Невежество и пошлость в сетевых СМИ.

Наталия Янкова


  Эфиры компании „Абзац медиа“ относительно недавно появились на YouTube и   сразу стали популярны. Зазывно сформулирован концепт этого сетевого СМИ: „Официоз - это грустно. Наш путь - краткость и ироничность. Мы рассказываем вам о главном в одном абзаце. Актуально, взвешенно, иронично о главных событиях дня“.

  Иронично, в представлении ведущих и редакторов эфиров нового СМИ, это с употреблением скабрёзных двусмысленностей и обсценной лексики, включая мат. Поначалу, девушки-ведущие пытались сопротивляться этой „ироничности“, но постепенно тоже втянулись и стали употреблять обсценные словечки.  

    Даже единственная относительно профессиональная ведущая, у которой кроме обычных эфиров есть свой спецпроект - аналитическая программа „ГДЕньги“  Мария Иваткина стала этим грешить. К тому же, она очень „хлопочет лицом“ и голосом. Комментаторы отмечают её „приторность“. 

   Генеральный директор Абзац медиа Михаил Шахназаров не только администрирует, но и участвует в эфирах, врываясь в них вихрем и не снижая стремительность движения, переходит из одного эфира в другой. 

   Общаясь со зрителями в стиле шпрехшталмейстера, что в современном цирке называется „инспектор манежа“, Михаил остаётся в образе и кажется, уже просто с ним сроднился. Возможно, он таким родился, но в публичном пространстве его увидели уже таким в последние несколько лет.

   Его стиль - это громкий раскатистый голос с форсированием отдельных звуков. Но на этом, пожалуй, сходство с цирковым ведущим заканчивается и начитается мат и скабрёзности. Бойкий, уже не молодой, с сединами человек, приехал в Москву, как гласит его биография в интернете, в 2014 году из Риги, где он родился и вырос.

    Образование получил во ВГИКе на „факультете режиссёров и сценаристов“. Правда, ВГИК, как известно, готовит этих специалистов на разных факультетах. Ну да ладно. Заморачиваться с искусством Михаил не стал, а сразу подался в  банкиры, возглавив филиал прибалтийского банка, на базе которого основал страховую компанию. 

    Но и с бизнесом не заладилось, тогда в конце девяностых пытливый, тогда ещё молодой человек решил стать журналистом. Устроился в латвийское издание, и скоро стал заведующим отдела спорта, потому что   с детства увлекался хоккеем. 

    Следующим этапом карьеры уже журналиста Михаила Шахназарова стала работа на российском радио, где он познакомился с рядом известных людей. Именно это всегда было движущей силой в карьере многих, особенно не сильно образованных, но пробивных людей. Обзаведясь связями, не с улицы находил места деятельности шустрый Шахназаров. 

    Но, как, опять же, читаем в его биографии, у него появилось много свободного времени, и он стал писать стихи и прозу. Причём на любые темы. Просто Ляпис-Трубецкой. Но наш герой переплюнул ильфопетровсеого персонажа. Он пишет свои опусы матом и зачитывает их в эфирах. Но пока не дотягивает до известного поэта-матерщинника Орлуши. 

    Страна увидела героя на эфирах „Время покажет“ и „Место встречи“, где он сидел с одной из своих книжек, которых написал уже несколько, держа её так, чтобы обложка попала в камеру. На этих эфирах легко завязываются знакомства,   которые могут стать полезными. Главное не упустить эту возможность.  

    Сразу надо сказать, что его литературные успехи пока не известны. В отзывах на его пару книжек есть положительные „прикольно, смешно“, а также и такие, где отмечена специфика его юмора „ниже пояса“ и употребления обсценной лексики, что неприемлемо для многих читателей.

    Когда распался популярный тандем Андрея Норкина с Ольгой Беловой (Место встречи) на НТВ, Ольга создала своё шоу на том же канале. Среди её приглашённых экспертов были и те, кого она знала по Месту встречи. Но  мстительный Норкин исключил этих людей из списка своих гостей, куда входил и Михаил. 

    Этот акт мести Норкина неверным рушил пиар-план Шахназарова по охвату всех возможностей для раскрутки. Параллельно наш герой получил второй удар от того же Андрея Норкина, с которым концертировал в дуэте по клубам Российской глубинки. 

   Трудно сказать, что привлекало зрителей в творчестве этого тандема, возможно, анекдоты Норкина, которые даже для участников шоу „Место встречи“ не смешны, плюс развязность Шахназарова, который нанизывал матерные слова на скабрёзное содержание своих баек. Дуэт распался и каждый теперь выступает соло.

