Ника ЧеркашинаАвтор: Главный редактор Ирина Анастасиади |
«Осенний свет» - небольшая, почти карманного формата книжечка, в мягкой обложке. Это стихи последних лет Михаила Михайловича Панкратова. Сборник вышел в 2017 году к юбилею автора в московском издательстве «Перо» тиражом всего в 500 экземпляров. На обложке - то ли фото, то ли искуснейший коллаж: уголок леса, озаренный щедрым снопом белого света, что рвется с небес прямо в золото осеннего пейзажа. И, наверное, в каждую чуткую душу. Даже далекий от поэзии человек, осиянный этим светом, не пройдет мимо. Обязательно возьмет в руки эту скромную на вид книжицу и полистает…
Михаил Панкратов большую часть жизни прожил в прошедшей эпохе. Потому, наверное, в книге все начинается, как и в былые времена: фото автора - по облику он больше ученый, чем поэт; совсем краткая биография; краткое и очень душевное предисловие члена Союза писателей СССР и России И.Рыжикова. От него и узнаем, что Михаил пришел в поэзию уже сорокалетним, издав в 2002 г. сборник «Царь-колокол». В 2005 г. Панкратов стал членом союза писателей России. За последующие сборники «Лебедь белая» ( 2007), «Река времени» (2010) и итоговый с избранными стихотворениями «Правый берег» (2011) награжден золотой медалью Есенина, литературной премией имени Чехова, а также самой редкой и самой престижной премией Всемирной Академии «ХХ1 век от Рождества Христова» с вручением наградного знака.
Потому, вероятно, и первый раздел этого юбилейного сборника «Страна печали и ума», открывает, как и водилось еще в СССР, «гражданская лирика». Но на этом и заканчиваются аналогии с советскими фанфарными изданиями высокого и, часто трескучего, патриотизма в гражданской лирике. Все остальное здесь – напряжение мысли, откровения иного времени …и печаль о судьбе Отчизны, не отстраненной и неотстранимой от сердца во времени…
«Многая знания – многая печали»…
Уже название первого раздела «Страна печали и ума» сразу откроет то главное и противоречивое в жизни, чем болеет сердце поэта. А стихи: «Мой старый дом», «Что-то будет», «Белый вестник», «Докричались: хлеба!», «А, пробудившись ото сна», «Смутное время», «Куда ни глянь – телец», «Все идет по опасному кругу» - это практически осознанные сегодня печали всей исторической цепи времен - от Петра до наших дней.
И эта нить печали проходит через все разделы. Господи, и это – родное Отечество?.. И это наша Родина?!.
«Куда ни глянь – телец, телец, телец!
Он сверху, сбоку. Всюду наглый рыщет.
Ты пришлыми ограблена вконец,
в суме дырявой только ветер свищет» («Куда ни глянь – телец!»)
«Шторы задергивать поздно,
поздно – ложись, не ложись…
Как незаметно и грозно
ты опрокинулась, жизнь» ( «Сумерки»)
Восемьдесят стихотворений размещены в четырех разделах. Кроме «Страны печали и ума», есть еще три главы «Река небесная», «Поэзия – царица мира» и «Осенний свет».
Каждый поэт знает, что легче написать, чем из написанного создать сборник. Труднее всего отобрать из лучшего самое-самое и расположить его так, чтобы максимально полно выразить себя, свои сверх Идею и сверх Задачу.
Хочется дать все наболевшее и постигнутое…
«Мне эту память не стереть,
Под свист лебяжьих крыл.
Скажи, с идущею на смерть,
О чем ты говорил?..» («Меня тянула жизнь ко дну»)
«Прости мне, Господи, года,
ушедшие под спуд.
Я их забыл бы навсегда,
да впереди твой Суд» («Мой поздний друг»)
Хочется поведать все выстраданное …
В стихотворении «Чаша Пилата» вроде о Христе и Пилате, но каждый читающий понимает: это о Поэтах и Творцах всех времен и народов. И это о родной «Стране печали и ума». О ее правдолюбцах, не слагавщих когда-то и не поющих ныне оды вечно преходящей и вечно неизменной власти…
«О. память, сердце не трави,
замри природа,
Он вывел узника
В КРОВИ
на суд народа.
Да был приход не тех ворот,
такая малость.
Распни его, вскричал народ,
забывший жалость» («Чаша Пилата»).
И предстоящее…
«А горизонт внезапно стал седым.
И видится – над миром и над бездной
конь вороной со всадником небесным,
из-под копыт летят огонь и дым» («Конь вороной, библ»).
Читателям сборника повезло. Дисциплинированный ум исследователя Панкратова, а также приобретенная с годами мудрость позволили Михаилу счастливо избежать излишнего обилия и хаоса в отборе стихов. В каждый раздел он включил стихи, объединенные общей темой, но многообразные по палитре образов, ритмов и переживаний. Получился многоцветный калейдоскоп мыслей, наблюдений, открытий, радостей и печалей. И все это, словно яркие блики или вспышки солнца в текущей реке, раскрывает с разных сторон каждую тему, означенную в названии. И дает представление о напряженной и живоносной внутренней жизни творца...
Оба раздела - «Страна печали и ума» и «Река небесная» - это «осенние размышления» человека, постигшего высшую мудрость жизни через страдания... И, конечно, свое высшее предназначение, т.е. неустанную самоотдачу … Только бескорыстно отдающий людям Свет и Любовь, посланные ему Небом, познаёт истинное счастье.
