Поэт и литературный критик Сергей Алиханов представляет творчество поэта Валерия Сухова



Валерий Сухов

 родился в 1959 году в селе Архангельское Городищенского района Пензенской области. Окончил Пензенский государственный Педагогический институт имени В. Г. Белинского (историко-филологический факультет).

Изданы стихотворные сборники: «Вербное воскресенье», «Благословение», «Неопалимая полынь», «Родное Архангельское», «Архангельский мой собор», «Материнский оберег», «Холмы земные», «Треугольный парус из бумаги».

Автор монографии «Очерки о жизни и творчестве Анатолия Мариенгофа». В соавторстве с отцом, Алексеем Борисовичем Суховым, изданы книги по краеведению: «С высоты его валов. Из истории города Городище», «Судьба страны была его судьбой…», «Горит солдатская звезда».

Кандидат филологических наук (тема диссертации «Сергей Есенин и имажинизм»), автор более 100 статей о творчестве Есенина и поэтов его окружения.

Творчество отмечено премиями: Губернатора Пензенской области, имени М. Ю. Лермонтова (дважды), Международной премией имени С. А. Есенина «О Русь, взмахни крылами…», премиями Купринского конкурса «Гранатовый браслет» в номинации «Мастер», Всероссийского поэтического конкурса имени Сергея Есенина (2020), XI Международного славянского литературного форума.

Доцент кафедры «Литература и методика преподавания литературы» Педагогического института имени В. Г. Белинского.

Редактор отдела поэзии журнала «Сура».

Живет в Пензе.

Член Союза писателей России.

Искренность, лиризм и задушевность наряду с глубокой художественностью мышления — свойства поэзии Валерия Сухова. Лирические раздумья, вдохновенные проникновения, и духовные странствия ведут Валерия Сухова по всей цепи народных воспоминаний — вплоть до эпохи петровских реформ. Своеобразная, чувственная наглядность пронизана и объята состраданием к недавним бедам, да и ко всей многострадальной русской истории. Постигая и охватывая, поэт словно хочет изменить сам исходный период, когда рождающийся общероссийский литературный язык стал способом дистанцирования от исконной славянской жизни:

Обернусь я молодцем плечистым,
Оседлаю волка, как коня.
Три дороги есть во поле мглистом.
Каждая дорога для меня.

Нас на то и матери рожали,
Чтобы в путь опасный провожать.
Заповеди каменной скрижали
Наугад Ивану выбирать.

Все мы, люди русские, по сути
Сказочной мечтой в душе живем.
Только Русь, как витязь на распутье,
Замерла в раздумье вековом...

Многотомные сочинения земляка поэта, величайшего русского историка Василия Осиповича Ключевского, осенены собственным пониманием — родовой или общинный путь развития характерен для России. В этом суть разногласий между «западнической» — родовой и «славянофильской» — общинной историческими школами. Какой из этих двух путей — родовой или общинный — то есть «западнический» или «славянофильский» является для России подлинным внутренним движителем. Только в этом и суть, и смысл историографических изысканий и сопутствующих многолетних научных споров, которые вели — К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин, К.И. Бестужев-Рюмин, В.И. Сергиевич, С.М. Соловьев.

Сам Василий Осипович Ключевский причислял себя к западникам. Великая борьба лучших умов России послужила причиной расцвета русской исторической науки в 19-ом веке.

Творчество Валерия Сухова являет собой подтверждение, что для России характерны и свойственны оба этих пути — и родовой, и общинный. Наездом и со стороны, хлеба не напашешь, — главное, чтобы пути развития были собственными, народными, а не навязанными извне:


Мы — заблудшие дети России.
Сколько раз нас сбивали с пути
Новоявленные мессии!
Новопризванные вожди!

Чтоб бесовством переболели
И душой исцелились навек.
Перед Родиной на колени
Упадём покаянно в снег.

