Бахчисарайский Ханский дворец


I  Бахчисарайский Ханский дворец

Главная историческая достопримечательность города Бахчисарая — Ханский дворец. Я помогу вам, хоть на миг, перенестись в атмосферу умиротворенности. Отдохнуть от городской суеты и насладиться красотами дворца садов.

Покинув север наконец,
Пиры надолго забывая,
Я посетил Бахчисарая
В забвенье дремлющий дворец.
Среди безмолвных переходов
Бродил я там, где бич народов,
Татарин буйный пировал
И после ужасов набега
В роскошной лени утопал...
Пушкин А. С.

Всего в часе езды от Севастополя, в предгорьях, на склоне Внутренней гряды Крымских гор раскинулся Бахчисарай — в переводе с татарского «дворец садов». В горах Бахчисарая растет можжевельник, который великолепно очищает крымский воздух — я и сам заметил, что тут очень легко дышится.

1. А в самом центре города находится знаменитый Ханский дворец, который поразил до глубины души великого поэта.

2. На достаточно большой территории (4 гектара) разместился ансамбль из нескольких дворцовых корпусов, малой и большой дворцовых мечетей, ханское кладбище (Мезарлык), Соколиная башня, сады, служебные постройки.

3. Дворец — бывшая резиденция крымских ханов и единственный в мире образец крымскотатарской дворцовой архитектуры. До конца XV века резиденция крымских ханов находилась в долине Ашлама-Дере. Со временем, места для ханского двора стало мало (вероятно, слишком много жен завелось в гареме) и дворец построили в новом месте. Строительство дворца началось одновременно со строительством города в начале XVI века, во времена правления хана Сахиба I Герая. Ранняя территория дворцового комплекса составляла 18 гектаров. В 1736 году, во время Крымской войны, Бахчисарай был взят русскими войсками под командованием фельдмаршала Кристофа фон Мюнниха. Полководец отдал приказ сжечь ханскую столицу и дворец, но предварительно, со свойственной немцам педантичностью, наказал сделать полное описание всех построек (по которому заново все и восстановили). В дальнейшем, после присоединения Крыма к России, во дворце разместилось Министерство внутренних дел. Посещали дворец и императрийца Екатерина II и государь Александр I. В 1820 году тут останавливался Александр Сергеевич, воспевший дворец в поэме «Бахчисарайский фонтан». Сейчас во дворце располагаются музей истории и культуры крымских татар и художественный музей.

4. Большая Ханская мечеть (Хан-Джами) — крупнейшая мечеть Крыма (построена в 1532 году).

5. Хочется отметить, что музей является знатным разводом туристов на деньги. Для того, чтобы попасть в эту мечеть надо заплатить 50 гривен (200 руб.). За эти деньги вам разрешат подняться по лестнице и заглянуть внутрь через маленькое окошко, посетить (без помывки) банный комплекс Сары-Гюзель и ханское кладбище.

Я видел ханское кладбище,
Владык последнее жилище.
Сии надгробные столбы,
Венчанны мраморной чалмою,
Казалось мне, завет судьбы
Гласили внятною молвою.

Пушкин А. С.

10. Ханское кладбище (Мезарлык). Здесь похоронены девять ханов, члены их семей и представители придворной знати.

13. Банный комплекс Сары-Гюзель — одно из старейших зданий дворцового комплекса. Баня устроена по турецкому типу с двумя отделениями: мужским и женским.

14. В куполах отверстия для вентиляции и освещения.

15. Мужской зал, баня работала даже в советское время — до 1924 года.

16. Дворцовая площадь. Во времена ханов была засыпана песком. На ней проводили военные парады и принимали иноземных послов.

17. Персидский сад. В углу стоит Соколиная башня. Плата за вход — 20 гривен.

19. Раньше в башне держали ловчих птиц, вероятно соколов.

20. Билетер, на вопрос о целесообразности посещения сказала, что сверху открывается изумительный вид на дворец — пофотографируете. «Пофотографировал»...

23. Вид пришлось запечатлеть со стороны садовых террас.

24. Библиотечный и Конюшенный корпуса.

25. Тут разместился художественный музей (бесплатно).

27. Экскурсия во дворце — еще 50 гривен. Ну, тут хотя-бы понятно за что.

29. Зал Дивана. Предназначался для заседаний Дивана — государственного совета. Справа у стены находится ханский трон.

