ТОРЖЕСТВО ДУШИ
(Вступительное слово к книге стихотворений Александра Тарасенко «Территория грусти»)
Поэзия! Сколько величественного и таинственного скрыто в этом удивительно музыкальном слове!.. Как глубоко в века уходят ее первородные истоки!!!
Размышляя об этом, я написал однажды стихотворение:
ПЕРВЫЙ ПОЭТ
Взъерошенный пращур в пещерном дыму,
Следя за бессмертьем огня,
Свои письмена высекал он кому
За тысячи лет до меня?..
Тревога ли сердца пылала в крови?
Пытливость ума или бред?
А может быть, это о первой любви
Вещал самый первый поэт?..
Была это песня, мольба или крик?
В них страх иль души торжество?
…И был ли понятен тот странный язык
Косматым собратьям его?
Долгие годы пытаясь осмыслить суть поэзии, я пришел к убеждению, что она вобрала в себя не только многовековой духовный и исторический опыт человечества, отраженный в столь непривычной, для обыденной речи, философской форме, но и родниковую чистоту певучих голосов, вливавшихся в нее в каждую из эпох, начиная от античных Гомера и Гесиода и далее, обращаясь к творчеству таких ярких представителей Средневековья и Возрождения, как Данте Алигьери, Петрарка Франческо, Вильям Шекспир, Франсуа Вийон и пр., включая сюда же и отечественную русскую поэзию Золотого и Серебряного веков с незабвенными Александром Пушкиным, Михаилом Лермонтовым, Алексеем Кольцовым, Николаем Некрасовым, Сергеем Есениным, Александром Блоком, Анной Ахматовой и др., не менее памятными нам авторами, вплоть до более поздних, по времени творчества, поэтов начала 60-х – конца 90-х годов XX-го столетия, называя имена Николая Рубцова, Юрия Кузнецова, Владимира Фирсова, Владимира Цыбина, Станислава Куняева, Ларисы Васильевой, Ростислава Филиппова и пр.
Эту незамутненность истоков Поэзии несут в своем творчестве и современные авторы века нынешнего. К ним можно отнести имена поэтов
Николая Рачкова, Владимира Шемшученко, Валерия Шамшурина, Андрея Петрова, Валерия Дударева, Евгения Юшина, Дианы Канн, Андрея Румянцева, Анатолия Горбунова, Владимира Скифа и мн. др.
Вот и сегодня, уважаемые читатели, вы держите в руках новую, замечательную книгу стихотворений «Территория грусти», присланную мне с автографом Александром Тарасенко, являющимся одним из самобытных современных авторов, чей голос неспешно влился и гармонично зазвучал в общем, слаженном, хоре Русской Поэзии.
Читая и перечитывая книгу еще в рукописи, я в первую очередь для себя отметил, что стихи в ней выгодно отличаются от произведений многих современных поэтов, особенно от тех, кто ни разу не бывал в деревне и не познал (хотя бы в отпуске посетив родственников) тяготы крестьянского труда, – а посему и не слышал заливистого на заре петушиного пения; не видел луговых раздолий, волнующих глаз красотой полевых цветов; не вдыхал до опьянения медовых запахов созревающего разнотравья в пору сенокосной страды. А значит, и не испытал до конца торжества души в единении с природой и людьми, как это в полную меру познал Александр Тарасенко на своей родной Брянщине. Какое об этом написано им великолепное стихотворение «Утро в колхозе»:
С восходом луг сверкает росный,
И оживает сельский мир.
Гудит, как улей, двор колхозный,
Наряд читает бригадир.
Тут пахнет дёгтем, хомутами,
Плывет махорочная гарь,
Там бабы с вилами, серпами,
Хромой скандалит хомутарь.
И слышал каждый перекрёсток,
Как сторож школьника ругал,
А я – совсем еще подросток –
Гнедую лошадь запрягал.
Стихотворения на страницах книги звучат естественно и органично, сливаясь в унисон с настроем души поэта. В них нет ни одной надуманной, фальшивой строки или незавершенного образа: ибо автор очень требователен в своем творчестве к средствам художественной выразительности.
