"Мой первый друг, мой друг бесценный"...

Нина ГРИНЕВИЧ
23 января 1825 года Пушкина, находившегося в ссылке в Михайловском, навестил его лицейский друг Иван Пущин.
Узнав о ссылке поэта в Михайловское, Пущин задумал «непременно навестить его». По дороге он заехал к дядюшке Василию Львовичу Пушкину, которому Пущин рассказать о желанной встрече с Александром Сергеевичем… «Со слезами на глазах дядя просил расцеловать племянника».
Проездом в Острове Пущин «взял три бутылки клико и к утру следующего дня уже приближался к желаемой цели». 
Пущин вспоминал: «Я оглядываюсь: вижу на крыльце Пушкина, босиком, в одной рубашке, с поднятыми вверх руками. … Выскакиваю из саней, беру его в охапку и тащу в комнату». Было раннее утро, прибежала няня Арина Родиновна и ничего не спрашивая, бросилась обнимать гостя.
Друзья расположились в михайловском кабинете поэта, где «помещалась кровать его с пологом, письменный стол, диван, шкаф с книгами и пр., пр. Во всем поэтический беспорядок, везде разбросаны исписанные листы бумаги, всюду валялись обкусанные, обожженные кусочки перьев…».
Пущин отметил, что поэт «наружно … мало переменился, оброс только бакенбардами», стал «серьезнее прежнего, сохраняя, однако ж, ту же веселость». Радость от нежданной встречи была безмерной. Говорили о многом. Пушкин спрашивал, что о нем говорят в Петербурге и Москве, заставил Пущина рассказать про всех первокурсниках Лицея, «много было шуток, анекдотов, хохоту от полноты сердечной».
Пущин привез в подарок Пушкину комедию А. Грибоедова «Горе от ума» в рукописи. Поэт был очень доволен, читал ее вслух, делал меткие замечания. Потом прочитал «кой-что свое, большею частию в отрывках».
День промелькнул очень быстро, на «часах ударило три». Друзья крепко обнялись в надежде, может быть, скоро увидеться. После этого Пушкин написал:
…Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его Лицея превратил.
За участие в восстании 14 декабря 1825 года на Сенатской площади Пущин был осужден и отправлен в Сибирь. Там его «Пушкин первый встретил … задушевным словом»: в день приезда Пущина в Читу А. Г. Муравьева подозвала его к частоколу и отдала листок бумаги, на котором неизвестною рукой было написано:
Мой первый друг, мой друг бесценный,
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил;
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейским ясных дней!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.