Живая память Великой войны

Вышел из печати очередной, девятый по счёту, ежегодный военный литературный альманах «Рать» (главный редактор – поэт Владимир Силкин), который выпускается Военно-художественной студией писателей Культурного центра Вооружённых Сил Российской Федерации при издательско-редакторской и финансовой поддержке рязанского издательства «Старт». Приятно отметить, что в наше непростое время, когда вопрос финансирования военно-патриотических литературно-художественных изданий стоит как никогда остро, находятся на Земле Русской издатели, готовые финансировать духоподъёмную литературу. К числу таковых относится небольшое рязанское издательство «Старт», возглавляемое поэтом Алексеем Бандориным, которое вот уже десятый год оказывает помощь Военно-художественной студии писателей Министерства обороны в выпуске военно-патриотической литературы. Профессионально выстроенная композиция и рубрикация (редактор-составитель Людмила Салтыкова) увлекает читателя, благодаря чему альманах читается «на одном дыхании».
Открывает альманах подборка стихов современных поэтов, посвящённых Победе советского народа в Великой Отечественной войне.

И никуда уже не деться,
Не отодвинуть тишину,
И день, и ночь грохочет сердце,
Как будто мост через войну.

(«Седые мальчики», Владимир Силкин, г. Москва)

Этот незримый мост памяти, соединяющий нынешнее поколение русских людей с бессмертным подвигом их дедов и прадедов, словно гудит от несущихся по нему поездов, уносящих в вечность не вернувшихся с Великой Отечественной войны русских солдат. О чём думали они, уходя на фронт? О чём мечтали? Как узнаешь теперь об этом?.. Лишь чудом сохранившиеся «треугольники» солдатских писем доносят до нас опаляющий сердце ветер той Великой войны. А наши современники-поэты (и процитированный выше полковник Владимир Силкин, и полковник Юрий Лопатин – см. далее), словно откликаясь на призыв своих геройски погибших дедов, возвращают России живую память о простых мужиках, отстоявших нашу Родину.

Собирались на фронт мужики.
Говорили, отведав вина:
«Не успеем примкнуть мы штыки,
Как закончится эта война».

Месяц ехали в N-скую часть,
Горевали: «Назад - без наград».
И не знали, что враг в свою пасть
Через год будет брать Сталинград.

Не дала им судьба воевать
У великой былинной реки:
В сорок первом за Родину-мать
Под Орлом полегли мужики.

И как знали: ушли без наград,
Не вручали их в пекле боёв.
Жив солдат - был и этому рад,
Нахлебавшись беды до краёв.

До Берлина пройти трудный шлях
Суждено уже было другим.
Их могил не найти на полях,
Для потомков их подвиг незрим.

Но историю не изменить,
И вердикт её будет таков:
Не смогла бы страна победить,
Если б не было тех мужиков.

 («Собирались на фронт мужики», Юрий Лопатин, г. Самара)

И Знамя Победы, как вековечный символ славы и доблести русского оружия, вновь и вновь реет над Рейхстагом, как напоминание всем нынешним и будущим врагам России, что «Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет!»

Нам память о погибших дорога,
И каждый май они, как прежде, с нами,
Вновь над Рейхстагом поднимают знамя,
Разбив прикладом свастику врага.

(«Славный юбилей», Анатолий Рыбкин, г. Москва)

Нынешние «дети войны» уже сами вырастили детей и обзавелись внуками, но память упрямо возвращает их к тем мгновениям предфронтовой жизни, когда отец был рядом… Но вот уже более 60-ти лет он приходит только во сне, и где могила его - неизвестно… И каждый год у могил неизвестных солдат по всей России плачут дети, так и не дождавшиеся своих отцов с войны…

И в мирные годы ночами
Отец навещает все сны.
Девятого мая с цветами
Хожу к не пришедшим с войны.

И рвётся в отчаянье сердце,
И скорбь не уходит с лица.
Где смерть повстречал - неизвестно,
Найти бы могилу отца...

(«Больно это вспоминать», Жанна Рачкова, г. Рязань)

И плачут русские берёзки на крутых берегах Славутича, ибо немало богатырей сложили голову у этой древней русской реки за последнюю тысячу лет. И самые страшные сражения пришлись на Великую Отечественную войну, и вскипал величественный Днепр от крови солдат, и навек он стал рекой – символом боевого братства русского, украинского и белорусского народов.