30. Летняя беседка с резным фонтаном из белого мрамора.

31. Малая Ханская мечеть предназначалась для представителей ханской семьи. Над михрабом, в круге гексаграмма — печать Сулеймана, внизу подставка под Коран.

33. Гаремный корпус состоял из четырех зданий, более 70 комнат (до нашего времени не сохранились).

34. Святая-святых крымских ханов — сюда не было доступа никому кроме евнухов и, собственно, владельцев. Считается, что гарем Бахчисарайского Ханского дворца был небольшим, особенно в сравнении с турецкими.

35. Ханские жены не содержались в полной изоляции — некоторые из них, даже активно участвовали в политической жизни. В экспозиции воссозданы интерьеры богатого крымско-татарского жилища конца XVIII века.

36. Через зеленый двор можно попасть в жилые покои.

37. Золотой кабинет находится на втором этаже над фруктовой беседкой.

38. И еще несколько фотографий экспозиции музей истории и культуры крымских татар в жилых покоях Ханского дворца.

Фонтан любви, фонтан живой!
Принес я в дар тебе две розы.
Люблю немолчный говор твой
И поэтические слезы.

Пушкин А. С.

45. А это тот самый, знаменитый Бахчисарайский — «Фонтан слёз». Фонтаном, в привычном для европейца понимании, назвать его сложно. Но в Крыму всегда были сложности с водой. Это культовое творение — Сельсебиль, такие фонтаны ставят на святых местах. В Коране «Сельсебиль» — райский источник для правоверных, погибших за дело ислама.

С фонтаном связана легенда, которую использовал Пушкин при написании своей поэмы.

Согласно легенде — прекрасную юную девушку Диляру-Бикеч (в девичестве Марию Потоцкую) насильно выдали замуж за кровожадного хана Крым-Гирея. Хан долгое время добивался ее любви, но девушка оставалась непреклонна. И одна из ханских жен — Зарема, в порыве ревности, утопила Диляру в бассейне, за что была отравлена.

Светило бледное гарема!
И здесь ужель забвенно ты?
Или Мария и Зарема
Одни счастливые мечты?

Иль только сон воображенья
В пустынной мгле нарисовал
Свои минутные виденья,
Души неясный идеал?

Пушкин А. С.

А вот еще одна красивая легенда «Фонтан слез». Приведу ее здесь полностью.

Свиреп и грозен был хан Крым-Гирей. Никого он не щадил и никого не жалел. Сильный был хан, но сила его уступала жестокости. К трону пришел кровожадный Крым-Гирей через горы трупов. Он приказал вырезать всех мальчиков своего рода, даже самых маленьких, кто был ростом не выше колесной чеки, чтобы никто не помышлял о власти, пока он, хан, жив.

Когда набеги совершал Крым-Гирей, земля горела, пепел оставался. Никакие жалобы и слезы не трогали его сердце, он упивался кровью своих жертв. Трепетали люди, страх бежал впереди имени его.

— Ну и пусть бежит, — говорил хан, — это хорошо, если боятся...

Власть и слава заменяли ему все — и любовь, и ласку, и даже деньги не любил он так, как славу и власть. -

Какой ни есть человек, а без сердца не бывает. Пусть оно каменное, пусть железное. Постучишь в камень — камень отзовется. Постучишь в железо — железо прозвенит. А в народе говорили — у Крым-Гирея нет сердца. Вместо сердца у него — комок шерсти. Постучишь в комок шерсти — какой ответ получишь? Разве услышит такое сердце? Оно молчит, не отзывается.

Но приходит закат человека, постарел некогда могучий хан. Ослабело сердце хана, и вошла в него любовь. И поросшее шерстью сердце стало совсем человеческое. Голое. Простое.

Однажды в гарем к старому хану привезли невольницу, маленькую худенькую девочку. Деляре ее звали. Привез ее главный евнух, показал Крым-Гирею, даже зачмокал от восхищения, расхваливая невольницу.

Деляре не согрела лаской и любовью старого хана, а все равно полюбил ее Крым-Гирей. И впервые за долгую жизнь свою он почувствовал, что сердце болеть может, страдать может, радоваться может, что сердце — живое.

Недолго прожила Деляре. Зачахла в неволе, как нежный цветок, лишенный солнца.