Посреди её бездорожья
На распятии всех путей.
И Россия, как Матерь Божья,
Не оставит своих детей…


Видео о творчестве Валерия Сухова — поэт читает свои стихи:

Эпиграфами многих стихов Валерия Сухова стали строчки Сергея Есенина. Трагической судьбе Есенина посвящены циклы стихов поэта:


«Хорошо косою в утренний туман
Выводить по долам травяные строчки...»
Сергей Есенин

О росу косой звеня в утреннем тумане,
Дед косить учил меня на лесной поляне.

Вдруг окрепли крылья рук — взмах взлетал за взмахом.
И просохла на ветру потная рубаха...

Было радостно до слёз в благовест рассвета
Первый свой пройти прокос по макушке лета...


Творчеству поэта посвящено много статей.

Сергей Арутюнов — поэт, преподаватель Литературного института, наш автор написал: «Кредо Валерия Сухова в русской поэзии — простота. Она во всём; во фразе, пущенной вразлёт, будто трогаемый с места рысак, в образе мысли, интонационной подаче. Класть строку просто и ясно — завет, воспринятый ещё от Алексея Кольцова с его бессмертным «Раззудись, плечо! Размахнись, рука!».

Завет не подводит: в каждой строфе звучит Русь, отметающая пустое, неважное и ненужное, чувствующая взамен безмерно как вширь, так и вдаль.

А тем всего-то — мать и Отчизна, земля да смерть, и в точке, где они сходятся воедино, возникает ослепительное свечение родственных величин, в ликах которых уже не различить ни себя, ни страну, породившую тебя. Там — ни книжных строк, ни фраз, ни мысли — только сияние правды...».

Эдуард Анашкин — писатель и публицист, отметил в «Литературной газете»: «К чести лирического героя Валерия Сухова, он не просто бесцельно блуждает от избытка досуга, но мучительно ищет и всегда находит путь спасения… сюжетный минимум с лихвой окупается психологическим максимумом. И ещё неброским, но отчётливым отсветом высокой простоты, что даже обычную-обыденную жизнь наполняет высоким смыслом… Очень интересно проследить созвучие стихов матери и сына, ведущих творческий диалог, в котором родник, березы, полынь, ветер — не только образы, но почти родственники авторам…

Мать олицетворяет для каждого из нас, а для поэта в особенности, живое приобщение к родовому древу, которое веками и тысячелетиями питает каждую семью России.

По сути, если хочешь узнать, насколько тот или иной поэт любит Родину не на словах, а душою, почитай стихи этого поэта не о России, а именно о матери. И тебе все станет ясно. Не потому ли самые проникновенные стихи о любви в творчестве многих поэтов — это стихи о матери. Есенинский лейтмотив «ты жива еще, моя старушка» — вечен в русской поэзии, и постоянно прирастает дополнительными красками и оттенками, играет все новыми и новыми гранями.

Не проста жизнь в России. Никогда не была простой и, видимо, не будет. Но пока мы видим образы наших ушедших матерей в шепчущих о чем-то сокровенном березах, в склонившихся над водой, словно во время стирки, ветлах, в труженицах речках, в матушках-печках, мы не сироты... Мы русские люди на русской земле».

Вячеслав Лютый — литературный и театральный критик, определил: «Современная русская поэзия до сих пор во многом несёт на себе печать так называемого «шестидесятничества» — стихотворной публицистики, рассчитанной на мгновенное понимание и незамедлительный отклик читателя и слушателя. Нет сомнений, прямое поэтическое слово в иные моменты жизни и истории для художника очень важно. Но вся беда в том, что нынешняя поэзия словно бы забыла о своей сокровенной задаче, «приравняла перо к штыку», сменила протяжную песню на маршевые ритмы, точные, содержательные строки — на гневную, аффектированную речь…

Реально, художник встал перед выбором: быть глубоким, вдумчивым, тонким живописцем и мыслителем — или выбрать путь плаката, отражающего злобу дня и живущего очень недолго: доколе этот скудный день продлится… имя Валерия Сухова известно с конца 80-х годов прошлого столетия.

