Непревзойденный Юрий НАГИБИН

Виктория САМАРСКАЯ

Изменял жене с тещей, ошибочно считал себя евреем и не любил советскую власть, но читая его рассказы, я плачу: непревзойденный Юрий НАГИБИН
"Мои рассказы и повести - это и есть моя настоящая биография"
"Русский язык такой, что его можно просто резать ножом и есть", - восхищался рассказами Юрия Нагибина (1920 -1994) один из отечественных журналистов. Даже если вы не читали его произведений, наверняка видели фильмы по сценариям Юрия Марковича: "Председатель", "Красная палатка", "Чайковский", "Гардемарины, вперед!" (более 40). К 105-летию со дня рождения писателя решила написать о нем, руководствуясь его же принципом. Юрий Нагибин много строк посвятил Пушкину, Тютчеву, Лескову, Бунину, Марло, Тредиаковскому и не только. "Как мало похвал выпало на их долю при жизни! - утверждал он. - Общество в долгу перед теми, кто несет ему свое сердце»
«Мои рассказы и повести - это и есть моя настоящая биография"
В 70-80-е гг. одной из распространенных форм общения с литераторами были творческие встречи. Мне посчастливилось видеть Юрия Нагибина лично и даже взять у него автограф. Седовласый (он очень красиво старел!) писатель словно стеснялся своей славы и обратил мое внимание на коллегу - поэтессу Светлану Мекшен, у которой я тут же купила книгу и получила дарственную надпись. Но сердце мое так и осталось с непревзойденным мастером рассказа.
Между футболом и литературой
Подростком Юрий Нагибин отлично играл в футбол - тогдашний тренер "Локомотива" француз Лимбек предсказывал ему большое будущее. Но мама и писатель Яков Рыкачев, воспитывавший мальчика с 8 лет, считали, что в жизни нужна земная профессия. И подкладывали ему литературу по химии, физике и другим точным наукам.
При этом отчим научил пасынка "читать только хорошие книги и думать о прочитанном". А заметив его интерес к литературе, предложил что-то написать самому. Юрий описал лыжную прогулку с классом, однако на отчима это произвело довольно унылое впечатление:
"Играй в футбол!"
Но лиха беда начала! Мальчик увлекся и не оставил свое занятие, четко определив свой путь - "не придумывать, а идти напрямую от жизни". Тогда же он начал вести дневник, понимая, что "писание - это постижение жизни".
По окончании школы юноша по примеру Чехова, Вересаева и Булгакова поступил в 1-й Московский медицинский институт. Однако учеба отнимала столько времени, что не хватало сил что-то писать. Юрий Нагибин дотянул до первой сессии и рванул на сценарный факультет ВГИКа. А вот закончить его не успел. Началась Великая Отечественная.
Как становятся писателями
Дебютом Юрия Нагибина стал рассказ "Двойная ошибка", опубликованный в "Огоньке". "Первая публикация светится в памяти ярче, чем первая любовь", - напишет он позже.
А в 20 с небольшим лет Юрий Маркович заочно будет принят в Союз писателей. На заседании прочтут один из его военных рассказов, который в 1943-м войдет в сборник "Человек с фронта". И решение будет принято.
***
В первый же день войны студент Юрий Нагибин оказался на пороге военкомата. Но его забраковали по здоровью. Попасть на фронт помогло хорошее знание немецкого языка. Осенью 1941-го Нагибина направили в седьмой отдел Политуправления Волховского фронта, который занимался контрпропагандой. В 1943-м после тяжелой контузии писатель вернулся с фронта с белым билетом. До окончания Великой Отечественной трудился специальным корреспондентом газеты "Труд".
Журналистикой занимался и в послевоенные годы, много ездил по стране. Параллельно писал рассказы и повести ("Трудное счастье", Павлик". "Встань и иди"). В 50-е гг. начал работать в кино. Ему хотелось шире охватить жизнь, хотя главным в своей работе он по-прежнему будет считать рассказы. Все они в той или иной степени автобиографичны. Юрий Нагибин утверждал:
"Мои рассказы и повести - это и есть моя настоящая биография"
Скандальная биография
Юрий Нагибин никогда не состоял в партии и не имел никаких литературных наград. Он явно не любил советскую власть, но при этом не стеснялся брать у нее деньги. Всегда жил на широкую ногу, имея один из самых больших писательских домов в Подмосковье. На ЦТ даже сняли документальный фильм о нем с названием "Двойная игра" - настолько противоречивой кажется фигура писателя. Вот лишь несколько штрихов его биографии.
💥"Уровень безнравственности, ниже которого упасть нельзя", - оценила Виктория Токарева рассказ Юрия Нагибина "Моя золотая теща". Писатель был официально женат пять раз. В 1943-м его избранницей стала Валентина Лихачева, дочь легендарного директора автомобильного завода им. Сталина. В этом браке Нагибин пять лет жил в условиях победившего коммунизма, но в итоге сбежал. Как выяснилось, все эти годы он искал близости со своей тещей. Викторию Токареву потрясло не только то, что писатель изменял жене с ее матерью, но и описал это в своем рассказе.
💥Долгое время Юрий Нагибин считал своим отцом Марка Левенталя, чье отчество и фамилию носил. По национальности тот был евреем, поэтому писатель идентифицировал себя с еврейским народом.
Родители развелись, а в 1937-м Марк Левенталь был репрессирован. Нагибин навещал его, пока тот был ссыльнопоселенцем. Но в 1952-м не приехал на похороны. Струсил. Из этого родился покаянный рассказ, который Юрий Нагибин принес в журнал "Знание". Редактор прочитал и по-отечески посоветовал: "Сожги и забудь!" После этого часть своих дневников писатель стал прятать. После смерти они были опубликованы под названием "Тьма в конце тоннеля". И это одно из лучших произведений автора.
Кстати, как потом выяснилось, псевдоним Нагибин, который посоветовала мать, оказался подлинной фамилией писателя. Его отец - Кирилл Нагибин - имел дворянское происхождение и в 1920-м был расстрелян. Марк Левенталь женился на его беременной подруге, спасая честь девушки.
💥Юрий Нагибин с 1960 по 1968 гг. был женат на Белле Ахмадуллиной, которая к тому времени была отчислена из Литературного института за отказ участвовать в травле Бориса Пастернака. Девушке было 22 - ему почти 40. Он много сделал для продвижения ее творчества, в том числе написал два киносценария, где она за кадром читала свои стихи ("Чистые пруды", "Стюардесса"). Тем не менее при расставании поэтесса из поколения шестидесятников назвала бывшего мужа "паршивой советской сволочью".
💥"Дневники" свидетельствуют, что Юрий Нагибин не был апологетом советской власти, но не стеснялся получать от нее все мыслимые блага. "Красная палатка", "Девочка и эхо", "Бабье царство", "Дерсу Узала" - эти и другие фильмы по сценариям писателя принесли стране мировую славу, а ему - хорошие деньги. Впрочем, и первый инфаркт тоже. За сценарий к фильму "Председатель" (1964) Юрия Нагибина буквально затравили. Впоследствии же картина стала одной из любимейших советскими зрителями.
💥Писатель прятался от себя с помощью водки. Впрочем, это не мешало ему всегда быть в форме и каждый день печатать не менее 4-х страниц текста. Его пронзительная искренность подкупает. В своих "Дневниках" Юрий Нагибин размышляет:
"Когда я выронил лучшее в себе?"

