На первой полосе харьковской газеты «Время» от 2 февраля текущего года не без удовольствия прочитал слова председателя облгосадминистрации Михаила Добкина: «Мы находимся в постоянном поиске всего того, что может привлекать туристов». Дело в целом несомненно благое. А вот первое же заявление по существу – дескать, Харьков слишком молодой город, чтобы привлекать любителей старины, но достаточный интерес для туристов может представлять советский период истории региона, – вызывает несогласие. Конечно, не по причине высокой оценки советского наследия, а в части недооценки привлекательности региона для тех, кто интересуется памятниками истории и культуры более ранних эпох.
Кратко изложу то, о чем писал в своей книге «Украина. История, природа, искусство», которая была выпущена в свет прекрасным харьковским издательством «Клуб Семейного Досуга» в 2009 году. Чрезвычайным богатством экспонатов отличается наш исторический музей. Ведь заселение территории нынешней Харьковской области началось еще в период раннего палеолита, о чем свидетельствует найденная в Изюмском районе стоянка. Археологические памятники эпохи неолита открыты уже почти во всех районах области. В разных частях региона найдены остатки поселений эпохи бронзы, на территории Чугуева и Змиевского района обнаружены городища скифских времен. С VII века существовало знаменитое поселение восточнославянского племени северян Донец, первые письменные упоминания о котором находим в Ипатьевской летописи под 1185 годом и в великом «Слове о полку Игореве». Увы, в 1239 году оно было дотла разрушено монголо-татарами.
C VIII до конца второй трети X столетия соседями славян в регионе были хазары, вытесненные отсюда великим князем киевским Святославом. Как известно, они оставили в память о себе богатую археологическую культуру, более 300 памятников которой открыты в бассейнах Северского Донца и Дона, в Приазовье, на Северном Кавказе и Средней Волге. Но самым знаменитым из этих памятников является катакомбный могильник и городище (остатки укрепленного древнего поселения) площадью более 120 гектаров возле села Верхний Салтов Волчанского района. Именно он и дал имя культуре – салтовская! Тем, кто едет по трассе Харьков – Волчанск, имеет смысл, следуя указателю, свернуть с нее и посетить музей салтовской культуры. В перспективе он может стать одним из ключевых туристических объектов области. А ведь с XII века вклад в ее археологическую сокровищницу вносили и поселившиеся здесь половцы, передним краем борьбы с которыми становится наш регион. В частности, на территории современного Изюма в 1111 году кочевников разгромили русские дружины под командованием Владимира Мономаха, а в 1185 году почти на том же месте стояло лагерем войско Игоря Святославича перед своим походом на смертный бой и в бессмертие. Некоторые историки до сих пор считают, что легендарная Шарукань – столица Половецкого государства – находилась на территории нынешнего Харькова…
Доподлинно же известно, что современный Харьков был основан около 1654 года. Его опередили Изюм (первое письменное упоминание о нем датируется 1571 годом, а статус города получен в 1639 году), Мерефа, Чугуев, Змиев, Васищево, Краснокутск. До наших дней сохранились в области две драгоценных жемчужины раннего украинского барокко. Кстати, если старший брат – изюмский Спасо-Преображенский собор (1684) – представляет собой «региональный» слобожанский вариант пятиглавого храма, то харьковский Покровский собор (1689) возведен по образцам московского храмового зодчества.
Начиная с 1765 года, Харьков был духовно-исторической столицей Слободской Украины. С 1783 года его центр украшает детище архитектора А.Евлашова – удивительно привлекательный Успенский собор. В нашем городе обучался архитектурному искусству и творил корифей украинского зодчества конца XVIII – начала XIX веков П.Ярославский. В Харькове сохранились несколько построенных им прекрасных зданий. Однако главному шедевру Ярославского на территории области – дворцу в Старом Мерчике – грозит полное исчезновение. Фактически он, как и весь ансамбль имения славной семьи Шидловских, созданный другим местным архитектором – А.Палициным – в 1776–1778 годах, нуждается в создании заново. И такое возрождение должно стать делом чести для руководства Харьковской области! Ведь, например, выдающийся искусствовед Г.Лукомский, который застал дворец и имение в 1914 году еще в «нормальном» виде, оценивал ансамбль как один из самых ярких и художественно значимых на всей территории Российской империи. И сегодня этот объект, будучи восстановлен, мог бы, как мощный магнит, притягивать и отечественных и иностранных туристов.
