Бойцовский клуб Донбасса

БОЙЦОВСКИЙ КЛУБ ДОНБАССА
Игорь Бондарь-Терещенко


Шахтерский ад в романе Дмитрия Савочкина «Марк Шейдер».

Тридцатилетний писатель Дмитрий Савочкин изначально писал свой роман «Марк Шейдер» как ликбез для читателей. «Меня поразило, до какой степени жители, скажем, Днепропетровска (я уж не говорю о Киеве, Москве или Петрозаводске) не представляют себе, что такое шахтерский мир, а ведь этот мир находится в каких-то ста километрах от города!» — ужасается автор. Ужаснуться, действительно, есть чему. Донбасс в книге предстает как сущий ад, населенный соответствующими персонажами. Впрочем, все, о чем живописует автор «Марка Шейдера», на самом деле — привычные будни шахтерского края. В здешних поселках зачастую нет ни света, ни тепла, зато территорию покрывают целых три оператора мобильной связи. Шахтеры гонят самогон из картошки и гуталина, употребляют садово-огородные наркотики и целыми шахтами сидят на порошке «нацвай» («на двоих»), без которого, как без допинга, не спускаются в забой. Не удивительно, что население Донбасса тупо вымирает. Кстати, если верить писателю, могилы здесь роют коллективные и заблаговременно, чтобы зимой не ковыряться в мерзлом грунте.

А еще из романа Савочкина можно узнать, почему придорожных проституток называют «плечевыми», как в Украине действует наркотический трафик, а также как устраиваются шахтерские забастовки. Подобный спланированный мятеж обещают в книге, когда, благодаря прорытому бригадой главного героя тайному тоннелю от Донбасса до Киева, столица Украины должна провалиться в тартарары «со всеми своими церквями и старинными соборами. Со всеми своими хорошо отремонтированными дорогами и ухоженными парками. Со своими чопорными жителями и представителями иностранных государств. С президентом, парламентом, министерствами и всеми остальными, кто правит этой страной».

Словом, налицо убойная сага о жизни в шахтерском аду, пропетая от лица то ли горнорабочего очистного забоя шахты, то ли координатора действий по предотвращению и уменьшению негативных последствий экстренных ситуаций на угледобывающих предприятиях, то ли бывшего старшего оперуполномоченного отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Главное, что все они ищут самих себя, заключенных в оболочке таинственного Марка Шейдера, выдавая на-гора взрывоопасную, как выброс метана в шахте, исповедь сына века в стиле раннего Сергея Жадана и Бояна Ширянова. Сам автор называет свой роман парафразом «Бойцовского клуба» Чака Паланика, хотя у американского беллетриста с украинскими, как утверждают некоторые его истовые почитатели, корнями в подпольных клубах дерутся до первой крови осатаневшие от скуки офисные работники, а у Савочкина в забое с риском для жизни играют в футбол хмурые шахтеры, годами не получающие зарплаты.





Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.