"МОИ УНИВЕРСИТЕТЫ". О ХОЛОШЕНКО О.Ф.
Об Ольге Францевне Холошенко
Холошенко Ольга Францевна - (урождённая Семашко; р. 5. 07. 1923) Род. в д. Бурляевка Воронежской обл. в крестьянской семье. Окончила Харьковский педагогический институт. Была членом КПСС (с 1960). Работала учителем в школе (1940—1958), журналистом (1959—1977).
Автор книг стихов: «Здравствуй, друг!», Донецк, 1957; «Степные просторы», Ворошиловград, 1961; «Ландышевые весны», Донецк, 1968; «Горячий дождь», Донецк, 1973; «Поле комиссара», Донецк, 1978; «Открытие», Киев, 1984; «Цветёт чабрец», Донецк, "Донбасс", 1987; «Верьте молодым», Луганское изд-во, 1991.
Выпустила книги прозы: «Жить вечно», Повесть. Донецк, 1983; «Сказка. Проза для детей», Луганск, "Светлица", 1998.
Произведения её переведены на болгарский, казахский, и татарский языки. Член Союза Писателей СССР (1962), СП Украины (1991). Жила в Луганске, переехала в Москву, где и ушла из жизни.
С поэзией я сдружился давно, однако публиковаться не спешил, были дела важнее: школа, медицинское училище, Советская Армия, Ворошиловградский медицинский институт, в который я поступил сразу после окончания службы в армии. То есть, многое повидал и пережил. Было и плохое и хорошее. Хочу сознаться, что самое, пожалуй, больше удовлетворение в той жизни испытал, когда впервые встретился с «живым» поэтом. Это, уверен в этом и сейчас, - великолепное чувство! Оно, на мой взгляд, ценится намного выше, чем, скажем, достижение высоких спортивных результатов в соревнованиях или авторитета среди фанатов(я спортсмен- мастер спорта по десятиборью). И вот однажды, после занятий в институте решил понести свои «детские стихи» Степану Степановичу Бугоркову, который был в то время(а это было в 1964 году), был председателем писательской организации города Ворошиловграда. Встретились с ним на улице Спартака в доме В. И. Даля, где и находился Союз писателей города. Он посмотрел тетрадку, исписанную столбиками, что - то подумал и сказал: «Молодой человек, мне кажется, Вам нужно посещать наш литературный поэтический кружок, который ведёт Ольга Францевна Холошенко». Для меня это ничего не значило. Ибо, я не имел и представления о том, что это такое- литературный поэтический кружок.
И вот моё первое посещение этого кружка. Собралась «компания» не малая, гул стоял, как на базаре и каждый что - то пытался показать, - как оказалось, - свои «трепетные рифмы». Я же стоял и смотрел и думал, что, возможно, они уже всё умеющие писать и мыслить «поэтически»… И вдруг в дверях показалась женщина - не то чтобы массивная, но крупная блондинка красивой наружности, живая, видно было, что темпераментная, с усмешкой на лице. Поздоровалась, все дружно ответили.
В первый мой этот день я был весь внимание, но растерялся, когда Ольга Францевна вдруг обратилась ко мне(я чуть - было не потерял дар речи). Ко мне обратилась великая женщина, так я воспринимал Ольгу Францевну. Я пояснил, что являюсь студентом медицинского института. Далее, каждый кто пришёл, - читал свои стихи, когда одна из кружковцев прочитала стихотворение, начали его «разбирать». Вдруг Ольга Францевна опять меня спрашивает: «Что Вы думаете и что скажете по данному прочитанному стихотворению?» Здесь у меня и дух, что называется, спёрло, - о чем я буду говорить, тем более для меня всё и вся новое, незнакомое. Тут – то мне и пришлось, что - то говорить.
После моего «выступления» Ольга Францевна сказала присутствовавшим:«Что, вы, ребята, не смейтесь, - он первый раз у нас и сейчас прочитает своё стихотворение». Я совсем пал духом. Пришлось оправдываться, говорить о том, что я не смогу сейчас читать, а в следующий раз обязательно прочитаю. Ольга Францевна же очень долго говорила о поэзии, читала стихи и свои и других поэтов. После заседания кружка стали расходится по домам. Я жил недалеко по ул. Херсонской - в общежитии медицинского института. Она подозвала меня и спросила: «Вы действительно будете посещать мой поэтический кружок?». –Да, - сказал я, и был очень рад тому, что такая великая женщина почему - то заинтересовалась совсем неизвестным ей студентом.
На второе занятие я пришёл уже в несколько приподнятом настроении. Мне всё уже казалось знакомыми, говорили об Ольге Францевне, как о великой поэтессе, ждали, когда она появится и начнём читать стихи. Совершенно неожиданно появилась Ольга Францевна и все будто замерли в ожидании. Сев за стол, она положила томик стихов с синей обложкой и фотографией. Начала она с девушки, которая задала ей, какой - то вопрос, после чего эта девушка прочитала своё стихотворение. Начали его «разбирать». Теперь Ольга Францевна уже поднимала всех подряд. Очередь дошла и до меня, я уже не так робел, как раньше. Высказав своё мнение о услышанном стихотворении, сел на место. Ольга Францевна улыбнулась и сказала всем нам о том, что уж очень резкая получается, мол, у вас, дорогие мои, критика. Поэтому, по- доброму обратилась к начинающей поэтессе, в мягкой форме сделав замечания и указав на погрешности. Всё было интеллигентно и совсем не обидно, когда в таком духе высказанная критика по существу, только стимулировала к исправлению своих недоработок. Впоследствии читал свои стихи и я, где- надо- получал «по заслугам». Но, не в этом было главное- сам факт общения с великими, понимание того, что тебя- таки, учат, а не выворачивают наизнанку, - это осталось на всю жизнь как пример благородного отношения к таким «зелёным» и незрелым, каковыми были многие этого литературного кружка.
Мне представляется, что мы тогда уже, на подсознательном уровне, оценивали и себя и великую поэтессу в аспекте понимания роли человека в окружающем его пространстве, сообществе. Ведь действия тех или иных людей в этом пространстве не являются по сути своей последовательными и всегда благоприятными для окружающих. Общих подходов, стандартов, к благородству человека ещё четко не определено и не обозначено. И очень горько осознавать, что такие люди как Ольга Францевна Холошенко навсегда уходят в мир иной, оставляя нам о себе светлую память на долгие годы.
Прошло много лет. Я не стал таким же великим поэтом, как Ольга Францевна, но, те зёрна теплоты по отношению к молодым(тогда ещё), кто только учился в том числе и жизни), -сохранил именно с её «подачи».
Побывав на заседании литературной гостиной Луганского отделения МСП в «Светлице», был приятно изумлён тем вниманием, с котором отнеслись луганские поэты и писатели к памяти о Холошенко О.Ф. Признателен всем, кто озвучил эту тему, прежде всего, - Фрольченковой Александре Борисовне. Таких людей, как Ольга Францевна забывать нельзя!
Владимир Ушкал, ныне проживающий в Москве
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.