ПОРТРЕТ ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ ЮРИЯ КИРИЧЕНКО НА ФОНЕ ЭПОХИ
- Алексей Филимонов
- Что жизнь одна моя без жизни поколений?..
- Юрий Кириченко. «Чувство Отчизны»
…Невозможно осознать случившееся. Столь горька нежданная утрата, когда не стало Поэта, Человека, Друга – Юрия Ивановича Кириченко. «Погиб поэт, невольник чести», – писал М. Лермонтов два века назад. Юрий Кириченко обладал запредельной смелостью, сочетая её с тонким, проникновенным лиризмом. В нём было всего сполна – и личного мужества, и лирической дерзости, у него был свой путь, свой вариант выбора и ответственности за свои строки. Сегодня, после трагической гибели Поэта, по иному предстают уже знакомые строки его стихов, наполняются новыми оттенками и смыслами. Вспоминаю свои недавние диалоги с Юрием Ивановичем по интернету и телефону, он всегда был полон планов, переживал за украинскую, русскую и мировую культуру. Максимальный предел человеческих чувств выражен в его стихах, от голгофской боли и восторга от созерцания Божественной красоты до горечи от утраты ближнего и сострадания к природе, которая всегда в его творчестве сопричастна человеческой сущности. Стихотворения Юрия Кириченко никогда не кажутся искусными ли искусственными – они нежны и прекрасны, как сама природа.- Горят леса, взращённые любовью,
- Горит слеза – быстрее, чем трава.
- И лишь глаза всё молятся гнездовью,
- Хоть пташка – только в кадрах снов жива...
- Нельзя не отметить талантливую работу переводчиков его произведений, органично передающих сложнейший рисунок души, вдыхающих жизнь в оттиск стиха поэта в переводах на русскую речь. Недавние публикации стихотворений Юрия Кириченко в петербургском журнале «Аврора» и альманахе «Синь апельсина» стали событием в городе на Неве, петербургской поэзии всегда не хватало дыхания земли, тепла солнечного света, буйных красок и запахов природы. Но не только своей природностью, органикой поэзия украинского поэта щедро делится с русским читателем. Небо поэта, «спрятанное в цветах», таит ливни слёз, человеческих и гармонических:
- ***
- Гале
- Плачут цветы, словно дети,
- Видели б слёзы вы эти…
- Плачут и вечер, и – ночь,
- Нечем бедняжкам помочь…
- Ты их поила водою,
- Чтобы простились с бедою…
- Плачут цветы, ну, а мы –
- Сны провожаем из тьмы…
- Мы их, ещё до рассвета,
- Маним чарующим светом,
- Что обещает заря,
- Миру цветенье даря…
- …Слёзы на строки упали,
- В рифмах – тревоги приспали…
- Плачут цветы, словно дети…
- Видели б слёзы вы эти…
- Для диалога наших культур чрезвычайно важно, что Юрий Кириченко никогда не отказывался от украинской и славянской поэтической традиции, сохраняя и обогащая её. Совсем неслучайно он стал лауреатом премии Маяковского, который никогда не боялся сказать правду и царским, и советским властям. Это сплав поэзии трибуна, глашатая с тончайшим лиризмом роднит музу Юрия Кириченко с классиками русской и мировой поэзии. Он пал как солдат, на поле вечной земной и небесной битвы за Слово. Земля и близкие люди, и все читатели были его опорой в этой неравной схватке. Мне запомнился его фотопортрет на фоне пылающей светом осенней рябины. Поэт держит в длани огневую гроздь, словно это капли крови его сердца. Оттого, наверное, столь пламенны цветы в его творчестве – обжигающие и умиротворяющие одновременно.
- Мак-погибель ослепительно багров,
- Не оставь же в сердце жала тех цветов!
- ………………………………………………
- В обычной астре, в неге васильков
- Открыть весь мир – плоды очарованья.
- Поэзия украинского поэта – трудный акт преображения, где сама гармония стихотворения превозмогает боль и утрату.
- Сгори до тла и снова возродись,
- Войди в мой гром и стань ему сестрою,
- Сопилкою сквозь вьюгу отзовись,
- Ступив на льдину ланью молодою…
- И я тогда скажу – наперекор громам,
- Назло неправдам всем, обутым злою ложью:
- Лишь вместе суждено с тобой святиться нам,
- Не разомкнуть ладоней мелкой дрожью…
- Не будет преувеличение сказать, что Юрий Кириченко, поэт и гражданин, выражал в своём творчестве народное сознание, все вехи истории родного края были переплавлены им в искусство, обращается ли он к уже легендарным временам или к кровоточащей современности, стихом то гневным, то вопрошающим родную сторону и её жителей, которые все для него как родные, - и даже те, кто стоят на противоположных позициях. Потому что все несут ответственность за происходящее:
- Бережливого не сбережёт любовь,
- Чернобрового беда не обойдет.
