период зловещей «ежовщины», мать пережила долгую тюрьму. Кстати, интересная подробность – девичья фамилия матери Николая Добронравова – Доброхотова! – мог ли от такого союза родиться не добрый человек? Он воспитывался в детском доме, после решил посвятить себя актёрскому искусству, снялся в нескольких фильмах эпохи 50-х, но нашёл себя в поэзии. Неизвестно, как сложилась бы его творчество в дальнейшем, но в те же годы в редакции одного из литературных журналов его познакомили с милой, невысокой девушкой, недавно закончившей консерваторию. Сказали им: вот вы поэт, а вы композитор – работайте вместе, нужна новая советская тематика, нужны добрые, светлые примеры для нашего общества. И они стали работать вместе... всю жизнь.
Не буду описывать совместное творчество Александры Пахмутовой и Николая Добронравова – этому нужно посвятить тома и тома исследований! Но более 400 песен, написанных Пахмутовой (и в основном на стихи своего мужа), – это разве не доказательство простой, но необыкновенной любви, примера всем нам. Интересно, что вот та незамысловатая песня о геологах, с чего началось их творчество, была очень горячо усвоена девушками своего времени. И они – девчата 50–60-х годов – как-то сами изменили слова песни, и она уже пелась не от мужского, а от женского лица.
Я уехала в знойные степи,
Ты ушёл на разведку в тайгу,
Надо мною лишь солнце палящее светит,
Над тобою – лишь кедры в снегу.
А путь и далёк, и долог,
И нельзя повернуть нам назад.
Держись, геолог, крепись, геолог,
Ты ветра и солнца брат.
На прощанье небес синевою,
Чистотою студёной волны,
Голубою заветной
Полярной звездою
Поклялись в нашей верности мы!
Лучше друга нигде не найду я,
Мы геологи оба с тобой.
Мы умеем и в жизни руду дорогую
Отличать от породы пустой...
А путь и далёк, и долог,
И нельзя повернуть нам назад.
Держись, геолог, крепись, геолог,
Ты ветра и солнца брат...
Это и был настоящий советский человек своей эпохи, растоптанной грязными политиканами горбачёвско-ельцинской «перестройки», закономерно перетекшей в перестрелку...
Неудивительно, что на склоне дней у Николая Добронравова родились горестные строки о России:
Ты теряешь, родная, последние силы.
Мы уже не спасём тебя. Не укрепим.
Мы пришли попрощаться с тобою, Россия,
С бледным небом твоим, с чёрным хлебом твоим.
Мы не будем стремиться к богатым соседям.
Не прожить нам без ласки слезящихся глаз…
Никуда не уйдём. Никуда не уедем.
Ты сама потихоньку уходишь от нас.
Мы стоим пред тобой в современных одёжах, –
Космонавты и братья мои во Христе.
Ты была нашим предкам столпом и надёжей.
В мире не было равных твоей широте.
Ты была, наша матерь, небогатой и честной.
И не зря же ты в муках на свет родила
Знаменитых царей и героев безвестных,
И неслась в новый мир, закусив удила.
Так за что же тебе выпадали мученья?
Зарубежный альков и щедрей и теплей…
Очень страшно семье, если нет продолженья.
У России почти не осталось детей…
Свиньи чавкают, в храм водрузивши корыто.
И рыдают солдатки у афганской черты.
Васильковое небо зарыто, закрыто
Чёрным облаком смога, свинца, клеветы.
Так чего же мы ждём? Для чего мы хлопочем?
И зачем по инерции смотрим вперёд?
Ты прислушайся: мы пустотою грохочем.
Присмотрись: вместо поезда вьюга идёт.
…Вот мы все собрались на последней платформе.
Осквернён наш язык… Уничтожен наш труд.
Только там, под землёю, останутся корни.
Может быть, сквозь столетья они прорастут!
Пророчества великих поэтов сбываются... Прощай, последний романтик советской эпохи, несмотря ни на что, она оставила свои мощные и верные корни в истории России, и они ещё обязательно прорастут.
«Ты ветра и солнца брат» | Камертон (webkamerton.ru)
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.