Ко дню рождения Александра Островского

Елена САЗАНОВИЧ


За сорок лет творческой деятельности – около 50 пьес. И 728 главных действующих лиц (не считая эпизодических)… Жизнь в 180 актах пьесы. И пьеса в 63 годах жизни... И всегда в главной роли – Россия. И не больше. И не дальше. Границы Отечества в своём многогранном творчестве он не переходил. Ни юга, ни севера, ни запада, ни востока.... Он остался верен Родине. Которую слишком хорошо знал. И любил. В её чистом виде. И в нечистом тоже... Великий русский писатель родился в Замоскворечье – купеческом районе Москвы. Поэтому с лёгкостью мог показать и купечество в московских трактирах, и барские особняки, и мещанские домишки. Но всё это так, декорации. Островский гораздо глубже. И тоньше. Гораздо пронзительнее… За беседками, качелями, ярмарками, окнами и георгинами – вон там она, настоящая Россия. С её самодурством, обманом, крючкотворством. Не зря современники величали его «Колумб Замоскворечья»… Дед драматурга был священником. Отец тоже окончил духовную академию, но священнослужителем не стал. Потому Островский с детства знал, что такое вера, безверие и лжевера... Сам Александр Николаевич некоторое время проработал в суде. И знал, что такое закон, беззаконие и лжезакон.

Он из тех редких писателей, которые ещё при жизни познали огромную заслуженную славу. Более 30 лет новые пьесы Островского почти каждый сезон появлялись в московском Малом и петербургском Александринском театрах. И, наверное, нам уже не столь важно знать, сколько унижений и клеветы пришлось пережить драматургу. Когда он был под полицейским надзором. Когда его обвиняли в плагиате... Но это всё – для драматургии судьбы. Которая навсегда оставила для нас Театр Островского. Где тёмное царство разбивает один-единственный лучик света. Который, главное, вовремя разглядеть…

Все 728 персонажей его пьес почти полностью заполнят зрительный зал Малого театра. Да, они уже не в кокошниках, не в расшитых кафтанах, не с длинными бородами. Но мы их обязательно узнаем. Сегодня. Они непременно появлялись и в нашей жизни. Потому что по-прежнему это та же «Семейная картина», где «Свои люди – сочтёмся», когда каждый чует, что «На бойком месте» могут наступить «Тяжёлые дни» и «Не всё коту масленица», а «Бешеные деньги» – это просто «Гроза»...

«Гроза», пожалуй, самая совершенная пьеса Островского (хотя практически все его пьесы бесспорны). «Гроза» совершенна в каком-то нелогическом совершенстве чувств. И одновременно в их логическом несовершенстве. За эту пьесу драматург получит Уваровскую премию. И чуть позже станет член-корреспондентом Петербургской академии наук… Это остросоциальная пьеса. О всемогущей власти дики´х и кабаних. Которые, даже не объясняя право на такую власть, разрушают и калечат жизни всех, кто их окружает. Душный городок Калинов. Сплетницы на лавочках. Лай собак. Скрип ставень. Лениво, скучно. И немного страшно. От этого удушающего мещанства. Словно и нет другой жизни. Словно и нет другой России. Словно она ужалась в границы этого жуткого городка. Где властвуют самодуры. И выхода не видно… Но выход есть. Обязательно есть. В тёмное царство неизбежно рано или поздно прорвётся луч света. И укажет путь из тупика безысходности.

«Отчего люди не летают так, как птицы? Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела...» Люди так и не научились летать. И вряд ли научатся. Разве что во сне. Мы не птицы. И всё же. В своих мыслях и мечтах некоторые достигают такой высоты, которой не смогла бы достичь ни одна птица. Запредельной высоты и бесконечной вечности. Такой высоты и вечности достиг Александр Николаевич Островский. Который до сих пор призывает всё громче бить во все колокола.

Драматургия судьбы - Статьи - Литературная газета (lgz.ru)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.