Далее по направлению (прямого пути пока нет…) к Краснокутску находится другой эффектный усадебный ансамбль, созданный в период с начала XIX до начала XX века в Шаровке. В него входят весьма эффектный дворец, другие довольно привлекательные строения и сооружения, живописный парк. В расположенной неподалеку Владимировке (в «Атласе автомобильных дорог Украины» вы ее не найдете: ориентируйтесь на расположенное рядом большое село Мурафа) наряду с роскошным парком конца XIX – начала XX столетия обнаруживаем уникальное здание Спасской церкви (1908–1913). Оно возведено в древнерусском (псковско-новгородском) стиле не кем-нибудь, а самим А.Щусевым – впоследствии создателем московского Казанского вокзала и Мавзолея В.И.Ленина! Богатый скульптурный декор церкви выполнен выдающимися ваятелями С.Коненковым и А.Матвеевым. На окраине самого Краснокутска раскинулся удивительно красивый Краснокутский парк, созданный в 1809 году выдающимся ученым-ботаником, братом основателя Харьковского университета И.Каразиным. Именно отсюда по всей стране разошлись тополь канадский, гинкго (серебристый абрикос), разные виды елей, которые сегодня украшают площади, проспекты и улицы городов Украины, и др. – всего более 200 (!) видов деревьев и кустарников. Поблизости от Краснокутска расположено село Пархомовка, где выдающимся энтузиастом-любителем изобразительного искусства А.Луневым в 1955 году был создан потрясающий художественный музей. В какой еще сельской галерее вы увидите работы Иванова, Сезанна, Пикассо и многих других замечательных мастеров?!!
А ведь в Харьковской области есть еще и Чугуев – родина великого И.Репина, – чей центр украшают торговые ряды начала XIX столетия и историческое здание Штаба военных поселений (1830). Есть построенная в начале того же XIX века величественная церковь в селе Водяном. Есть не требующая комментариев Сковородиновка. Есть такие замечательные памятники природы, как гора Кременец в Изюме и протянувшаяся более чем на километр вдоль Северского Донца Казачья гора в селе Коропово Змиевского района, ботанический сад университета в самом Харькове. Есть обладатель весьма богатой коллекции русской и украинской живописи – Харьковский художественный музей…
Добавлю, что мы по недоброй традиции недооцениваем значимость классического архитектурного наследия Харькова. Между тем эстафету у П.Ярославского приняли такие незаурядные мастера, как Е.Васильев, А.Тон, Б.Михаловский, Б.Покровский, М.Ловцов, В.Немкин, А.Бекетов, Ю.Цауне, В.Покровский, В.Величко, К.Жуков, А.Гинзбург, А.Ржепишевский, В.Эстрович и другие. Их творения позволяют без всяких сомнений оценивать архитектуру Харькова как замечательную. Воистину неповторим его облик: с легкой и умелой руки академика Бекетова Харьков стал уникальным городом грандиозных площадных ансамблей. Устраняя несправедливость, я осмелился сказать слова благодарности «Архитекторам Харькова» в своем стихотворении, написанном на украинском языке:
Місту жодному України
не поступишся ти в ошатності.
Архітекторами своїми
маєш, Харкове, ти пишатися!
Ми до ближніх несправедливі,
їх паплюжити до вподоби нам.
А чесніше прощати зриви
і гордитися добре зробленим.