На закате дней своих любить мужчине очень трудно. Oт этой любви сердцу всегда больно. А когда любимая уходит из жизни, сердце плачет кровью. Понял хан, как трудно бывает человеческому сердцу. Трудно стало великому хану, как простому человеку.

Вызвал Крым-Гирей мастера иранца Омера и сказал ему:

— Сделай так, чтобы камень через века пронес мое горе, чтобы камень заплакал, как плачет мужское сердце.

Спросил его мастер:

— Хороша была девушка?

— Мало что знаешь ты об этой женщине, — ответил-хан. — Она была молода. Она была прекрасна, как солнце, изящна, как лань, кротка, как голубь, добра, как мать, нежна, как утро, ласкова, как дитя. Что скажешь плохого о ней? Ничего не скажешь, а смерть унесла ее...

Долго слушал Омер и думал: как из камня сделаешь слезу человеческую?

— Из камня что выдавишь? — сказал он хану. — Молчит камень. Но если твое сердце заплакало, заплачет и камень. Если есть душа в тебе, должна быть душа и в камне. Ты хочешь слезу свою на камень перенести? Хорошо, я сделаю. Камень заплачет. Он расскажет и о моем горе. О горе мастера Омера. Люди узнают, какими бывают мужские слезы. Я скажу тебе правду. Ты отнял у меня все, чем душа была жива. Землю родную, семью, имя, честь. Моих слез никто не видел. Я плакал кровью сердца. Теперь эти слезы увидят. Каменные слезы увидят. Это будут жгучие слезы мужские. О твоей любви и моей жизни.

На мраморной плите вырезал Омер лепесток цветка, один, другой... А в середине цветка высек глаз человеческий, из него должна была упасть на грудь камня тяжелая мужская слеза, чтобы жечь ее день и ночь, не переставая, годы, века. Чтобы слеза набегала в человеческом глазу и медленно-медленно катилась, как по щекам и груди, из чашечки в чашечку.

И еще вырезал Омер улитку — символ сомнения. Знал он, что сомнение гложет душу хана: зачем нужна была ему вся его жизнь — веселье и грусть, любовь и ненависть, зло и добро, все человеческие чувства?

Стоит до сих пор фонтан и плачет, плачет день и ночь...

Так пронес Омер через века любовь и горе: жизнь и смерть юной Деляре, свои страдания и слезы.

Ханский дворец в Бахчисарае

 

II  Ханский дворец в Бахчисарае (крымскотат. Han Saray, Бахчисарайский дворец) — бывшая резиденция крымских ханов. Памятник истории и культуры общемирового значения, единственный в мире образец крымскотатарской дворцовой архитектуры[1]. Дворец входит в состав Бахчисарайского историко-культурного заповедника. В помещениях дворца располагаются музей истории и культуры крымских татар, художественный музей[2], выставка холодного и огнестрельного оружия. Территория дворцового комплекса занимает 4,3 гектара. Ранее площадь дворцового комплекса составляла 18 гектаров[3].

Дворец расположен на левом берегу реки Чурук-Су. В состав дворцового комплекса входят северные и южные ворота, Свитский корпус, дворцовая площадь, главный корпус, гарем, ханская кухня и конюшня, библиотечный корпус, соколиная башня, ханская мечеть, Персидский сад, ханское кладбище, гробница (дюрбе) Диляры Бикеч, гробницы Северное и Южное дюрбе, надгробная ротонда, баня «Сары-Гюзель», набережная с тремя мостами, сады и парковые сооружения, Екатерининская миля и другие объекты.

Архитектурный стиль дворца продолжает традиции османской архитектуры XVIXVII веков. Главная архитектурная идея — воплощение мусульманского представления о райском саде на земле. «Бахчисарай» переводится с крымскотатарского языка как «дворец-сад» (bağça — сад, saray — дворец). Внутри дворца много двориков с деревьями, цветами и фонтанами. Сооружения лёгкие, украшены росписями, окна забраны ажурными решетками.

 История дворца

Содержание

 [ 

До строительства дворца в Бахчисарае резиденция крымских ханов находилась в долине Ашлама-Дере. Когда долина стала тесной для ханского двора, было принято решение построить дворец в новом месте. Строительство дворца началось в начале XVI века во время правления хана Сахиба I Герая. Вместе со строительством дворца началось строительство самого Бахчисарая.

