Светлана ЗАМЛЕЛОВА
Пётр Власов, Ольга Власова «Приключения эрмитажных котов. Рыцарь. Кот и балерина…» – СПб; М: «RUGRAM_Пальмира», 2022. – 168 с.: ил.
Все, кто хоть что-нибудь слышал о Библии, знают, что Бог создал человека по Своему образу и подобию. В Книге Бытия именно так и сказано: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Быт 1, 27).
Но каков этот образ и в чём заключается подобие – об этом в Библии напрямую не говорится. И всё же вряд ли речь идёт о носах или ушах. Очевидно, что дело совсем в другом. Отцами Церкви и толкователями Священного Писания немало сказано об этом акте творения. Так, преподобный Авва Дорофей считал, что «по образу, поелику Бог сотворил душу бессмертною и самовластною, а по подобию – относится к добродетели». О том же говорит и Преподобный Иоанн Дамаскин: «по образу, указывает на способность ума и самовластности; тогда как выражение: по подобию, означает уподобление Богу в добродетели, насколько это возможно для человека». Святитель же Игнатий (Брянчанинов) утверждал, что «человек был отпечатком Божества не только по существу своему, но и по нравственным качествам – по премудрости, по благости, по святой чистоте, по постоянству в добре».
В любом случае, толкователи сходятся в одном: в Библии говорится о неких сущностных качествах Божества, о том, что определяет природу Господа Бога. Эти качества Творец и передал своему творению.
Но кроме добродетели и премудрости Богу присуща способность творить, преображать материю, из ничего создавать нечто: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (Быт 1:1-3). И если допустить, что способность творить и преобразовывать материю – это и есть богоподобие, то в Библии многое становится понятнее и ближе. Так, например, слова Спасителя «если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: “перейди отсюда туда”, и она перейдёт; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф 17:20) оказываются не просто иносказанием, но скорее приглашением к действию.
Отметим, что в Новом Завете не раз говорится о преображении материи. Христос не просто меняет тварный мир, но и убеждает учеников, что им подвластно то же. Это и заверения в способности двигать горы, и приглашение пройти по воде. Умножение хлебов, превращение воды в вино, изгнание бесов, исцеление от недугов и воскрешение мёртвых… В конце концов и апостолы получают дар преображения материи, а другими словами – дар творчества. Чудеса, творимые апостолами, – это не волшебство. Это возвращение утраченного богоподобия или способности творить свой мир вокруг себя. Наделённый изначально этим даром, человек, в результате грехопадения или повреждения своей природы, словно бы забыл, каким он может быть; пошёл и закопал свой талант в землю и «скрыл серебро господина своего». Вернуть богоподобие, владычествовать над всем, что ни есть на земле, преобразовывать мир – такова цель человеческой жизни. Человек призван не выживать, а творить и радоваться творчеству. Об этом писали и отцы Церкви – например, святитель Григорий Палама.
Но о том же говорит и современная наука о человеке. Известный американский профессор нейрохимии и нейробиологии, исследователь в области нейрофизиологических процессов Джо Диспенза утверждает, что человек обладает мощью творца, что изначально заложенные возможности человеческого мозга позволяют преобразовывать тварный мир и влиять на материю. Но эти возможности, задавленные образом жизни, привычками, стереотипами, необходимо освободить и развивать. Человеческая жизнь может быть выживанием, а может – непрерывным творчеством или созиданием. Никакого волшебства, никакой магии. Нужно просто поверить, что человек создан творцом, выйти из «режима выживания», преодолеть себя и постепенно перейти в состояние созидания. А вот здесь начинаются самые настоящие чудеса.
Да, наука и религия говорят об одном и том же. Но, согласимся, предмет этой переклички не так уж прост и едва ли может быть постигнуть в одночасье и походя. К тому же и наука, и религия настаивают на безусловной вере в способность преображения. «Если будете иметь веру с горчичное зерно…», «Не бойся, только веруй…», «Маловерный! Зачем ты усомнился?..», – говорит Спаситель в Евангелии. Без веры в свои возможности нельзя изменить сознание, нельзя перейти от выживания к созиданию. Но кроме веры, требуется вдумчивое участие в осмыслении и, конечно, непрерывная работа над собой. И уж тем более сложно вообразить, чтобы подобные предметы были доступны и интересны детскому восприятию. Но сказка Петра и Ольги Власовых «Приключения эрмитажных котов. Рыцарь, кот и балерина» развеивает все сомнения.
Выбранная авторами тема, пожалуй, уникальна для детской литературы. И несмотря на ряд аллюзий и сюжетных перекличек, о многих вещах на страницах детской книги в этой сказке говорится впервые.
Пересказывать для нечитавших книгу сюжет сказки или детектива – это преступление. Поэтому постараемся не забегать вперёд, не раскрывать интригу и не аттестовывать раньше времени главных героев. Вместо этого обозначим стержень, на который нанизаны события сказки, и постараемся прояснить: зачем понадобилось такое пространное и по-своему сложное вступление.