Возможно, именно потому два последних раздела сборника - «Поэзия – царица мира» и «Осенний свет» - автор посвятил поэзии и любви. Да, это вдохновенное Слово о Любви. О любви к Природе, друзьям, женщине и ко всему сущему. Духовная преемственность, и, конечно, поэтическое мировосприятие – дар небес. Свет и Любовь – золотой дар Творца. И потому влюбленные видят весь мир золотым и одухотворенным.
«Золотою станет Волга –
тишина и благодать!
И по времени - не долго –
Спас сквозь яблоко видать» («Встречайте осень»)
Какую бы страницу сборника не открыл, охватывает странное впечатление –
несмотря на осеннюю грусть души, поэт неудержимым потоком изливает на нас свет своего Сердца. Оно царит высоко над обыденной жизнью. И охватывает всю ее суть - от подножия к вершине. И обратно…
«В сиянье, в движении броском,
лишь сердце замрет на краю.
С вершины садился подростком,
седым у подножья стою». («Санки»)
Раздел «Река небесная» - это не просто «религиозная лирика», это осенние размышления человека, глубоко осознавшего: Главный Художник всей «красоты светозарного мира» - Творец. «Творец и конца и начала». А «человек – частица Космоса». А «Вся наша жизнь и дальние созвездья в основе – и материя, и дух». А мы все - лишь «частичка вечного движенья». Мы едины с Природой Земли и всем Космосом. Рано или поздно в сердце каждого, осознавшего себя как частицу Природы, приходит покаяние. К поэтам раньше…
Эта глубокая и обширная тема осознания себя и Высшей Силы над нами проходит через все четыре раздела.
«А всадник скачет, будто налегке,
сияет солнцем кованое стремя.
Небесный Ангел с Мерою в руке
последнее уже торопит время». («Конь вороной»)
Как и любому вдумчивому человеку, поэту не безразличны темы жертвенности и предательства («Лишь только петух запоет», «Чаша Пилата», «Денница»). Его заботят судьбы библейских пророков и их пророчеств. Он возвращается памятью к истории всемирного потопа, запечатленного в мифах всех народов. Потому что все уже было, и все, увы, грядет повториться … Это отражено в произведениях: «Заведей, из цикла «Зов»; «Конь вороной, библ.»; «Так вот как приходит всемирный потоп»; «Перекресток», «Ной», «Петля времени», «Радуга – завет Бога с человеком»…
Да, разделы «Река небесная», «Поэзия – царица мира» и «Осенний свет», оказались не менее насыщенными душевным накалом и палитрой размышлений, чем и первая глава... Читаю и перечитываю: замечательное по форме и глубине «Памяти поэта М.А.Ш.», мудрые «Человек – частица космоса», «Раз откроется дверца», «Пушкин и граф Хвостов»… «Только май отгорит»… «Живи, поэт!» «Хрустальное», «Мой поздний друг»…
Не особенно приветствуется читателями и профессиональными рецензентами перечисление названий стихотворений. Но в данном случае все названия раскрывают содержание и дают представление о широте и глубине души поэта. Цитировать много тоже не приветствуется. Но как удержаться и не подарить читателям стихотворение «Храм»…
« Храм подобного в жизни не видывал:
некто шел и столы опрокидывал.
А навстречу, как черная мета:
чьею властью ты делаешь это?
Некто ведал, в сознания лазая, -
Не проймет воскрешение Лазаря.
И, жалея несчастное племя,
Заодно
Опрокидывал
Время!»
Да, Поэзия – царица мира! Потому что она всегда рвет свое сердце на перекрестке времен, памяти и боли,.. Потому что в любой строке может позволить себе отправиться в прошлое и увидеть будущее. Может воспеть «май, потерявшийся в полыни» и «Первый снег»... Она может от имени человечества и отдельного человека просить прощения у Небес, у Природы и у самой себя:
«Ты прости меня, бедная лира,
Что воспел не руду, а отвал.
В красоте светозарного мира,
Как во ржи золотого отлива,
Я глаза васильков воспевал»... («Только май отгорит»)
Царице все по силам - окликнуть землян, погрязших в будничных заботах: «Внимание, время сирени», наслаждайтесь и дышите!.. Создать «Осенний этюд»… Подарить «Август», где поэт мечтает «паутинкой легкой пролететь» над миром… И дать поэту осознание глубин космоса. Она дарит поэту чудесный образ - «Легкокрылую бабочку осень», но все же, словно «пролетевшая дивная птица», зовет его за собой «в золотой окоем»!..
Да, Поэзия - Царица вдохновенной души Поэта и открытого им Мира.
«Пока звучит под небом лира,
Поэт, успей сказать свое!
Поэзия – царица мира,
А мы – подвластные ее»
Книга «Осенний свет» - не только очередная попытка, но и осуществленное желание поэта Михаила Панкратова «Сказать своё». И это отметил украинский литератор и художник Виталий Свиридов в развернутом и глубоком послесловии к сборнику, удачно приведя от имени автора его строки:
«Я не ищу, где мог бы сохраниться.
И пусть мой путь наивен и убог,
Я остаюсь заряженной частицей,
Лечу на свет, где Истина и Бог!»
Так хочется, чтобы вместе с автором космического мироощущения («Раз откроется дверца») и читатель, искупавшись и очистившись в «Реке Небесной», открыл дверцу в свое сердце. Ибо, только приоткрыв дверцу осознания своей космической сути, человек ощутит, чьи «теплые ладони держат душу» в его теле. И только тогда и его, как поэта Михаила Панкратова, пронзит боль и радость озарения: «Я - живой!» Живой! Не для суеты и буден!.. Для вечности!
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.