...Правый берег днепровский,
Тишина, хоть кричи.
Над могилкой берёзки,
Словно свечки в ночи.

Золотая погода,
Золотой листопад.
По днепровскую воду
Души павших летят.

 («Однофамилец», Владимир Силкин, г. Москва)

И скромные букеты полевых цветов у воинских обелисков словно грустят о той несбывшейся встрече, назначенной на «шесть часов вечера после войны». Эти цветы – наша дань памяти молодому поколению сороковых годов, так и не вкусившему простого человеческого счастья стать отцами и матерями… Это – дань памяти и не рождённому поколению их детей…

Рядом с солдатским мундиром
Платье в горошек...
Перрон.
Между войною и миром –
В оба конца перегон.

Снова врывается вечер
В сердце той самой весны,
Где мы назначили встречу –
В шесть часов после войны.

Воздух, сухой и горячий,
Вспыхнуть огнями готов.
Что ж так отчаянно плачет
Кто-то с букетом цветов?

Лишь ордена и медали
Той сумасшедшей весны
Помнят, как мы воевали,
Как не вернулись с войны.

Мчатся составы столетий,
А фронтовые друзья
И нерождённые дети
Смотрят из небытия.


(«Весна сорок пятого», Ольга Харламов, г. Москва)

Высокую цену заплатил русский солдат за Победу над фашизмом. И стал он символом мужества и стойкости для всего мира, но после победного похода возвратился домой, пусть израненный, но несущий в себе светлый дух русского вселенского братства.

Чуть хмельной, с головой непокрытой,
Мир вдыхая в себя и покой,
Шёл солдат, на войне не убитый.
Шёл израненный весь, но - живой!

Победивший в сраженье кровавом,
Расквитавшись с проклятой войной,
Возвращался домой он со славой,
Хоть и с виду - совсем не герой.

 («Солдат», Александр Осыков, г. Белгород)

Да и вправду, немало забот выпало после войны на поколение фронтовиков-победителей. Но, ведь, они выстояли, восстановили страну и дали жизнь новым поколениям. И до сих пор, те, кто жив, всегда ощущают себя «на передовой»!

У подполковника Грибкова множество забот:
О нынешнем, о прошлом, о грядущем.
Он - на передовой который день, который год.
 И будет до конца - вперёд идущим!

(поэма «Герой Советского Союза», Татьяна Зубкова, п. Чучково, Рязанской обл.)

И, нынешнее поколение, - поколение внуков и правнуков воинов Великой Отечественной войны, не отступает перед новыми вызовами времени.

Он ушёл средь первых ополченцев,
Чтобы защитить Москву собой,
Не убил он никого из немцев, –
Стал последним самый первый бой.

А в горах российского Кавказа
В наше время, уж который год,
Внук – боец элитного спецназа –
С терроризмом трудный бой ведёт.

Он от смерти, как заговорённый,
Сколько б ни летало пуль вокруг,
На груди, боями опалённой,
Дедов фотоснимок носит внук.

С коих пор воюют два солдата…
Сколько ж воевать ещё им лет?..
Много неубитых супостатов
Внуку передал в наследство дед.

 («Дед и внук», Игорь Витюк, г. Пушкино Московской области)

На земле и в небе, в Афганистане и Чечне, во многих «горячих» точках» постсоветского пространства оставили свою молодость (а многие – и жизнь) офицеры - наши современники.

Опутал я седые небеса
Стальною нервной паутиной,
Но часто слышу и поныне
Товарищей весёлых голоса.

Во мне навечно дальние края,
Бои, потери и удачи...
Судьба не делала подачек.
Осталась в небе молодость моя.

 («Исповедь офицера», Владимир Кабанов, г. Дмитров Московской обл.)

И сжимается время, тормозя свой бег, и предстают перед нами в едином строю русские воины-герои всех времён, ибо живая память народа принадлежит вечности. Русский народ по промыслу Божьему всегда жил категорией вечности, а не времени, ибо время – не самый существенный атрибут (или даже некая декорация) нашей непостижимой русской жизни. Зачем нам «герои «нашего – и не нашего» времени»? Мы были и будем посланниками вечности на Земле, а героизм русских воинов – это главная духовная скрепа негасимой русской цивилизации.

Время - пружина! Мается
Как Мёбиуса кольцо –
Вдруг, замерев, сжимается
И - выстрелом нам в лицо!