Сказка «Приключения эрмитажных котов…» состоит как бы из нескольких пластов. Прежде всего, это приключения героев, неизбывная борьба добра со злом. События сказки разворачиваются в Санкт-Петербурге. Точнее – в самом его сердце, вокруг Эрмитажа. Город оказывается не просто местом действия, но, как и в других произведениях русской литературы, Петербург – один из персонажей. При этом авторы предлагают своё видение и восприятие города. Городской портрет вписан в литературную традицию и взаимодействует с ней.
Достоевский, немало строк посвятивший Петербургу, воспринимал его как место таинственное, фантастическое, мрачное. «Петербург, не знаю почему, для меня всегда казался какой-то тайною», – писал он. «Считаю петербургское утро, – говорит герой романа «Подросток» Аркадий Долгоруков, – казалось бы самое прозаическое на всём земном шаре, – чуть ли не самым фантастическим в мире». С тех пор прошло полтораста лет, и вот, кажется, разгадка найдена. Авторы сказки «Приключения эрмитажных котов…» раскрыли источник фантастического, так поразившего Ф.М. Достоевского. Главная героиня сказки – юная балерина Маша Коржикова – узнаёт однажды, что… «на самом деле есть два Санкт-Петербурга».
В первом городе живут обычные люди из плоти и крови. А вот второй…
Когда Маша получает возможность видеть второй Санкт-Петербург, обычно недоступный живым людям, перед её глазами разливается море света. «Он пропитывал всё и вся, и даже самый крохотный дом внизу испускал яркое разноцветное свечение». Само собой, это не обыкновенный свет – так выглядит творческая энергия. Собственно, второй Санкт-Петербург – это город, образованный, скажем так, коллективной творческой энергией, и состоит он из «живых творений, а ещё самих творцов». Один из обитателей второго Петербурга – Александр Сергеевич Пушкин – объясняет Маше, что мир создан высшей творческой силой. И такая же сила «даётся каждому из нас по рождении, чтобы мы её тысечекрат приумножили и вернули обратно, ежели хотим победить смертную природу свою». Творчество и его плоды очищают человека и возвышают его, приближая к тем сферам, «где человеческий род и был измыслен».
Так, в художественной форме, да ещё доступно для детей авторы книги излагают важнейшее знание о человеке. О том, что он создан по образу и подобию Творца, наделившего и Своё творение творческой силой, способностью преображать мир. Творческая энергия может «преобразить любое живое существо, придать ему невероятные силы, способности и таланты, нарушая все логические расчёты. Эта энергия и её источник – вот, что правит миром!»
Творческая энергия дарит человеку не только земное счастье и всесилие на Земле, но и бессмертие. Другое дело, что люди добровольно отказываются от этого дара в угоду смутным, призрачным благам, становясь при этом, по мысли главного злодея сказки рыцаря Бутадеуса, продавшего душу дьяволу, похожими на крыс. Сам рыцарь, продавший душу, свидетельствует о собственной пустоте. А душа и есть источник творческой энергии каждого из нас. Можно буквально продать душу дьяволу, как Бутадеус. Но можно так увлечься всевозможными соблазнами или погрязнуть в суете, что душа засохнет и скукожится. И тогда пустота, о которой рассказывает рыцарь, постепенно поглотит несчастного, вынужденного однажды признать, что жизнь была прожита зря. Потому что смысл человеческой жизни – не стяжание, но преображение тварного мира, умножение в этом мире красоты и гармонии. Конечно, всем отвешивается разная мера способностей: «одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе» (Мф 25:15). Но человеку предписано не закапывать эти таланты, а употребить их в дело, приобретая всё новые. Человек приходит в мир, чтобы преобразить Землю – так он создан, таково предназначение человека. Авторы сказки утверждают, что когда-нибудь мир будет другим, изменённым творческой энергией. «Придёт момент – и эта энергия станет новой жизнью – той, что уже никогда не закончится». В этом контексте события сказки оказываются символическими – и битва с крысами, как своего рода Армагеддон; и горе-изобретатель, как человек, направивший свою творческую энергию не в то русло и пробудивший зло. В книге много и других символов, начиная антропонимикой (именами) и заканчивая топонимикой (названиями мест). И неспроста Маша проживает именно на Чёрной речке, а рыцаря зовут Бутадеусом – одним из имён Агасфера или Вечного жида. Неспроста и паж Бутадеуса прозывается Патриком – когда-то святого Патрика, в бытность его юношей Магоном, похитили пираты и, обратив в рабство, дали новое имя. Но под этим именем несчастный раб обрёл святость и познал Бога, то есть высшую творческую силу.
Следя за приключениями эрмитажного кота Васьки сотоварищи, петербургской плясуи Маши, зловещего рыцаря Бутадеуса, юный читатель погружается в сложнейшие вопросы философии и делает поистине онтологические открытия, подвластные не каждому взрослому. Одна из несомненных заслуг и удач авторов книги – ненавязчивое совмещение занимательности и глубины, авантюрного сюжета и познавательности.
Да, в книге есть и ещё один пласт – информативный. Читатель узнает, откуда ведут свой род эрмитажные коты, что такое фелинотерапия, чем опасны крысы, как устроен крейсер «Аврора» и многое другое. Нужно просто прочитать книгу…
«На самом деле есть два Санкт-Петербурга…» | Камертон (webkamerton.ru)
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.