Кому черёд просить подмоги?

Казначеев Сергей
Кому черёд просить подмоги?


Борис Лукин. Летосовершение: стихи и поэмы. Девятая книга. – СПб.: Литературный фонд «Дорога жизни»; Нижний Новгород: Вертикаль. XXI век, 2021. – 164 с.: ил. Л.Н. Нецветаева.
Мера в соотношении чувственного и рационального в поэзии – довольно неоднозначная проблема.
Обычно у поэта с течением времени происходит закономерный дрейф от эмоции к мысли, хотя есть исключения (вспомним исполненные чувством поздние циклы Заболоцкого и Пастернака).
На эти размышления невольно наводит знакомство с новым сборником Бориса Лукина. «Весёлое имя» (А. Блок) Пушкина всплывает тут не случайно, ибо открывает книгу поэма «Ганнибал», пронизанная пушкинскими реминисценциями. Мимо нашего гения, кажется, не прошёл ни один русский стихотворец, вплетая свой листок в Венок Пушкину. Но порой такое приобщение к вечности грозит вторичностью и литературностью.
Борису Лукину удаётся избежать этого налёта иллюстративности (за него это делает художник, одним штрихом поясняющий авторскую интенцию). Погружаясь в насыщенный раствор пушкинской духовности, он остаётся внутренне свободным, его ассоциации не прямолинейны, а требуют размышлений.
Стилистически автор старается выглядеть несколько старомодным, но вполне понятно, что перед нами – человек XXI столетия: он не скован узами классических форм, с созвучиями обращается вольно, нередко заменяя рифмы на рифмоиды:
Поедем в Болдино... Холера
политики нам кажет путь.
Вдали Европы и Америк
даст Бог душою отдохнуть.
На Вербное протопят церкву
зимы остаточным углём;
и хватит славы человеку
на каждый дом.
Впрочем, классическому наследию поэт тоже отнюдь не чужд, стараясь влить новое вино в старые мехи сонетного жанра. Вопреки этимологии (sonare по-итальянски значит: звучать) сонеты зачастую несколько рассудочны. Но это как раз та цель, к которой стремится автор «Летосовершения». Однако автору удаётся выйти за рамки жёсткой формы: он относится к ней не как к догме, а, как модно выражаться, креативно. Сонеты у него на любой вкус: и «зеркальный», и «теневой», и шекспировский, а завершается сборник венком сонетов «Сад земной». Но и тут не обходится без новаторства – магистрал здесь не завершает, а предваряет цикл.
«Ну а чувство?» – спросите вы. А какая же поэзия без лирики! Лирический герой Бориса Лукина пристально, но отнюдь не умозрительно наблюдает за окружающим его миром, вписан в него плотью и кровью:
Знаю, часто спасает
поутру колка дров,
сливы цветенье в мае,
звуки со всех дворов...
Автор совершает впечатляющие траверсы от Пушкиногорья к Охотскому краю, из Древней Греции – на сегодняшнюю многострадальную Украину. Тематически книга также разнообразна: автор органично переходит от любви к скорби, от бытовых подробностей – к религиозным мотивам, а вечные темы у него соседствуют с актуальными болями наших современников:
Помолимся о вставших на защиту
(отвоевали деды и отцы),
за милую, за кровную, за ридну,
вдруг вспомнившую слово «геноцид».
Как вы, друзья? Да будете вы живы!
Нам тоже б стать смелее и честней.
Кому черёд просить подмоги Вышней?
С Луганска и Донецка нет вестей.
Сергей Казначеев

Кому черёд просить подмоги? - Статьи - Литературная газета (lgz.ru)
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.