Старейшие постройки дворцового комплекса — большая Ханская мечеть и бани Сары-Гюзель, датируемые 1532 годом. Портал Демир-Капы датирован 1503 годом, но он был построен в другом месте, а затем перенесён во дворец. За время своего существования дворец постоянно достраивался правившими ханами. При Девлете I Герае было построено ханское дюрбе, при Исляме III Герае — зал собраний и ещё одно дюрбе, при Бахадыре I Герае — дополнительное помещение для официальных приемов, а при Каплане I Герае — Золотой фонтан. При Селямете II Герае была построена летняя беседка, при Арслане Гераемедресе, и, наконец, при Крыме Герае были построены дюрбе Диляры-бикеч, «Фонтан слёз», а также силами иранского зодчего Омера выполнена богатая отделка внутренних покоев.

В 1736 году во время войны Крымского ханства с Россией Бахчисарай был взят войсками фельдмаршала Кристофа Миниха. Миних приказал сжечь ханскую столицу и дворец. Перед этим, однако, он дал капитану Манштейну поручение сделать описание дворца (оно сохранилось до наших дней), и лишь после этого ханскую резиденцию подожгли. Пожар уничтожил большую часть строений, после чего дворец был почти полностью перестроен[4]. Восстановлением дворца занимались Селямет Герай, а затем Крым Герай[5].

После того, как Крым вошел в состав Российской империи, дворец находился в ведении Министерства внутренних дел. За это время он много раз перестраивался, в результате чего здания изменили свой первоначальный вид, и было утрачено единство стиля. Ремонты обычно проводились к приезду во дворец высоких гостей. После ремонтов XIX века были существенно изменены интерьеры ханских покоев.

Екатерининская миля в Бахчисарае

20 мая 1787 года дворец посещала Екатерина II. К её приезду был отремонтирован дворец, «фонтан слёз» перенесён от дюрбе Диляры-бикеч в фонтанный дворик и установлена екатерининская миля у моста через Чурук-Су. Для императрицы переделали одну из комнат в приёмную, а другую в спальню: был пробит ряд окон, позолочен потолок, повешена хрустальная люстра работы русских мастеров XVIII века и создан альков[6]. Мебель была привезена из Петербурга, Москвы и Константинополя. Часть мебели была местного изготовления[5]. В экспозиции музея сохранились походный столик Екатерины II, кровать, на которой она спала и другая мебель[7]. Ремонтом дворца к приезду императрицы занимались более 60 мастеров и 50 рабочих. На благоустройство было выделено 24 247 рублей[5]. Екатерина II провела во дворце три дня. В поездке её сопровождали австрийский император Иосиф II, французский посол де Сегюр, английский и австрийский послы, а также сановники. В 1818 году на двух гранях екатерининской мили выполнили надпись на русском и татарском языках:

«Благородной памяти Императрица Екатерина II-я изволила быть въ Бакчисараѣ въ 1787 году Маія 14»

В 1798 году архитектор В. Гести составил план дворца[5]. 7 сентября 1820 года дворец посещал Александр Сергеевич Пушкин с семьёй генерала Раевского. В его письме к Дельвигу есть описание посещения дворца

«В Бахчисарай приехал я больной. Я прежде слыхал о странном памятнике влюбленного хана. К ** поэтически описывала мне его, называя la fontaine des larmes. Вошед во дворец, увидел я испорченный фонтан; из заржавой железной трубки по каплям падала вода. Я обошел дворец с большой досадою на небрежение, в котором он истлевает, и на полуевропейские переделки некоторых комнат. NN почти насильно повел меня по ветхой лестнице в развалины гарема и на ханское кладбище[8].»

В 1818 году дворец посещал Александр I. К его приезду снесли обветшалые здания гарема в результате чего остался только трёхкомнатный флигель[9]. В 1822 году под руководством архитектора И. Ф. Колодина проводился ремонт дворца[5]. Михаил Кладо занимался строительской частью, унтер-офицер Дорофеев занимался живописными работами. Дорофеев выполнил росписи внешних стен геометрическими узорами, букетами и цветочными гирляндами. Он же закрасил роспись, выполненную Омером. В результате этого ремонта был искажен первоначальный вид дворца[5]. По указанию Колодина были снесены: Зимний дворец, банный комплекс и другие постройки[3]. 9 сентября 1837 года дворец посетил Александр II в сопровождении своего учителя Василия Андреевича Жуковского. Во время Крымской войны 1854—1855 годов во дворце размещался лазарет[3], в котором часто бывал Николай Иванович Пирогов.

