Споёмте, друзья...

Ольга Волкова


Встречаем  победный май. Сколько слов уже сказано! И, кажется, какие бы слова сейчас не прозвучали, все-таки в них будет сквозить какая-то фальшь. Просто потому, что каждое новое поколение все дальше, и все меньше осознания, почему этот праздник со слезами на глазах. Но свидетели и герои рядом, и пока у нас есть возможность не просто прочесть заученные строчки, а подойти и без пафосных оборотов сказать: спасибо.
А искренние слова остаются… в песнях.
* * *
Трудно стало подбирать слова, и захотелось рассказать вот о чем.
Победный май в самых первых моих воспоминаниях – это праздничное платье и завязывание мамой больших бантов. В этакой красоте я с родителями шла на митинг у памятника, где были все такие нарядные, с цветами, и вся деревня оказывалась на какие-то часы ближе.
Потом в школе мы готовили утренники. И с каждым годом приходило понимание того, что слова, написанные в сценарии, надо сказать так, чтобы те два дедушки и три бабушки с медалями поняли, что это все для них. Конечно, мы не понимали ничего, но старались в выступления вложить чувство.
И еще были военные песни. Сколько в них было очарования для нас – детей. И никогда не смогу наверняка сказать почему.
У моего класса особой «популярностью» пользовались две песни: «В землянке» и «Журавли». Наша учительница музыки – Светлана Викторовна – учила нас правильным интонациям, напевам. Но самая верная интонация – баян. Мы пели эти песни под баян. И никакие фонограммы не могли сравниться с ее баяном. И слова становились как-то ближе и понятнее. И так нам нравилось затягивать:
Бьётся в тесной печурке огонь, на поленьях смола, как слеза…
А песню «Журавли» мы как-то исполняли на районном смотре школьной художественной самодеятельности. И на репетициях Светлана Викторовна, кроме «нотной грамоты», учила:
- Вы должны петь так, чтоб у зала слезы наворачивались. И ваши лица должны быть не просто сосредоточены, на них должен быть виден надрыв, с которым вы поете. Не искусственная скорбь.
Она следила за тем, чтобы на наших лицах выражалось понимание того, о чем мы поем.
Но когда перед выступлением в ДК мы надели гимнастерки, пилотки, подпоясались черными ремешками… ну тут уже о халтуре не могло быть и речи! Сразу появилось какое-то чувство гордости, торжественности, ответственности. Это, наверное, у формы энергетика такая.
Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
 А превратились в белых журавлей.

«Землянку» и «Журавлей» мы выбирали каждый раз, когда нам давалась возможность на уроке петь песни на выбор.
А классу младшей сестры приглянулась другая песня – «Дороги».
Мы и дома с сестрой любили затягивать: Эх, дороги, пыль да туман, холода, тревоги, да степной бурьян…
А еще в память врезались строчки песни «Школьный вальс»:
Фронтовой санбат у лесных дорог
Был прокурен и убит тоскою.
Но сказал солдат, что лежал без ног:
 ”Мы с тобой, сестра, еще станцуем.

Что уж говорить о песнях: «День Победы» (слова В. Харитонова, музыка Давида Тухманова), «Смуглянка» (слова Я. Шведова, музыка А. Новикова), «Нам нужна одна победа» (стихи и музыка Б. Окуджавы), «На безымянной высоте» (слова М. Матусовского, музыка В. Баснера), «Пора в путь-дорогу» (композитор В.Соловьёв-Седой, слова С. Фогельсона), «Священная война» (слова В. Лебедева-Кумача, музыка А. Александрова),
«Одинокая гармонь» (слова М. Исаковского, музыка Б. Мокроусова), «Катюша» (слова М. Исаковского, музыка М. Блантера)… Да и сколько их, этих песен! Все не перечислишь враз. И кто их не помнит? Стоит только зазвучать знакомой музыке, как тут же слова сами по себе всплывают из памяти.
Мы с ними живем, а солдаты с ними погибали и выживали.
Маэстро ведь объяснял, что без песни на войне не обойтись:
- Все, кто отличает ноту до от ноты фа, за мной!
- Ох уж эта самодеятельность. Личный состав должен отдыхать.
 - Кто сказал, что надо бросить песню на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне!

Пока будут песни жить в сердцах, будет жива и память. Никакие параграфы из учебников, никакие трактаты исторические, то и дело переписываемые под политический цвет, никакие уроки мира не заденут сердца так, как песни.
Спойте ветеранам песню. От души.
И напоследок, о тех, кто и стрелял, и жег глаголом.

Песенка военных корреспондентов (Константин Симонов)
От Москвы до Бреста нет такого места,
Где бы не скитались мы в пыли,
С Лейкой и блокнотом, а то и с пулеметом,
Сквозь огонь и стужу мы прошли.
Без глотка, товаpищ, песню не заваpишь,
Так давай по маленькой хлебнем,
Выпьем за писавших, выпьем за снимавших,
Выпьем за шагавших под огнем.
Выпить есть нам повод за военный пpовод,
За У-два за Эмку, за успех,
Как пешком шагали, как плечом толкали,
Как мы поспевали раньше всех.
От ветров и стужи петь мы стали хуже,
Но мы скажем тем, кто упрекнет,
С наше покочуйте, с наше поночуйте,
С наше повоюйте хоть бы год.
Там, где мы бывали, нам танков не давали,
Но мы не теpялись никогда,
На пикапе дpаном и с одним наганом
Пеpвыми въезжали в гоpода.
Выпьем за победу, за свою газету,
A не доживем, мой доpогой,
Кто-нибудь услышит, кто-нибудь напишет,
Кто-нибудь помянет нас с тобой.
От Москвы до Бpеста нет такого места,
Где бы не скитались мы в пыли,
С Лейкой и блокнотом, а то и с пулеметом,
Сквозь огонь и стужу мы пpошли.
Выпьем за победу, за свою газету,
А не доживем, мой доpогой,
Кто-нибудь услышит, кто-нибудь напишет,
Кто-нибудь помянет нас с тобой.
 О.Волкова
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.