Светлы и удивительно трогательны в книге стихотворения поэта о матери, ждущей сына из долгой разлуки. В них Александр с глубоким почитанием и любовью обращается к своей маме, сетуя на себя и коря за то, что не часто находит время для писем. И все же, изредка вырываясь на родину из шумной столицы, он не забывает посещать своей старенькой мамы, где в зелени сада сохранился еще, – хоть и совсем обветшавший, – его заветный уголок детства. Об этом свидетельствуют стихи «Что ж мало встреч тебе дарю?..», « «Письмо от матери», «Среди кустов, дорог разбитых…», «Одиночество» и др. Для иллюстрации приведу одно из них:
* * *
Матери
Что ж мало встреч тебе дарю?
Что ж редко письма посылаю?
То собираюсь к ноябрю,
То говорю – приеду к маю.
Когда же время отыщу,
Из бытового вырвусь хлама,
Дом одинокий навещу,
Когда к тебе приеду, мама?
С сыновьей теплотой и любовью Александр Тарасенко вспоминает в стихах и отца, ставшего ему в годы счастливого детства и «лучшим другом», и наставником. И перед
нами зримо предстает живой, во плоти и крови, образ отца, преждевременно ушедшего из жизни.
…С особой горечью и болью звонит поэт в колокола своих стихов о порушенных по всей России крестьянских хозяйствах за годы «перестройки», о поруганной, опустошенной и выжженной земле, заросшей сорняком и бурьяном, о выброшенных из родных подворий и гнезд сотен тысяч людей, подхваченных смерчем локальных войн и водоворотом происходящих на отеческой земле исторических событий в результате развала великой державы.
Как это всё до боли понятно и близко каждому соотечественнику, перенесшему подобную трагедию, но не смирившемуся с этим, обрушившимся за последние пятнадцать-двадцать лет на Россию, злом. Саднят и кровоточат в душе любого честного человека строки поэта, подчеркивающие неизмеримые страдания народа.
К таким пронзительным стихам, отражающим активную гражданскую позицию автора можно отнести следующие: «Я приехал. С трудом всё узналось…», «Заброшенный погост», «Территория грусти», «Малая родина» и мн. др.
Среди перечисленных стихов с особой горечью звучат строки последнего, вышеназванного стихотворения. Именно, как вырвавшийся из глубины народной жизни последний крик отчаяния звучит он в устах поэта:
Поле. Сады одинокие
Брошенной отчей земли.
Детство мое здесь далекое,
Деды здесь жили мои.
…Жизней немало здесь пройдено,
Трудных израненных вёрст.
Вот моя малая родина –
Вербы, безлюдье, погост.
…И хотя многие из старшего поколения наших соплеменников не только прошли через горнило Великой Отечественной войны, но и с достоинством вышли из нее победителями – однако, и по сей день остаются они по-нищенски униженными в своих социальных и гражданских правах и привилегиях. Горьким примером тому служат строки стихотворения А. Тарасенко «На людном месте у Таганки…»:
На людном месте, у Таганки,
Старик стоял с клюкой в руке,
Блистали орденские планки
На старомодном пиджаке.
Стоял с протянутой рукою
Достойный славы гражданин.
Он мерз в окопах под Москвою,
Он в сорок пятом брал Берлин.
…Смотрел на мир он виновато,
Не зная, в чём его вина.
Забыла старого солдата
Врага разбившая страна.
Сколько неподдельной горечи и сострадания слышится в этих строках, обличающих черствость государственных чиновников и олигархов к героям, принесшим им на долгие годы мир и благополучие.
Как набат против жестокой несправедливости, звучат со страниц книги эти строки, призывая людскую совесть и память отдать должное героям, принесшим в жестокой войне с фашизмом Победу всему человечеству, но так и не узнавшим в полной мере радости жизни.
…Горькой иронией и едкой сатирой пронизаны многие стихи Александра, в которых обличает он сегодняшние пороки «свободной», по Западным меркам от духовных и нравственных потребностей, рыночной жизни, – утрачивающей свои исконные, национальные корни бытия… Криком и болью наполнено сердце поэта, когда видит он, как спиваются на его малой родине безработные мужики, как умирают в последних корчах голодные и разорённые по всей России деревеньки. Какое отчаяние звучит тогда в этих стихах:
Не поют в округе певни,
Конь не ходит по меже.
Без штанов в краю деревни –
Дальше некуда уже.
…А ведь пели песни громко,
В поле рожь ходили жать,
А теперь село с котомкой
Просит что-нибудь подать.