В 1908 году во дворце открыли музей. В 1912 году дворец посетил Николай II со своей семьёй. После Октябрьской революции 1917 года во дворце открылся музей истории и культуры крымских татар. С 1955 года это был Бахчисарайский историко-археологический музей, а с 1979 года — историко-архитектурный музей.

В 1930-е годы под руководством архитектора П. И. Голландского был произведён ремонт дворца. При этом ремонте были забелены известью раскраски дворца снаружи[5].

В 19611964 годах проводилась научная реставрация росписей и архитектурных деталей дворца, которой занималось украинское научно-реставрационное управление Госстроя УССР. В ходе этой реставрации внешний вид дворца был приближен к первоначальному. Были сняты слои краски с портала Демир-капы, сняты поздние наслоения росписей Большой Ханской мечети, расчищены росписи Омера в Летней беседке, проведена реставрация потолков Зала Дивана[5]. Работы по приведению дворцового комплекса в первоначальный вид продолжаются[7].

  • Ханский дворец в Бахчисарае
  • План Бахчисарайского сада и дворца. 1855 год

  • Монета Украины номиналом 10 гривен, посвящённая дворцу, 2001 год

  • Карло Боссоли. Ханский дворец, 1840-1842 годы

  • Литография 1856 года из газеты «Иллюстрированные лондонские новости»

 План дворца

0Дворцовая площадь; 1Северные ворота и надвратная башня; 2Свитский корпус; 3Большая Ханская мечеть; 4Баня Сары-Гюзель; 5Ханское кладбище; 6Северное Дюрбе; 7Южное дюрбе; 8Ротонда Менгли II Герая; 9Конюшенный корпус; 10 — Библиотечный корпус; 11 — Южные ворота; 12 — Садовые террасы; 13Дюрбе Диляры-бикеч; 14Персидский сад; 15Соколиная башня; 16Гаремный корпус; 17 — Бассейный дворик; 18Летняя беседка (на первом этаже) и Золотой кабинет (на втором этаже); 19Малая ханская мечеть; 20Золотой фонтан; 21 — Фонтанный дворик; 22Зал Дивана; 23«Фонтан Слёз»; 24Портал Демир-Капы; 25 — Жилые покои; 26 — Кухонный корпус.

 

План Бахчисарайского дворца.svg

 Строения и объекты дворцового комплекса

Северный вход во дворец

Северные ворота (крымскотат. Darbehane Qapı) — один из четырёх входов во дворец (в настоящее время сохранилось только два). К дворцовым воротам ведёт мост через реку Чурук-Су. Ворота изготовлены из дерева и обиты кованым железом. Они находятся в арке на которой есть изображение двух переплетённых змей или драконов. По легенде Сахиб I Герай встретил двух сражающихся змей на берегу реки и одна из них исцелилась в речной воде, что послужило причиной основания дворца именно в этом месте[10]. Эти ворота в настоящее время служат основным входом во дворец.

«Darbehane Qapı» переводиться как «ворота монетного двора» (крымскотат. darbehane — монетный двор, крымскотат. qapı — дверь, ворота). Это название появилось из-за того, что напротив ворот располагался монетный двор (дарбехане).

К воротам слева и справа примыкают здания Свитского корпуса. Над воротами находится надвратная башня, которая выполняла сторожевые функции. Наружные стены надвратной башни расписаны пёстрым орнаментом, а в окна вставлены цветные стёкла.

Ворота, надвратная башня и стены вокруг дворца были построены только в 1611 году[10]. До этого у дворца не было оборонительных сооружений, так как он изначально не рассматривался как фортификационное сооружение, а укрепления находились в крепости Кырк-Ер[11]. Необходимость в постройке стен появиласть только после учащения военных походов донских казаков на Крымский и Таманский полуострова. Строительством руководил Сулейман-паша[10].

В зданиях Свитского корпуса размещались свита хана и его стража (капы-халкы, крымскотат. qapı halqı — «дверной народ», «привратники»). После того как Крым вошел в состав Российской империи, в свитском корпусе стали размещать гостей. В настоящее время в восточном здании Свитского корпуса размещается администрация музея, а в западном — экспозиции.