Двадцатилетие, обозначенное хаосом перестройки, бесчеловечностью 90-х годов и робкими надеждами первых лет нового века, породило гигантскую болевую волну в нашей поэзии... это уже — признак живого, которое может быть разным, одновременно — счастливым и грустным, сильным и слабым, умирающим и нарождающимся вновь…. Для поэта важнейшие понятия — материнство, вина и прощение, малая родина и Россия, перекликающаяся в своей необъятности с древним русским образом матери сырой земли.

В «русской наивной душе» много лёгкого и тяжелого, она, словно большое дитя, порою не ведает, что творит. Но как у детей чисты слезы признания в проступке, так и в нашем человеке светится огонек раскаяния в содеянном — сначала едва-едва, потом все более сильно и всепоглощающе…

Постановка голоса, чувство дистанции между художником, предметом и читателем, спокойная уверенность в том, что слова послушаются песнопевца и лягут в единственно верном порядке на лист бумаги — эти «есенинские» свойства достаточно редки. В стихотворениях Валерия Сухова с течением лет они проявляются всё чаще...».

Предлагаем ознакомится со стихами поэта Валерия Сухова:


ТЕРПЕНЬЕ

Занесённая снегом Россия.
Позабытая Богом земля.
Тяжкий крест до небес возносила,
Подставляя, как плечи, поля.

Видно, русское нужно терпенье,
Чтобы верить под вражьей пятой:
«Это с божьего благословенья
Русь за муки назвали святой!».


СЕНОКОС

«Хорошо косою в утренний туман
Выводить по долам травяные строчки…»
Сергей Есенин

О росу косой звеня в утреннем тумане,
Дед косить учил меня на лесной поляне.

Васильковая роса осыпала звенью.
Но не слушалась коса и вонзалась в землю…

Вдруг окрепли крылья рук — взмах взлетал за взмахом.
И просохла на ветру потная рубаха.

На душе так хорошо! По плечу мне горы!
Вдруг пошёл, пошёл, пошёл сам легко и споро.

Было радостно до слёз в благовест рассвета
Первый свой пройти прокос по макушке лета.

И, валок окинув свой, к роднику спуститься
И его живой водой досыта напиться.

Знал я счастье бытия!.. Смерть махнёт косою —
На сырую землю я упаду с травою.

За один последний миг жизнь перелистаю.
Вспомню тот покос, родник… И росой растаю.


ПРОРУХА

«Край ты мой забытый»
Сергей Есенин

Гудела когда-то
Затонная тишь.
Закатом объято
Семь сгорбленных крыш.

От жалости сжалась
Живая душа.
Деревня осталась —
Дорога ушла.

Вздохнула старуха:
«Господь, ей прости,
Что с нашей прорухой
Не по пути».


МОЛИТВА

«На краю деревни старая избушка,
Там перед иконой молится старушка…»
Сергей Есенин

Помню, я смеялся над бабкой,
Уверял её: «Бога нет!».
И крестилась она украдкой
На божницы закатный свет.

Так бывало: лишь рассвело,
Я глаза открывал: «Да спи ты!» —
Бабка день начинала с молитвы
И молитвой кончала его.

И мне это смешным казалось.
С той поры прошло много лет.
Одна в доме она осталась.
Все разъехались. Помер дед.

Детство светит магнитным светом.
По нему сверяем судьбу.
Потому пришёл за советом
Я в родную свою избу.

Поклонившись с порога бабке,
Шапку снял я и, сев на скамью,
Под иконами в красной рамке
Всю родню увидал свою.

В притолоке качнулось,
Тихо скрипнув, для зыбки кольцо.
И знакомо вдруг усмехнулось
Мне со снимка моё лицо.

За окошком метель бесилась.
Тёмен ликом был скорбный Спас.
Здесь святая душа молилась
За её позабывших — нас.

Богоматерь смотрела с мукой.
Сердце сжалось от боли в комок...
Помолись, родная, за внука.
Чтобы верой спастись он смог.


ДЕТИ РОССИИ

«Мы – дети страшных лет России…»
Александр Блок

Мы — заблудшие дети России.
Сколько раз нас сбивали с пути
Новоявленные мессии!
Новопризванные вожди!

Возносились они над нами
И калифами были на час.
Русь насиловали, распинали!
А она — молилась за нас.