Стих. «Не поют в округе певни…»
Остро поднята в стихах и тема неприятия поэтом города с его бетонными стенами и снующими равнодушными ко всему людьми… Не может привыкнуть душой Александр Тарасенко за долгие годы обетования в столице к ее шумной, богемной жизни. Иллюстрацией тому могут служить стихотворения: «Утро в столице» ,«За что я город не люблю», «Бездомная собака», «В столице улицы красивы» и др. Строками последнего и воспользуюсь для примера:
В столице улицы красивы,
Красотки – просто обалдеть!
А на окраинах России
Народу нечего одеть.
…Там нищета, там «заграница»,
Там крест да ворон на меже…
Сверкает золотом столица,
А сёла вымерли уже.
Продолжая размышления о книге стихотворений «Территория грусти», считаю необходимым отметить ее, в большей части, тематическую цельность. Она пронизана светом любви и добра к русскому православному человеку, живущему на отчей земле своим трудом, но так и не сумевшему вылезти из вековой нищеты.
По духовной и художественной сути книга интересна не только тем, что отражает в стихах индивидуальные нравственные принципы автора, живущего одними чаяниями и переживаниями со своим народом, но и дает представление о богатстве его таланта, щедро наделенного самородностью певучего русского слова, которым он не перестает удивлять и радовать читателя.
Каким живописным языком создает поэт в своих стихотворениях картины чередующихся времен года родных и до боли знакомых ему уголков малой родины, каждый раз возвращаясь к ним после долгих разлук! Эти стихи словно высветлены солнечным светом и несут в себе не только его яркие блики и тепло людям, но и волнуют всеми запахами отеческой земли в период ее цветения и плодородия. Об этом свидетельствуют следующие стихи: «Зеленый май», «Весна на Брянщине», «Цветы луговые», «Ночное», «Окунулся месяц в речку», «Белеет вдоль дороги гречка» и мн. др., где Александр, как истинный художник, очень метко, в деталях, используя всё многообразие красок в словесной палитре, создает в стихах красоту родного края. В подтверждение этому приведу одно из особенно понравившихся мне своей музыкальностью и художественной завершенностью стихотворение о торжестве природы:
ПРЕДЗИМЬЕ
Падают желтые желуди,
Хлеб за околицей сжат,
Стайкою белые голуби
В небе над зябью кружат.
Гроздья рябинушки красные
О холодах известят,
Ночи холодные, ясные,
Лунные росы блестят.
Ива задумалась кроткая, –
Скоро под снегом ей стыть, –
Лето в России короткое –
Некого в этом винить…
…С особым лиризмом пишет Александр Тарасенко о своей первой любви. Сколько светлой грусти звучит в его стихах из уст любимой, родственники которой запрещали встречаться ей с будущим поэтом!
Читая далее книгу и вглядываясь между строк в будущее первой любви поэта, мы видим, что она, соединившись с ним позже в одну супружескую судьбу, подарила ему желанных сына и дочь. Именно единение в семье сердцами мужчины с любимой женщиной и детьми – и есть высшее, посланное Богом, торжество души!..
Немало лирических стихотворений, поднявшихся в своем звучании до песенного искусства, посвятил поэт своей возлюбленной. Среди них можно назвать: «Мне не забыть твоих очей», «Молодецкие года», «Утро» и др.
На окно и половицы
Утром, в знак любви к тебе,
Солнце желтые ресницы
Разбросало по избе.
И поджег восход подлесок,
Залил золотом крыльцо,
Сквозь рисунок занавесок
Целовал твое лицо.
Запах луга, крик сороки
Раздавались по избе,
Эти солнечные строки
Посвящаю я тебе.
Стих. «Утро»
…Интересными покажутся читателю и стихи-раздумья о мастерах русской поэзии, о Федоре Тютчеве, Николае Рубцове, Сергее Есенине.
Но, я думаю, об этом небольшом цикле наш просвещенный читатель поразмышляет сам.
…Заканчивая краткий анализ книги стихотворений «Территория грусти», хочу от чистого сердца поздравить Александра Тарасенко с литературной удачей и пожелать ему в дальнейшем поисков новых тем и дерзаний на таком нелегком поприще, как Поэзия!
С искренним уважением и восхищением к самобытному таланту поэта,
Владимир КОРНИЛОВ – член Союза писателей России
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.