Кращі зодчих харківських твори –
спадок справді дивний, немеркнучий:
і усі місцеві собори,
і палац у Старому Мерчику,
й корпуси університету,
і майданних ансамблів плетиво
найвибагливішому естету
догодять, не страчені Летою.
Співвітчизникам й іноземцям
все це безліч разів я показував!
І вони відчували серцем
те, що не передати фразами.
Рафінований – і наївний,
молодий, хоч віком – підстаркуватий,
архітекторами своїми
маєш ти пишатися, Харкове!
Есть у нас и современные мощные средства для массового привлечения туристов, в том числе иностранных. По моему глубокому убеждению, в Харькове таким ресурсом является прежде всего классическая музыка. Гордость и надежда города, возможность регулярно вдыхать чистый воздух высокого искусства – деятельность Харьковской областной филармонии. В Академическом симфоническом оркестре – около сотни (!) музыкантов высочайшей квалификации, многие из которых имеют звания лауреатов престижных конкурсов и преподают в университете искусств, других харьковских вузах. Также в составе филармонии работают прекрасные коллективы и мастера: Камерный хор, инструментальный ансамбль народных инструментов «3+2», блестящие солисты-инструменталисты и вокалисты, мастера художественного слова… Прервусь, а то текст начинает напоминать рекламу, в которой филармония по большому счету не нуждается.
Хотя убежден, что вовсе не зазорно высказывать искреннее восхищение тем, что делают другие. Наоборот, не нужно жалеть слов для выражения своей благодарности. Позвольте их произнести в адрес директора – главного дирижера филармонии Юрия Янко. Предоставлю специалистам оценивать его технику, четкость жеста и прочие профессиональные тонкости. Просто, как один из не слишком искушенных слушателей, хочу сказать спасибо за возможность вновь и вновь испытывать восторг от погружения в волшебную стихию музыки. А как зритель, участник действа – за воцарение в концертном зале целительной любви к великому искусству музыки и к невеликим, но незаменимым и бесценным ближним, землякам и гостям города. Эту любовь не сыграть, ее порождает лишь подлинность, непритворность чувства.
Я не раз наблюдал, как восхищены бывали искусством симфонического оркестра, других коллективов и исполнителей ХОФ музыканты-профессионалы и любители музыки из разных уголков мира, включая послов и высокопоставленных дипломатов весьма влиятельных иностранных государств. А ведь в нашем городе работает и другой продолжатель великих традиций – Харьковский национальный академический театр оперы и балета имени Н.В.Лысенко. Оперные спектакли здесь даются не только на украинском и русском языках, но и на итальянском и французском. Искусство же танца, вдохновенного танца вообще не требует перевода.
Хочу солидаризироваться со словами председателя облгосадминистрации: «Главное – найти правильную идею…» Осмелюсь предложить таковую: надо на уровне области срочно создать структуру, которая будет специализироваться на таком виде туризма, как культурно-познавательный, сделав стержнем ее деятельности именно музыкальный туризм! При грамотной постановке дела, при объединении усилий коллективов филармонии, театра, университета искусств этой структуре удастся регулярно привлекать значительное число туристов из-за рубежа. Да, потребуется оказать немедленную поддержку музыкальным коллективам. Однако это начинание – никак не менее благородное и гораздо менее затратное, чем подготовка к европейскому футбольному чемпионату. Кстати, именно привлечение туристов – иностранных и отечественных – способно обеспечить наполняемость самолетов международных авиалиний, скоростных поездов и построенных гостиниц как до, так и после Евро-2012. А для будущего страны, для укрепления общественного духовного здоровья роль высокой культуры вообще невозможно переоценить. Как и роль туристического бизнеса для успешного, полнокровного развития Харьковского региона.
Юрий ЧЕРНЕЦКИЙ,
доктор социологических наук, кандидат экономических наук,
главный редактор «Украинского социологического журнала».
Комментарии 1
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.