    Но наш пострел на то и пострел, чтобы успеть везде. Но, как мы увидим, и эта ситуация была использована активным синтетическим деятелем, область применения талантов которого трудно обозначить.

    Вскоре Ольга ушла на другой канал, потому что она действительно звезда везде и имя канала, на котором теперь ведёт итоговую новостную программу «Звезда». Креативный Шахназаров (предположительно) придумал новый формат для себя и Ольги. Они ведут теперь вдвоём еженедельные эфиры „Здравствуйте товарищи“ на телеканале «Звезда». 

    Передача удалась и пользуется успехом у зрителей. Вообще, творческий союз с талантливой и умной Ольгой Беловой для всех выигрышный. А для  Шахназарова просто подарок судьбы, потому что он оказался в нужный момент в нужном месте.

    Правда, Шахназарову явно тесны рамки передачи, которые профессионал высокой пробы Ольга Белова строго контролирует. Он пытается внести „озорную“ нотку в их эфиры, но Ольга это сразу пресекает. Любит он и перебивать соведущую, но она тренированная, за много лет работы в ток-шоу научилась обламывать таких „озорников“. 

    Просто не даёт увести эфир в сторону скабрёзности, куда постоянно пытается свернуть Михаил. Делает комплименты Ольге, представляя её, называет красавицей и умницей и целует ей руку. Тон этих комплиментов нарочито театральный, с мхатоскими паузами. Видно, что это всё её раздражает, но она пока терпит.

     А вот в эфирах „Абзац“, где формат такой же - двое ведущих сидят за столом и обсуждают интересные новости, принято перебивать соведущего. Вернее,  принято, но не у всех. Там вообще интересно многое.

     Здесь пытаются использовать опыт аналогичных эфиров, которые, действительно, интересные и живые. Это, например, „Война и мир“, где Дмитрий Пучков Гоблин и Надана Фридрихсон держат зрителей личным обаянием, а также эрудицией и интересным освещением различных актуальных событий, заметим, без мата.

    Но вернёмся к „Абзац медиа“. За короткое время, коллектив разросся, эфиры с разнообразными названиями и темами можно увидеть не только на Youtube, но и в Телеграм, в ВКонтакте и вообще на всех доступных платформах. Можно и читать обзоры на сайте, для чего есть отдельные сотрудники.

    В паре с Елена Оя Шахназаров действует по той же схеме, что с Ольгой Беловой. Но в отличие от Ольги, Елена реагирует на слова Михаила: „Великолепная! Красавица! Умница!“, исполненные с почти пародийной помпезностью, кокетливым хихиканьем.

   Назвать Елену красавицей, конечно, сильно! При том, что она выглядит вполне интеллигентно и обладает некоторым обаянием. Они представляют друг друга в каждом эфире, и почему не представить главного редактора „Абзац медиа“ Елену Оя и Генерального директора Михаила Шахназарова.

    Что удивляет в Шахназарове. При всей его энергичной любознательности, он не ориентируется в том, что любой студент ВГИКа, обязан знать ещё до вступительных экзаменов. Если он действительно учился в этом ВУЗе. Потому что впечатление, что он после школы уже не учился.  

    Недавно его слова, произнесённые в эфире, вызвали поток возмущённых комментариев. Он стал высмеивать Фаину Раневскую, когда кто-то назвал её гениальной актрисой: „Да никакая она не гениальная, у неё ни одной нормальной роли в кино, всего одна и то в эпизоде, в каком-то старом фильме что-то там про Мулю...“. 

   Как мог дипломированный киносценарист и кинорежиссёр не знать, кто такая Фаина Раневская! И что она не только кино-, но и театральная артистка, включённая в топ мировых звёзд. Когда его „закидали шайками“ в комментариях, он недоумённо признался онемевшей от неожиданности Елене Оя, что не знал этого. Такие просторечья как „ездиют“ тоже украшают его живую речь,

    Всё-таки юмор предполагает тонкость ума и его наличие, чем не может похвастаться Михаил. А есть вульгарные словесные издёвки, вместо пародий. 

   Вообще, его домосковская жизнь, как профессиональная, так и личная, скрыта туманом. Несколько раз он обронил в эфирах, что ему закрыт въезд в Латвию. Но причину этого не назвал.

    А вот с 2014 года, когда он переехал в Москву, известна хорошо. Его женитьба, рождение ребёнка, иллюстрированные фотографиями жены Юлии и ребёнка. И даже интерьер его жилища, где он даёт интервью, сидя на ступеньке  лестницы, видимо, загородного дома.

