ЮБИЛЕЙ НАРОДНОГО АРТИСТА УКРАИНЫ
«КОМПОЗИТОР» «ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА»
«Его величество театр» - так выражает своё отношение к коллективному организму, каковым является театр, главный режиссёр Луганского академического театра кукол, народный артист Украины Евгений Романович Ткаченко. Достижения культуры, а точнее степень освоения богатого духовного наследия в течение многих поколений позволяют многим из нас подняться к вершинам возможностей ума, чувства, мастерства. С позиций человека, умудрённого опытом конкретного общения с реальным театром, пришёл Е.Ткаченко ко многим суждениям, обосновывающим это утверждение о сути театра. Можно в подтверждение привести слова К.Станиславского : «Театр- это коллективное творчество. Искусство театра создаётся только в атмосфере содружества и взаимопомощи….». Вот это «со», - содружество, сопричастность, сочувствие и ещё много «со», которое и называется Его Величество Театр. А в «настоящем режиссёре совмещается режиссёр- учитель, режиссёр- художник, режиссёр- литератор, режиссёр- администратор»(К.Станиславский). По сути- это композитор, создающий сопричастность к Его Величеству Театру. Так, вот он- режиссёр Е.Ткаченко и есть композитор Его Величества.
Как он пришёл к этому? - Полагаем, тем, что всегда, на всём жизненном пути был беспокоен. Есть у нас всех свой привычный жизненный ритм, направленный на реализацию планов, осуществление целей, которые требуют принятия решений, часто- неожиданных. Физиологи экспериментально установили, что ситуации принятия решений, связанных с необходимостью выбора, приводят к резкому повышению нервно- психической активации. Которая, конечно, отражаясь в той или иной степени на состоянии здоровья(не без этого, однако), направляется, всё же, на решение творческих, сугубо, задач. При этом(и поэтому), Евгений Романович пришёл к своему понятию искусства несколько более другого характера, чем традиционно оно всегда трактовалось. Да, мы склонны повторять избитые, что- ли штампы, которые в нас вложили опять- таки традиционной системой воспитания. К примеру, К.Немирович- Данченко говорил следующее: «Всё должно идти от жизни. Не от сухой схематической жизни. Жизнь должна быть самым первым источником сценического воплощения». Казалось, всё правильно и всё ясно. Но, вот Е.Ткаченко считает(он имеет право на собственное мнение!) : «Наша «дубовая фраза»- «Искусство есть отражение жизни в образах». - На мой взгляд- ничего подобного! Театр- это другая жизнь, которая с реальной жизнью не имеет тесных и плотных связей. Мы от реальной жизни только что- то привлекаем, мы играем на том, что нам пришлось сопереживать. Но, театр воссоздаёт совершенно своё, абсолютно особую жизнь.» Потому и считает Евгений Романович режиссёра конструктором, который создаёт, моделирует жизнь, полотно. С его слов,-«Великие художники прошлого, ведь, не копировали реалии, а создавали композиции, прорисовывали чувства людей, они не видели Деву Марию, но из всех её черт брали и конструировали своей фантазией и своим чувством. Такова роль режиссёра- создание какого- то фантастического мира, какой- то другой реальности».
Надо полагать, что это принципиальная позиция человека творческого, главное- ищущего. Ну, конечно, то или иное сложившееся социальное окружение требует отказа от собственной индивидуальности. В недалёком прошлом воспитание у наших сограждан «единогласия» оборачивалось утратой критического отношения к действительности, способности возлагать на себя ответственность за собственную даже жизнь, не говоря уже о судьбе общества.
Отсюда, не приемлет Е.Ткаченко совершенно дидактичные сказки для детей: «Добро побеждает зло»- как легко всё это было. Но, если побеждает, значит есть борьба, есть конфликт, значит надо его как можно ярче выстроить. Ушли уже в детском мире те герои, на которых выросли мы- Баба Яга, Кащей Бессмертный. Как это кому- то ни жаль- их уже нет. Детей привлекают другие герои, поэтому надо создавать нечто, что заденет чувства. Отсюда- театр не воспитывает, не несёт дидактичной морали, но через эти чувства, через великую приставку «СО»- соприкосновение, соучастие- мы и воздействуем на нашего зрителя не указывая ему прямо и конкретно- «этого не делай!».