Навылет - сквозь горы, гроты
И сквозь повседневности ил –
В суворовца энской роты,
Что покорял Измаил.

Но тот - неизвестный дотоле,
Залатанный - дальше идёт,
Драгуном Барклая де Толли
Он Наполеона бьёт.

И снова сжимает пружину,
И гонит врага взашей –
Немецкую рейхсмашину –
Фюреров всех мастей.

И, встав из могилы братской,
«В пушку забив заряд»,
Проходит сапог солдатский
«Афган» и чеченский ад...

 («Наше», Сергей Дворецкий, пос. Тума Рязанской обл.)

Но гложут порою сердце русского человека сомнения и боль при виде неустроенности и запустения в мирное время, и чудится ему, что он у края обрыва, за которым лежит небытие истреблённого мира. И только живая память Великой войны вновь и вновь возвращает русскому человеку силу и веру в себя.

...И нет суетливым сомненьям числа,
Ведь в жизни то косо, то криво.
Вновь трещина через эпоху прошла
И стала страна над обрывом.

Неужто оборвана памяти нить,
Неужто всё стало несвято?
Но надо же выстоять и победить,
Как наши отцы в сорок пятом!

(«Выстоять и победить», Сергей Кривонос, г. Луганск, Украина)

«Выстоять и победить» - эти слова стали девизом и для современных офицеров, которые честно выполняли свой священный долг в наше непростое время. Главный герой повести «Первый рейс» нижегородца Виктора Карпенко – капитан-десантник, прошедший чеченскую войну, после которой оказался уволенным из армии по сокращению штатов. К сожалению, реалии нынешней жизни таковы, что боевые офицеры далеко не всегда востребованы нашим государством, но он не сломался: и пусть, начинать новую жизнь пришлось с не самой престижной профессии водителя-дальнобойщика, Владислав (так зовут главного героя повести) уже в первом же рейсе доказывает, что для офицера-десантника честь и совесть превыше всего. Он даёт отпор и бандитам, «крышующим» дорогу, и продажным гаишникам, вошедшим в преступный сговор с преступниками, спасая при этом девушку, которую пытались похитить бандиты. Лихо закрученный детектив, конечно же, не обходится без рукопашного боя, погони и стрельбы. Причём Владислав, сам не зная того, оказался одним из главных действующих лиц спецоперации по обезвреживанию преступной группы, включавшей в себя бандитов и «оборотней в погонах». И, конечно же, после выхода из госпиталя, где Владислав лечился от полученных ранений, он не мог не стать офицером отдела по борьбе с организованной преступностью.
В рассказе «Волчица» Михаила Кулижникова (г. Белгород) показана драма простой кавказской девочки, которая бродяжничала, опустилась на самое дно жизни, а в итоге, будучи законченной наркоманкой, оказалась в лагере для подготовки террористок-смертниц…
Три пронзительных рассказа москвички Ирины Дегтярёвой («Besame mucho», «Молчание», «Ночной разговор») возвращают нас к чеченской войне. Тонкая грань, отделяющая жизнь от смерти, неразличима в её произведениях, ибо для русского офицера воинский долг и боевое армейское братство превыше смерти. Погибших предадут земле, а оставшиеся в живых, но покалеченные войной, офицеры будут мучиться ночными кошмарами, мысленно возвращаясь на ту, уже забытую страной войну, но совесть их чиста, а память о них будет жить всегда, в том числе благодаря обжигающим русскую душу рассказам Ирины Дегтярёвой.
Нужно отметить, что в альманахе «Рать» наряду с военно-патриотической тематикой широко представлена проза и публицистика о жизни современного города и деревни (авторы - рязанцы Владимир Белов, Татьяна Рослова, Алексей Хлуденёв, Людмила Салтыкова), в рубрике «Детям» опубликованы детские стихи рязанских поэтов Алексея Бандорина и Олега Романова, а завершается альманах юмористическими рассказами белгородца Николая Лютюка и баснями рязанца Виктора Кибирева.
Можно смело утверждать, что в ряду «толстых» литературных журналов, альманах «Рать» прочно занимает до сих пор бывшую незанятой нишу духоподъёмной военно-патриотической литературы.

Игорь ВИТЮК,
секретарь правления Московской областной организации Союза писателей России

Новость отредактировал: Редактор - 27 августа 2020
Причина: исправление ошибки форматирования

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.