Чтоб бесовством переболели
И душой исцелились навек.
Перед Родиной на колени
Упадём покаянно в снег.

Посреди её бездорожья
На распятии всех путей.
И Россия, как Матерь Божья,
Не оставит своих детей.


ДУХ ПОЭТА

«Нет! Весь я не умру».
А.С. Пушкин

Грянул выстрел у Черной речки!
На сугробы упала тень.
И зашло солнце русской речи.
Стал, как вечер, сумрачным день.

И от муки невыносимой
Больше жить не хватило сил…
У склоненной над ним России
Он морошки лишь попросил.

Так почил Александр, раб Божий...
Чтобы смуту унять, от греха
Гроб, прикрыв роковой рогожей,
Увезли из столицы в снега.

И зачем на Руси раздоры?!
Застывала, как кровь, заря...
Схоронили Святые Горы
Ростом с мальчика бунтаря.

Как до боли мало отпущено
Ему было мятежных лет…
День рождения есть у Пушкина,
А другой – черной даты – нет!

Дух поэта — свободы ветер
Реет, стены темниц круша!
И по-пушкински верить в бессмертье
Начинает наша душа.


ВОЕННЫЙ ГОСПИТАЛЬ В ТАШКЕНТЕ

Что может быть страшнее смерти?
Когда уже надежды нет…
Военный госпиталь в Ташкенте.
Калеки в восемнадцать лет.
Мать, дрогнув, входит в дверь палаты.
Кровати выстроились в ряд.
На них, как на крестах распяты,
В бинтах её сыны лежат.

Им соловьи любви отпели.
Не нянчить матери внучат.
Распилами берёз в апреле
Обрубки тел кровоточат.

Войной изломанные жизни.
Нет рук и ног, а всё болят.
И как немой укор отчизне,
Глаза тех стриженых ребят.


ПАСТОРАЛЬ

Мне никогда не забудется
«Пастораль» родного села:
Пьяную мать по улице,
Потупившись, дочь вела.

А у колодца соседки
Кивали, им глядя вслед:
«Уж в детдом бы и то лучше Светке!
И куда глядит сельсовет.

Нюрка совесть совсем пропила!
На пол-литру детей променять!
Раньше дочка отца водила.
А теперь она водит мать...».

Сапоги в колее дороги
Увязали, жижей давясь.
Вдруг разъехались в стороны ноги,
И упала мать прямо в грязь.

Улыбаясь, она лежала.
Задралось её платье с боков.
И похабно над нею заржала
У пивнушки толпа мужиков.

И тогда зарыдала девчонка!
Всё терпенье иссякло к концу.
И вдруг стала худою ручонкой
Мать хлестать по тупому лицу!

«Ты слышишь! Мне стыдно, мама!
Лучше умри! Не пей!»
А мать ей в ответ кивала:
«Убей меня, дочка, убей!»

Гогот пьяных в толпе стал глуше.
А потом и совсем затих.
Видно, что-то проникло в души.
Опустились глаза у них.

Одного же перекосило.
С сердцем бросил он, искривясь:
«Господи! Мать Россия!
До чего же ты допилась!»


ЩЕГЛЁНОК

«Мне на плечи кидается век-волкодав…»
О. Мандельштам

Такая уж была пора.
Певцы равнялись на усы.
И слизывали с топора
Кровь на морозе, словно псы.

Потом под грай вороньих стай
Картаво каркали: «Вра-ги!»
И с корнем вырывала сталь
Прилипшие к ней языки.

Щеглёнок воронам не в масть.
Он в клетке. Песня его спета…
Но век сломал стальную пасть
О хрупкую гортань поэта!