- Последняя прижизненная книга Юрия Кириченко на русском языке, «В час огня» (Киев, 2014), снабжена краткой справкой биографа и критика поэта Галины Шевченко: «В час огня, когда рождаются стихи, поэт ведёт разговор с Богом, сверяясь с ним в самом сокровенном. И если ты, читатель, сочтёшь возможным для себя приблизиться глазами сердца к пламени, которое не разрушает, а созидает, автор и все, кто так или иначе причастен к работе над этой книгой, будут тебе безмерно благодарны». Это удивительно ёмкие строки! Именно беседа, диалог с высшим началом закаляет строки Ю. Кириченко в пламени вечности, пламя это расцветает, становится соцветием мудрости, покаяния, милосердия, одухотворяя читательскую душу.
- Я думаю сейчас о том бремени подлинного творчества, за которое приходится платить дорогой ценой, ибо печаль поэта поистине вселенская. Есть в глубине его сердца одиночество, которое разделить почти невозможно.
- Поэтому поэт призывает:
- В зрачки печали целиться не нужно,
- В зрачках печали – мир бескрылых птиц,
- В осёдлости своей забывший дружно
- Мир облаков и призрачность зарниц…
- Отклик читателя, понимание близких людей тоже оплачивается судьбой:
- …Раздели с любимым поровну
- Жизнь в обрыва на краю…
- Утраты и разрывы стоят на пути, и даже стих порой бессилен помочь в осознании их причин:
- …И лишь потом, когда на миг стал тесен
- Мне горизонт судьбы моей, тогда
- Я понял, почему хорал чудесен:
- Ведь это ты звучала мне всегда.
- Моя любовь была еретиком,
- Её огонь мы в верности творили,
- Когда ж сердца на стуже опалили,
- Весь мир предстал щербатым пятаком.
- Моя любовь была…
- Некая разрыв-трава сопровождает судьбу человека – об этом веянии рока – и вечном противостоянии обстоятельствам, невозможности уйти от них, поэт нередко размышлял:
- ОБСТОЯТЕЛЬСТВА
- Я, птицелов, – сам пленник обстоятельств,
- Ты – хоть и птаха,
- А живёшь на воле.
- Хоть небо твоё –
- В клетке обстоятельств, –
- Крылом его касаться ни к чему.
- Ведь часто обстоятельства бывают
- Такими, что порой сильнее неба,
- А их оковы –
- Крепче обручальных
- Из золота чистейшего колец.
- Не потому ли в клетке обстоятельств
- И птицелов,
- И небо,
- И пичуга?
- «Счастьем обкраденный дом – тоже вор…» - афористично пишет Юрий Кириченко, говоря не о всеобщем унифицированном рае, а о том, что только свободная душа способна дарить счастье. Нонна Салганик в очерке «Двадцать пять белокрылых птиц» задаётся вопросами: «Трудно ли писать стихи? А вы спросите у птицы, трудно ли ей летать. А через море? Почему дует ветер? Отчего светят звезды? Да не могут они не светить! В этом их предназначение. Не может быть спокойным ветер. А жизнь птицы в полете? С этим они родились, и, как бы трудно ни было, в этом их жизнь. Поэтом тоже нужно родиться и почувствовать своё предопределение. А почувствовав, следовать ему, идти по предначертанному пути, чаще всего тернистому и трудному. Душа поэта обнажена, она подобна открытой ране. Именно так ощущает поэзию Юрий Кириченко». Поэзия – труд, мука, призвание, катарсис, покаяние, духовное поручение современникам и потомкам… Потому что нет у поэта иного достояния:
- КТО ЧЕМ ВЛАДЕЕТ
- Сердце владеет верностью,
- Как рыцарь – шпагой…
- Ты владеешь нежностью,
- Как ночь – звёздами…
- Встреча владеет разлукой,
- Как солнце – подсолнухом…
- Разлука владеет воспоминаньем,
- Как пчела – цветком…
- Поцелуй владеет страстью,
- Как источник – жаждой…
- Мы владеем любовью,
- Как вечерние травы – утренними росами…
- Любовь владеет нами,
- Как верность и нежность,
- Звёзды и подсолнухи,
- Воспоминания и страсть,
- Жажда и росы –
- Неотцветающими тайнами жизни...
- Рождение и уход поэта есть таинство. «Всевременная рана» его трагической смерти призывает нас к новому осмыслению своего места в мире, новой ответственности за всё сущее, ибо живые цветы поэзии Юрия Кириченко, к чей красоте мы причастны, способны воскрешать и творить будущее.
- Алексей Филимонов, Санкт-Петербург
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.