  • Северный вход во дворец
  • Фрагмент рисунка с гравюры первой половины XVII века. Ворот и Свитского корпуса ещё нет[12]

  • Северные ворота надвратная башня и свитский корпус. Вид со стороны Чурук-Су. На заднем плане виден минарет большой ханской мечети

  • Вид северных ворот и надвратной башни с дворцовой площади

  • Свитский корпус и северные ворота

 Дворцовая площадь

Дворцовая площадь является композиционным центром ханской резиденции[13]. На площадь выходят северные ворота с надвратной башней, Свитский корпус, большая ханская мечеть, ханское кладбище, конюшни, южные ворота, соколиная башня, жилые покои, ворота в посольский дворик. К югу от дворцовой площади расположены садовые террасы, которые хорошо просматривались с площади.

В настоящее время площадь вымощена камнем и засажена деревьями. Во времена Крымского ханства мощения и растительности не было, а площадь была засыпана песком. На ней собиралось войско для напутствия перед военным походом, проводились торжественные церемонии, а также происходила встреча послов и гостей.

  • Дворцовая площадь
  • Дворцовая площадь

  • Деревья на современной площади

  • Дворцовая площадь

  • Южные ворота

Большая Ханская мечеть

Большая Ханская мечеть (крымскотат. Büyük Han Cami) находится на дворцовой площади к востоку от северных ворот. Это одна из крупнейших мечетей Крыма и первое из зданий ханского дворца[14]. Мечеть была построена в 1532 году Сахибом I Гераем и носила его имя в XVII веке[14].

Здание мечети массивное, со стрельчатой аркадой[15] по низу и майоликовыми вставками[6] на стенах. Крыша мечети четырёхскатная и покрыта красной черепицей. Первоначально крыша была покрыта куполами[14].

Внутри мечети находится большой зал с высокими колоннами. На южной стене расположены окна с цветными стёклами и михраб. Изнутри по периметру верхнего яруса восточной, южной и западной стены мечети идёт широкий балкон (хоры), который поддерживается колонами. На балконе находится застеклённая Ханская ложа, которая расписана, декорирована глазурованной плиткой и украшена витражами. На балкон ведут две винтовые лестницы, кроме того есть отдельный вход со двора на Ханскую ложу.

Главный вход в мечеть находится со стороны реки Чурук-Су. Фасад с этой стороны ранее был отделан мрамором. У восточной стены мечети расположено абдестхане (место для совершения ритуального омовения — абдеста) с шадырваном (фонтаном). На стенах изображены несколько каллиграфических надписей на арабском языке, появившихся в XVIII веке. Надписи выполнены чёрным цветом в зелёных картушах, и являются цитатами из Корана. Также среди каллиграфических надписей на стене есть упоминание имени Крыма Герая, ремонтировавшего и украшавшего мечеть:

«Да будет благословен ремонт Его Высочества Крыма Герая Хана»

У мечети два десятигранных минарета с островерхими крышами, которые венчаются бронзовыми алемами (полумесяцами). Высота минаретов — 28 метров. Наверх ведут каменные винтовые лестницы внутри минаретов. Башни минаретов сложены из отёсанных каменных плит, которые скреплены между собой свинцовыми вставками[6].

В 1736 году мечеть пострадала при пожаре. Была восстановлена во время правления хана Селямета Герая мастером Омером. В 1750-х годах Арслан Герай основал во дворе мечети медресе, которое не сохранилось до наших дней. В советское время мечеть была закрыта. В её верхней части располагалась экспозиция музейного отдела археологии, а в нижней части был расположен находится лапидарий (хранилище архитектурных деталей, обломов, камней с надписями и изображениями)[9]. В настоящее время она вновь открыта для верующих.

Северный вход во дворец

Северные ворота (крымскотат. Darbehane Qapı) — один из четырёх входов во дворец (в настоящее время сохранилось только два). К дворцовым воротам ведёт мост через реку Чурук-Су. Ворота изготовлены из дерева и обиты кованым железом. Они находятся в арке на которой есть изображение двух переплетённых змей или драконов. По легенде Сахиб I Герай встретил двух сражающихся змей на берегу реки и одна из них исцелилась в речной воде, что послужило причиной основания дворца именно в этом месте[10]. Эти ворота в настоящее время служат основным входом во дворец.

«Darbehane Qapı» переводиться как «ворота монетного двора» (крымскотат. darbehane — монетный двор, крымскотат.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.