ПОХОРОНЫ ДЕДА

Бывают странные совпаденья.
Они оставляют на сердце след.
Пришла из деревни в мой день рожденья
Телеграмма: скончался дед...
Я не забуду тот день в декабре.
Морозы тогда стояли под сорок.
Шли мы к кладбищу на горе.
Снег под ногами взрывался, как порох.
В поле нас встретил пронзительный ветер.
Обметала позёмка сугробов края.
От ледяного дыхания смерти
Как-то роднее вдруг стала родня.
И долго-долго смотрел нам вслед
Молоденький ельник, посаженный дедом...
Вот, говорят, в ногах правды нет.
А я бы мог поспорить об этом,
Вспомнив корявые корни-вены
Да пару разбитых солдатских сапог.
Из райбольницы после гангрены
Дед умирать вернулся без ног...
Гроб на плечах всплыл на гору, как лодка.
Захлебнувшись, замолк похоронный марш.
И в тишине причитала тётка:
«Папанька! Жалельщик наш!»
Небо высокое стало суровее.
Смертно белело поле окрест.
Вкопан был в мёрзлые комья надгробия
Комлем — дубовый обтёсанный крест.
Цело тело или короче —
Всех, как мать, принимает земля...
Умер дед двадцать первого ночью —
А наутро —
родился я.


ПРОЩЕНИЕ

«Меня, великого грешника перед Родиной, сама Родина простила».
А. И. Куприн

Снисходительно блудного сына
Принимала в объятья страна.
Иссякала былая сила
На чужбине у Куприна.

Скуден быт эмигрантских буден.
Сплетни — мухи в сетях паутин:
«О любви снова пишет Бунин.
И по-прежнему пьёт Куприн».

Колесом судьба переехала.
Не прижился среди парижан.
И всё больше походит на Чехова
Поседевший «татарский хан».

Лик России на панагии.
В горле — с пашни российской ком.
Волком выл он от ностальгии:
«До Москвы хоть сейчас пешком!»

По кровавому насту с хрустом
Босиком босяком нагим.
Что такое «шестое чувство»?
Любят Родину чувством таким!
Жить надеждой на возвращение.
Даже думать о том не сметь…
Даровали ему прощение,
Дав на Родине умереть.

Даровала грехов отпущение
Благороднейшая страна,
Принимая за укрощение
Возвращение Куприна.


РОДНИК

Я воду пил из родника,
Обняв замшелый сруб.
Срывались каплями века
С моих дрожащих губ.

И на меня смотрела Русь
Из бездны, словно миф.
На материнский лик молюсь,
Колени преклонив.

Исток обжёг устами струй
Горючих русских слёз.
Земли родимой поцелуй
Так я в душе унёс.


ПРЕДТЕЧА

«То Китеж новый и незримый.»
Николай Клюев

Стоял на паперти средь нищих и старух
Поэт без шапки, словно скорби дух.

И пересохшие раскрыв уста,
Просил он милостыню именем Христа.

А снег кружился пеплом Погорельщины
Перед глазами верящими — вещими:

«Покуда Русь распята на кресте, —
Лежать Жар-птице в вечной мерзлоте».

Но Китеж прозревал в небесной сини
Предтеча воскресения России!


В РУССКОЙ ДЕРЕВНЕ

Не в Вифлееме — за тысячу вёрст —
В русской деревне родился Христос.

Не в сказке евангельской, а наяву
В Богом забытом селенье — в хлеву.

Плавно вздымались сугробов холмы.
Волки голодные выли из тьмы.

Издалека шли с дарами волхвы
На свет звезды и по следу молвы.

Грудью кормя, улыбалась Мария.
Сила незримая дверь отворила.

И, узнавая родимую плоть,
Благословил Русь на муки Господь.


МАРИЯ

Россию распри истерзали!
Судьба на муки обрекла.
И беженкою на вокзале
Мария сына родила.

И молча милостыню просит,
Ребёнка замотав в тряпьё.
Бывает, мелочь кто-то бросит,
Наткнувшись на глаза её.

Они бездомны и бездонны.
Их солью выела беда!
Нет молока в груди Мадонны.
И нечем ей вскормить Христа.


СУХАЯ СТЕРНЯ

В поле боли стою.
И сухая стерня
Душу ранит мою,
Как гвоздей острия.

Под колючим дождём
На колени склонюсь.
Я к тебе пригвождён,
Как к распятию, Русь.