Вот, ведь, как получается- театр должен так сконструировать всё, что происходит на сцене, что бы это вызвало сочувствие, потребовав личного соучастия зрителя в том, что происходит. Е.Ткаченко считает, что в памяти остаются именно такие спектакли, которые несут это «со». Например, тот же «Голубой щенок» с безутешным и безрадостным финалом. Щенок вступил в неравную борьбу со злом. Да, зло должно быть нетерпимым, но надо знать, что борьба со злом небезопасна. Одним желание нашим зло не преодолеть. Надо найти в себе ростки такого же зла: «Стоп- стоп- откуда оно же в мире существует?- Очевидно, оттого, что и во мне оно есть - неоказание другому помощи, проявление невнимания, не защита слабых, трусоватость и равнодушие. Потому перед режиссёром стоит задача показать, что ростки этого самого зла есть в каждом из нас. И так это высветить, чтобы нам стало не по себе и нам - бы захотелось- бы это преодолеть. И когда заканчивается «Голубой щенок», на каждом спектакле половина маленьких зрителей бегут и просят: « Дайте его погладить». Это и есть то сочуствие, которое и есть воспитание. Назиданиями никого сейчас не воспитаешь. Ребёнок предпочитает пройти всё через свой собственный опыт. И ответственность театра- конструирование на основе хорошей литературы, драматургии, хорошего языка, к которым подбираются выразительные средства , которых в театре превеликое множество». В спектаклях Е.Ткаченко появляются всё боле е и более живые актёры. Это, действительно, имеет место. Обосновывает он это тем, что при всей выразительности, куклы не могут в той конструкции, которую создаёт режиссёр показать все оттенки эмоций, показать интенсивность чувств( успех совместного творчества режиссёра и живого актёра тем выше, чем эффективнее преподносится динамика эмоциональных состояний). То есть, говорит Евгений Романович, -«куклы- это застывшая маска, а нужны больные глаза актёра, его артикуляция и живой голос, чтобы дойти до пределов чувств». Вот и в недавно поставленном им спектакле «Кроткая» по Ф.Достоевскому этот тезис нашёл своё блестящее подтверждение: «Сначала совершенно спокойно, и, казалось, безразлично рассказывает актёр Сергей Евдокимов, создавший портрет основного героя, историю появления этой хрупкой и кроткой девушки в его лавке…Но, мы видим(и это демонстрирует артист сугубо мимикой и артикуляцией), что его герой в смятении и не успел собрать своих мыслей….Надо очень внимательно следить за всем этим монологом, ещё не понимая конечной цели режиссёра и постановки, в целом. И тогда зритель вместе с ним тоже собирает «мысли в точку» и понимает, что истина, всё же, открылась этому несчастному, в общем- то, человеку.»(Газета «Ракурс»).
Для такого понимания нужна, прежде всего, мудрость как гармония характера, способность разумного и(считаем- очень это важно)- современного отношения к жизни. Поскольку мудрость – высшая ступень самосовершенствования, достигнуть её непросто. Готовых образцов мудрости не бывает. Наиболее существенный принцип мудрости – умение отличать главное от второстепенного, Вот об этом –то и говорит Е.Ткаченко, подтверждая эти высказывания конкретными своими действиями конструирования спектаклей.
Несколько слов о жизненном и творческом пути: Краснодон- Луганск- Челябинск- Киев- Красноярск- Свердловск- Магнитогорск- Тернополь- Киргизия- Луганск. «Пегий пёс, бегущий краем моря», «Панночка», «Голый король», «Шинель», „Бык, осёл и звезла», «Прощай, овраг», «Голубой щенок», «Милая Шура», «Лісова пісня»,….. наконец- «Кроткая». Творческие достижения Луганского областного(ныне- академического театра кукол при главном режиссёре Е.Р.Ткаченко неоспоримы – дипломы, награды, признания на всех фестивалях, в том числе с международным участием …
За годы служения Мельпомене им, главным режиссёром Луганского академического театра кукол, создано многое, причём – нешаблонно, с глубиной чувств и мастерством. Осознав острую необходимость изменений в трактовке и подходе к искусству как таковому в современных условиях существования общества, отталкивается он от того, что человек сегодня изменился как социальное существо. Его психологическое и нравственное обновление уже свершилось и на это нельзя не реагировать в театре, на сцене. А потому надо обращаться к преобразованному уже сознанию людей(и взрослых и детей) с позиции перестройки всего того, что есть в театре. Новая экономика и формирующаяся на её основе более разнообразная и демократическая культура должны стимулировать познавательные способности, индивидуальность и предприимчивость, способность обладать качествами человека. В этой связи роль театра кукол представляется совершенно исключительной. Воистину он есть ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО. Композитор – народный артист Украины Ткаченко Е.Р. во всеоружии, на месте, полон творческих замыслов и идей, а ещё…мудрых мыслей.
В связи с его 70- летием пожелаем ему «Так держать!».
Юрий Кукурекин, член Национального союза журналистов Украины, член МСПУ.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.