О Марселе Прусте

ПРУСТ (Proust), Марсель (10.VII.1871, Париж, -- 18.XI.1922, там же) -- франц. писатель. Род. в состоятельной семье (отец -- врач, мать -- из евр. бурж. среды). Образование получил в лицее Кондорсе. Учился на юридич. ф-те Сорбонны. В молодости вел отдел салонной хроники в газ. "Figaro" ("Фигаро"). В 1896 изд. сб. новелл "Утехи и дни" ("Les plaisirs et les jours", рус. пер. 1927) с предисл. А. Франса, в 1904--06 -- переводы книг англ. худож. критика Дж. Рескина "Библия Амьена" ("La Bible d'Amiens") и "Сезам и лилии" ("Sésame et les lys"). Из-за болезни с 1906 вел затворнич. образ жизни. Ок. 1907 начал работу над осн. своим произв. -- циклом романов "В поисках утраченного времени" ("A la recherche du temps perdu", v. 1--16, 1913--27, последние 6 тт. опубл. посмертно), состоящим из семи романов. Известность П. принес второй роман цикла -- "Под сенью девушек в цвету" ("A l'ombre des jeunes filles en fleurs", 1918, Гонкуровская премия за 1919).
В цикле "В поисках утраченного времени" П., опираясь на жизненные впечатления рассказчика, являющегося лит. двойником автора, стремится дать объяснение законам человеч. психики и интеллекта. Поскольку жизнь рассказчика дается П. в плане "призвания", к-рое он после долгих поисков находит в худож. творчестве, то в романе много философ., психологич., эстетич. отступлений, а также эпизодов, рассчитанных на непосредств. демонстрацию авторских взглядов. Философ.-эстетич. взгляды П. отмечены влиянием интуитивизма и частично совпадают с учением А. Бергсона. Несомненно влияние на П. философии нем. романтизма и А. Шопенгауэра, психологии И. Тэна, Т. Рибо, эстетики Р. Вагнера, Ш. Бодлера, Г. Флобера. П. противопоставляет иск-во обществ. практике людей, худож. отображение действительности -- науч. познанию и видит цель творчества в преодолении "практического", "условного" ви?дения.
Мн. эпизоды в кн. П. привлекают внимание к явлениям интуиции, субъективного восприятия пространства и времени и особенно непроизвольной памяти. Однако содержание книги не сводится к передаче редких интуитивных восприятий, через утверждение их достоверности П. стремится показать недостоверность, относительность представлений человека о себе, о мире и обществе, расшатанность, непрочность самого этого общества. Убеждение в субъективности всякого знания, в невозможности для человека выйти за пределы собств. "я" и познать подлинную сущность себе подобных является источником глубочайшего пессимизма П. и приводит его к выводу о нереальности обществ. жизни и социальной практики людей, о невозможности любви и человеч. взаимопонимания, к представлению о человеч. существовании как об "утраченном времени". Только искусство, согласно П., освобождает человека из-под власти относительности и приводит его к слиянию с вечностью. Следствием осн. проблемных установок романа П. является утверждение в качестве его содержания не действительности, а того субъективного преломления, какое она находит в восприятии героя, изображение внутр. жизни человека как "потока сознания", в значит. степени обусловленного подсознательными импульсами (см. "Потока сознания" литература).
Однако, несмотря на декларируемое и частично осуществленное П. намерение создать "роман о подсознательном", исследовать "временну?ю текучесть" личности, передать "музыкальное многообразие" времени, "В поисках утраченного времени" с т. з. творч. метода не представляет собой столь решит. разрыва с традицией реалистич. лит-ры, какой имел место у близких к П. представителей модернистского романа 20 в. Основой творч. метода П. является импрессионизм (вообще проза П. -- наиболее близкая лит. параллель крупнейшим явлениям франц. живописи конца 19 в.), и в его границах П. может приходить к элементам социального критицизма, создавать правдивые человеч. образы, зачастую лишь внешне затронутые временны?ми и подсознательными сдвигами (барон де Шарлюс, Сванн, Вердюрены, Франсуаза). Мастерство П., обогатившее возможности худож. прозы, позволило ему дать в своей кн. острые и своеобразные зарисовки жизни франц. аристократии и буржуазии его времени. Стиль П., хотя и отмечен известной усложненностью и влиянием поэзии символизма, рационалистичен и связан с традициями франц. писателей 17 в.
Соч.: Chroniques, P., [1927]; Jean Santeuil, v. 1--3, [P., 1952]; Contre Sainte-Beuve. Suivi de: Nouveaux mélanges, P., [1954]; Pastiches et mélanges, P., 1919; 55 éd., P., [1958]; Textes retrouvés. Recueillis et présentés par Philip Kolb et Larkin B. Price. Avec une bibliographie des publications de Proust (1892--1967), Urbana [e. a.], Univ. of Illinois press, 1968; в рус. пер. -- Собр. соч. В поисках за утраченным временем. Предисл. А. В. Луначарского, [т. 1]. Вступ. ст. Н. Рыковой, [т. 3], т. 1--4, Л., 1934--38; О чтении, "Вопр. лит-ры", 1970, N 7, с. 176--200.
Лит.: Рейх Б., Марсель Пруст, "Печать и революция", 1927, N 8; Воронский А., Марсель Пруст, в кн.: Перевал, М. -- Л., 1928, сб. 6; Толмачев М. В., Марсель Пруст. "В поисках утраченного времени", "ВИМК", 1961 [N] 6(30); его же, Эстетика М. Пруста, "Уч. зап. МГПИ им. В. И. Ленина", 1964, N 218; История франц. лит-ры, т. 4, М., 1963; Днепров В., Черты романа XX века, М. -- Л., 1965; Бочаров С. Г., Пруст и "поток сознания", в кн.: Критич. реализм XX в. и модернизм, М., 1967; Андреев Л. Г., М. Пруст, М., 1968; Bonnet H., Le progrès spirituel dans l'Œuvre de M. Proust, [t. 1--2], P., 1946--49 (имеется библ.); его же, M. Proust. De 1907 À 1914, P., 1959 (имеется библ.); Cattaui G., Proust perdu et retrouvé, [P., 1963] (имеется библ.); Picon G., Lecture de Proust, [P., 1963]; Deleuze G., M. Proust et les signes, P., 1964; Yale French studies, 1965, N 34 (N посвящен Прусту).
М. В. Толмачев.


Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 6: Присказка -- "Советская Россия". -- 1971. -- С. 59--61.


Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.