Вариант стихотворного анализа



Попробуем взять какое-нибудь стихотворение и разобрать его по косточкам. То есть так, как обыкновенно разбирают стихи члены жюри различных фестивалей, литературоведы и критики. Я намеренно взял малоизвестное произведение, чтобы: а) избежать предвзятости, и б) не наткнуться где-нибудь в интернете на аналогичный разбор этого стихотворения кем-нибудь другим. В данном стихотворении есть как свои плюсы, так и свои минусы; именно потому на подобном примере можно научиться и тому, как нужно писать, и тому, как этого делать не следует. Итак, начнём.

Всё засохнет, что ныне течёт - и слеза, и река,
Из надежды не выйдет штандарта - не те времена.
И из выдумки каши не сваришь сегодня, пока
Не подсыплешь крупы в заржавевшую пасть казана.
И дорога не выйдет навстречу, чтоб нам угодить,
А в пыли не начертаны знаки, чтоб нас поддержать,
Наши письма к друзьям навсегда остаются в пути,
И для злости мы мясо едим непременно с ножа.

Но для вас горизонт ограничен лишь тройкою вёрст,
Да и то, если нечему скрыть тесноту перспектив.
А у нас вообще ничего - только тысячи звёзд,
Как чернильные капли, отброшенные в негатив.
Мы привыкли к тому, что ночами бывает темно,
Что зимою бывают морозы и летом - жара,
А для вас катастрофа, когда не закрыто окно
И на свет ночника кровожадно летит мошкара...

Но немало у нас одного и того же в крови -
Ни для вас, ни для нас не придумано честных имён.
И старуха с косою едва ли прошепчет: «Живи»,
Отвечая на ужас в глазах и горячечный стон.
Мы и сами друг друга узнать не способны пока,
Мы разбросаны пёстро по множеству судеб и стран.
Все засохнет, что ныне течет - и слеза, и река,
И прокисшею кашей наутро воняет казан.
(В. Пинаев)

1) Рифмовка. Стихотворение состоит из трёх обособленных восьмистиший со схемой рифмовки ababcdcd, то есть каждое восьмистишие можно разделить на два катрена с перекрёстной рифмовкой abab. Никаких нарушений или чего-то необычного тут нет, потому перехожу к следующему пункту.
2) Размер. Стихотворение написано правильным пятистопным анапестом. Практически во всём произведении слог выдержан идеально, но, тем не менее, есть некоторые моменты, на которые следует обратить внимание. В строках
А у нас вообще ничего - только тысячи звёзд,
Как чернильные капли, отброшенные в негатив.
заключены сразу две мелких размерных неточности, которых следует избегать.
Во-первых, слово «вообще» в русском языке при произношении не растягивается на два «о». То есть «оо» мы читаем, как «о». Графически слог соблюдён, но акустически в строке не хватает одного слога. Дабы избежать такого, старайтесь аккуратно употреблять слова, которые пишутся и читаются по-разному.
Во-вторых, если расставить ударения во второй строке, окажется, что на слово «отброшенные» мы вынуждены ставить два ударения: на букву «о» (верное) и на букву «е» (вынужденное). Тут мы вынуждены пропускать ударения интонационно; получается пиррихий. Необходимо стремиться к избавлению от подобных мелочей.
3) Рифмы. Большая часть рифм в стихотворении просто замечательна. Во всём стихотворении выдержаны мужские рифмы, без исключений.
«Река - пока», «времена - казана», «перспектив - негатив», «темно - окно», «крови - живи» - это разнородные богатые точные рифмы, к которым невозможно предъявить никаких претензий.
«Угодить - пути», «поддержать - ножа» - сильные разнородные богатые усечённые рифмы, эффектные и неожиданные.
«Вёрст - звёзд» - отличная рифма с выпадением, правда, однородная, но это не столь важно в данном случае.
«Жара - мошкара» - однородная богатая рифма, причём, заметьте - шипящей соответствует ответная шипящая.
Присутствуют в стихотворении две рифмы, к которым можно придраться. Правда, совсем чуть-чуть.
Во-первых, «имён - стон». Ударные согласные «м» и «т» никак не созвучны (для «т» больше подходит «д», для «м» - «н»), причём это не очень хорошо подчёркнуто тем, что одна гласная («ё») - смягчающая, а вторая («о») - нет. То есть вместо того, чтобы скрыть один из мелких недостатков, автор, напротив, перекрещивает их, получая довольно примитивную рифму.
Вторая рифма низкого качества, правда, в гораздо меньшей степени, чем в первом случае, - это «стран - казан». Тут работает правило, которое я не раз поминал: свистящая требует ответной свистящей, иначе рифма кажется бедной.
4) Стилистика. У этой медали есть две стороны. В стихотворении есть как блестящие стилистические ходы и находки, так и серьёзные пробелы, требующие некоторой редакции. Стилистически эффектными элементами является использование и переплетение терминологии из различных областей жизни и хронологических периодов: штандарт, перспектива, негатив, казан. Также использование гиперболы (кровожадно летит мошкара), метафоричность всего стихотворения.
Но ладно о плюсах. Гораздо важнее найти минусы. Первым и самым главным минусом является переизбыток вспомогательных частей речи. Обратите внимание: практически каждая строка начинается с предлога или частицы (а, но, как, мы...), что засоряет язык и слог. Особенно вреден неуместно употребляемый союз «и». Начинать строку с союза «и» является плохим поэтическим тоном и отдаёт примитивизмом. Кроме того, в строке «И из выдумки каши не сваришь сегодня, пока...» присутствует ошибка автора, которая будет заметна при декламации и станет артикуляционной: две буквы «и» подряд в начале строки, которые нельзя сливать в одну. Читать это попросту неудобно. P.S. Собственно, из 24 строк стихотворения только одна начинается не с вспомогательной части речи («отвечая»)... Избегайте таких крайностей.
5) Содержание. Ну, это личное дело каждого. Я считаю стихотворение Владимира Пинаева содержательно насыщенным и интересным, при этом не вдаваясь в анализ и разбор. Если вам не нравится - напишите лучше. Для того и создавался данный трактат.

Комментарии 1

У этого текста есть автор? Если текст не материализовался из воздуха, автор, пожалуйста, укажите себя.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.