   Шахназаров на эфирах ведёт себя разнузданно, украшает свою речь матом, но даже не салонным, а грубым бытовым. Любит пародировать, и делает это неплохо, имитирует различные акценты, особенно любит местечковый еврейский. 

    Как-то удивляет отношение Шахназарова к Советскому Союзу. По его словам, он ненавидел всё советское. В его творческом арсенале такие выражения, как „холуи коммунистические“, „в СССР не было нормальной музыки, музыка была и есть только западная. Для воспитания годится только западная музыка“. 

   В ток-шоу „Ша!“ он шокировал ведущего, сказав, что без юмора нет шоу, поэтому без мата, который в вокабуляре Михаила имеется на все буквы, не обойтись. 

  За ним пытается поспевать один из ведущих Абзаца Александр Карлов, довольно интеллигентный журналист с опытом ведущего („Временно доступен“). В отличие от гендиректора он пародирует только местечковых евреев, но в каждом эфире и с удовольствием. 

    За неимением достаточного меню пародируемых нацменьшинств в его репертуаре, вставляет в свою речь якобы завуалированные, но очень прозрачные намёки на евреев „эти люди“, куда он включает всех врагов и предателей России. 

   Но апофеоз невежества и профнепригодности - ведущий Павел Русский. Первый вопрос, который приходит в голову зрителя, при виде пёстро одетого молодого мужчины с татуированными до плеч руками, „что здесь делает этот гопник?“. 

   В одном из эфиров он объявил с гордостью, что не читал „Войну и мир“ Л. Толстого. Есть подозрение, что это не единственное литературное произведение, которое не читал Павел. Просто он не знает даже их названий.

   Не может гладко произнести несколько слов. Соведущие ему помогают, когда он зависает на третьем слове, потому что не находит нужного. Просто бедный лексикон у человека. Но его понесло в телеведущие, и что удивительно, его приняли на работу. Не скрывает, что у него нет высшего образования, но возникает вопрос, есть ли среднее?

   За неимением иных слов изъясняется в эфире матом и жаргонизмами поп-музыканта (хорэ). самые приличные у него слова “какашка“, г...о“, „ср...ли“. Скабрёзные шуточки, которые смешат исключительно их автора, создают печальный образ вульгарного недоучки. 

   Комментаторы пишут, что смотрят эфир за завтраком, и слово г...о в словесном поносе ведущего, да и с демонстрацией предмета, по мнению Павла, похожего на к...ку создаёт  реальную картину, что портит аппетит. Просят унять Павла и даже уволить. Комментаторы указывают ему на грубые ошибки в речи и недостатки общего образования, например, известный афоризм он произнёс, как „Что позволено Меркурию...“.

    При этом он, как и Шахназаров, перебивает всех, даже приглашённых экспертов, некоторые из которых просят его дать возможность договорить прерванную на полуслове мысль. Павел любит высказывать свои измышлизмы. Считает, что не надо наказывать запятнавших себя артистов, даже совершивших наезд в нетрезвом виде: „Их же любит народ“. 

    В общем-то, здоровая инициатива и большой разнообразный коллектив может много хорошего развлекательного и просветительского нести в массы. Но массы, с которыми работает Абзац - это те, кому нравится мат и антисемитские шуточки. 

    Комментарии есть восторженные, у каждого ведущего свои фаны, у Павла Русского тоже. Но комментарии их однообразны даже лексически. Многие зрители с более высоким культурным уровнем просто перестают смотреть передачи Абзац медиа, некоторые называют причину. Но их меньше, что и понятно. 

   Да, грамотно подобранные маркетологами ведущие обеспечивают широкий охват зрителей разного уровня культуры, а значит и прибыль компании. Но это ли цель общественно-политических программ? Абзац медиа расширяется кадрово и производственно. Кто финансирует эту компанию нигде не указано, но финансирование явно мощное.  

   Культивируется дурновкусие наших людей, которые на таких передачах не развиваются, а деградируют. А ведь это СМИ, которое формирует сознание нации, но не должно его искажать!

    Буквально неделю назад в Абзац появился новый ведущий Тимофей Ермаков. Приятно поражает его грамотная речь и интеллигентность. Даже захотелось посмотреть, кто он такой. Оказалось, что Тимофей ведёт собственный ТГ-канал и вообще театральный режиссёр и актёр с образованием. 

     Не пора ли ввести какую-никакую цензуру, чтобы не потерять тех, у кого ещё есть запрос на высокую культуру, а не взращивать поклонников Павла Русского, ставшего кумиром довольно значительной части зрителей подобных передач!

 

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.