«Мой первый друг, мой друг бесценный"
Первое потрясение я испытала, прочитав незатейливый рассказ Юрия Нагибина о детском друге по имени Павлик - "Мой первый друг, мой друг бесценный".
Он заставил меня не просто полюбить главного героя, но и провести ревизию собственного мироощущения. Юрий Нагибин часто использует прием сравнения, раскрывая собственное несовершенство рядом с более глубоким и достойным человеком. Таким был для него Павлик. Вот писатель описывает первую серьезную ссору с другом, которая на время развела их в разные стороны. И объясняет, почему Павлик больше не нуждался в их дружбе:
"Не только потому, что презирал всякие обходные пути, мелкие уловки и хитрости, все скользкое, уклончивое, двусмысленное - прибежище слабых душ, но и потому, что ему не нужен был тот человек, каким я вдруг раскрылся на уроке немецкого".
Павлик погиб под Сухиничами. В самом начале войны: "Не от бомбы, не от осколка снаряда, не от прицельной или шальной пули - от своего характера". Немцы предложили бойцам, укрывавшимся в здании сельсовета, сдаться. Никто не вышел, и тогда они попросту сожгли здание.
Ты читаешь рассказ и словно ощущаешь то чувство вины, которое всю жизнь испытывает автор.
"Каждый погибший откупает другого у гибели. Павлик дал себя сжечь, чтобы жил я. А я плохо распорядился его подарком".
Искренность всегда подкупает. Когда читаю Нагибина, плачу. Я не знаю другого автора малой прозы, который вызывал бы столько эмоций и заставлял задумываться над собственным несовершенством.
Подведем итоги
Юрий Нагибин - личность противоречивая. Но очень мощная в советской литературе. Юрий Нагибин считал, что "общество в долгу перед теми, кто несет ему свое сердце!" Для меня он тоже относится к тем, кто открывал перед читателями душу. И был искренним, не желая произвести какое-то более лучшее о себе впечатление. Этим и велик!
Виктория Самарская
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.