ИСХОД

«И в небесах я вижу Бога
М. Ю. Лермонтов

Огромной огненной купелью
Кипел полночный небосвод.
Поэт не спал перед дуэлью —
Предчувствовал её исход.

Свеча погасла на рассвете.
Растаял пепел без следа.
И что писал он перед смертью,
Мы не узнаем никогда.

Какие строки родились
Под чёрным дулом пистолета?
На сердце кровью запеклись
Последние стихи поэта…

Судьбе доверился он слепо.
И роковой замкнулся круг.
Упав на землю, обнял небо
Раскинутым изломом рук.

Открылась звёздная дорога
К вершине тверди голубой.
И в миг последний образ Бога
Поэт увидел над собой!


ВЕРА

Половодьем разлился закат вдалеке.
Я с крутого обрыва спустился к реке.

И увидел, как вдруг от прощальных лучей
Загорелись на вербе сердечки свечей!

Протянул к ним озябшего сердца ладонь —
И согрел меня верой их мягкий огонь.


ЗАКАТ

Оплавились рябин кусты.
Закат. Сугробы и кресты.
В могилах — бабушка и дед.
Я не был здесь уж тыщу лет.

Горю на медленном огне
И голову клоню повинно.
Как захлестнула сердце мне
Оборванная пуповина!


СТАРЫЙ ДОМ

Подкатил мне под горло ком.
Вновь я вспомнил родимый дом.

Покосилось его крыльцо.
Почернело для зыбки кольцо.

По-старушечьи сгорбилась матица.
И моя жизнь под гору катится.

Вспомнил я на закате дня,
Как гуляла моя родня!

Дом для праздников был не тесен.
Сколько спели в нём русских песен!

Годы шли… И в последний раз
Он собрал на поминки нас.
Смертным холодом печка дышит.
Оседает могилой крыша.

Умер дом, как родной человек.
И занёс его окна снег.


ГОРЬКАЯ ПОБЕДА

Мой дед не любил вспоминать о войне.
Забывшись, ночами стонал он во сне.

Сердце изранили грани осколка.
От боли ему помогала махорка —

По-солдатски крепка и горька.
С самокруткой однажды застыла рука…
Я случайно нашёл в пожелтевших бумагах
Орден Красной Звезды и медаль «За отвагу»…
Нет! Не рассказывал он о войне.
Знать от того мне горше вдвойне,

Что и безвременной смертью деда
Оплачена горькая наша Победа!


ВЕСЕННИЙ ПРИЗЫВ

Остриженные тополя
Затылками блестят.
Тобою затянулся я,
Последний бросив взгляд.

Вдруг всё в груди оборвалось!
Так поцелуй обжёг...
И горький дым твоих волос
Глаза мне заволок.


ПОЛЫНЬ

С холма окину взглядом склон.
Волненье душу заколышет.
Полынь взяла меня в полон.
Она вселенским горем дышит.

И боль от времени больней.
Ее не вырвать, словно жало.
Родную землю до корней
Обжёг огонь степных пожаров.

Где билось полымя — полынь.
Седое поле — пепелище.
Полынь — куда глаза ни кинь.
Над ней по-скифски ветер свищет.

Сорвёшь полынь — и сам не свой.
В жару, как погорельцу в стужу,
Святой и горькою тоской
Полынный дух сжигает душу.


РУССКАЯ СКАЗКА

Я с небес в степное разнотравье
Соколом у камня упаду.
Словно вёрсты — крылья разметаю.
И на росы расколю беду.
Обернусь я молодцем плечистым,
Оседлаю доброго коня.
Три дороги есть во поле мглистом.
Каждая дорога — для меня.
Нас на то и матери рожали,
Чтобы в путь опасный провожать.
Заповеди каменной скрижали
Наугад Ивану выбирать.
Мёртвого меня живой водою
Старый ворон сможет воскресить,
Чтобы я с царевной молодою
На пиру смог мёд и пиво пить.
Все мы, люди русские, по сути
Сказочной мечтой в душе живём.
Только Русь, как витязь на распутье,
Замерла в раздумье роковом.
Вороные тучи над полями.
Кровью налились глаза росы...
Сыновья полёгшие — костями
Насмерть в землю русскую вросли.


СВЕЧА

«Сбились мы. Что делать нам!»
А. С. Пушкин «Бесы»

Русский храм — свеча из воска.
Света горестная горстка.

Сквозь века, метель и тьму
Мы идём, идём к нему.

Ослепил глаза буран!
«Сбились мы. Что делать нам?» —

Не видать ни зги окрест.
Осенит нас звёздный крест —

И засветится дорога.
Русь — свеча в руке у Бога!

Не задуть её ветрам.
Светит душам русский храм.


ПОЛЕ БОЛИ

О, бескрайнее русское поле!
Поле брани и поле боли,

Здесь тоски журавлиный клин
Так пронзить может грудь один.

Здесь в могилах глубоких ран
Безымянных не счесть семян.

Нараспашку душа у пашни.
Обнажаются корни наши.

А до неба путь так далёк...
Сердце смяв, как земли комок,

Упаду я на полпути —
Поле боли не перейти.


СУМЕРКИ

Всё меньше вешнего тепла.
Всё больше холода осеннего.
«Ну что же … молодость прошла» —
Вновь вспоминаю я Есенина.

Сгустились сумерки в душе
В морозный вечер одиночества.
Мирюсь со многим я уже.
И многого уже не хочется.

Скудеет в чувствах человек.
Душа, как почва, замерзает.
Лежит на сердце первый снег.
И он теперь уж не растает.


ПОДОРОЖНИК

У дороги растёт подорожник
От росы предрассветной седой.
Если кто-то в пути обезножит,
Исцеляет он силой земной.

Мать-земля оберегом с детства
Так отводит от нас беду.
Лист с прожилками, словно сердце,
Осторожно на рану кладу.

Полегчало — и слава Богу.
И не так уже страшен нарыв.
А наутро опять в дорогу,
О страданьях былых забыв.

Подорожник останется в поле,
Где татарник, ковыль и осот.
Если душу сведёт от боли,
Её сердце земное спасёт.


ЖУРАВЛИНАЯ НОЧЬ

Май играл журавлиное рондо,
Пальцев стаю пуская в полёт.
Томно ныла струна горизонта
Всю весеннюю ночь напролёт.

Талым снегом дышали озёра.
Отходила, теплея, земля.
И сводило тоскою простора
Душу, словно крыло журавля.


РОДИЛИСЬ ПОЭТЫ В ОКТЯБРЕ

Родились поэты в октябре.
Ночью — Лермонтов, Есенин — на заре.

Золотой метелью Русь заносит
Ясная и пасмурная осень.

Расстелился голубой туман
От приокских далей — до Тархан.

В тучи обращает облака
Демона гнетущая тоска.

Ветер закрутил кленовый лист.
От земли до неба путь кремнист.

Дождь косые забивает гвозди.
И горят рябиновые грозди!

Так на взлёте обрывает жизни
«Странная любовь» — любовь к Отчизне…

Русская душа жива, пока
В ней поёт тарханская тоска,

Песней константиновская грусть,
Как рубаху, разрывает грудь!


СТЕПЬ

«А моя мать – степь широкая.»
М. Ю. Лермонтов

У татарника — медовый запах,
Но роднее горькая полынь.
Не перестаёт о сыне плакать
Зноем горя выжженная синь.

«Странная любовь» — любовь до боли.
И не всем её дано понять.
Только степь ему была, как мать.
И о ней он тосковал в неволе.

У горы Машук в чужом краю
Перед смертью родину он вспомнит.
И полынь седая тихо склонит
Над поэтом голову свою...


СПЛЕТЕНИЕ КОРНЕЙ

Мой дед был лесником, а прадед — пахарем.
И клин земли их, сохами распаханный,

От пота мокрый был, от засухи — сухой.
Врос в супесь крепко корень родовой.

Не для наживы жили — для души.
Дед лес оставил, прадед — поле ржи.

От тесного сплетенья их корней
Земля родная — мне ещё родней!

Валерий Сухов: "Святой и горькою тоской полынный дух сжигает душу" (newizv.ru)

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.