Игорь Витюк
Умер Валерий Николаевич Ганичев
Сегодня пришло трагическое известие. Умер Валерий Николаевич Ганичев, который до февраля нынешнего года (до своей тяжёлой болезни) возглавлял Союз писателей России. Упокой, Господи, душу усопшего раба Божиего Валерия...
Публикую его биографию и моё интервью с ним 2006 года (газета "Московия литературная", ноябрь 2006), из которого будет понятна роль Валерия Николаевича в возрождении русского самосознания в советское и постсоветское время.
Валерий Николаевич ГАНИЧЕВ – Председатель правления Союза писателей России (с 1994г.), член Общественной палаты РФ, заместитель Главы Всемирного Русского Народного Собора, заместитель председателя Комитета в защиту отечественной культуры, сопредседатель Фонда «Русская национальная школа», прозаик, историк, публицист, доктор исторических наук, профессор Московского Государственного Университета им. М. В. Ломоносова (с 1978г.), Заслуженный работник культуры России.
Родился 3 августа 1933г. в семье вологодского крестьянина на станции Пестово Ленинградской (ныне Новгородской) области. До Великой Отечественной войны жил в Омской области, затем – на Украине, где и окончил на Полтавщине среднюю школу. В 1956г. после окончания исторического факультета Киевского государственного университета был направлен на работу в г. Николаев. Работал учителем истории в профтехучилище, затем перешёл на комсомольскую работу. В Москве с 1960г. занимался комсомольской и журналистской работой (заместитель главного редактора журнала «Молодая гвардия»). С 1968 по 1978гг. – директор крупнейшего издательства страны «Молодая гвардия». С 1978 по 1980гг. – главный редактор газеты «Комсомольская правда». С 1981 по 1998гг. – главный редактор журнала «Роман-газета». С 1998 года является главным редактором журнала «Роман-газета XXI век». С 2005 года – член Общественной палаты РФ.
Литературной деятельностью занимается с 1963г. Первые научные и публицистические книги В. Ганичева («С открытым сердцем», «Наследники», «Во имя потомков», «У огня», «Устремлённые вперед», «Чистые ключи» и др.) касались проблем молодёжи, исторического наследия, молодого литературного поколения, печати. Последние десятилетия В.Ганичев обращается к исторической теме; выходят его книги «Росс непобедимый», «Державница», «Адмирал Ушаков» (серия «Жизнь замечательных людей»), «Тульский энциклопедист», «Флотовождь», «Русские вёрсты», «У писателей России», «Они выиграли войну… А вы?» и др. В документально-публицистической повести «Православный дорожник» (2002г.) В.Н. Ганичев проследил путь развития русской цивилизации на огромных географических и культурных пространствах нашего Отечества. За публикацию книги ему присвоено звание «Почётный железнодорожник».
Валерий Ганичев активно занимается общественно-политической работой. Он был одним из создателей Всероссийского общества охраны памятников и культуры, Фонда «Русская национальная школа». При его непосредственном участии в 1993г. был создан Всемирный Русский Народный Собор, в котором В.Н. Ганичев является заместителем Главы ВРНС (Глава Собора – Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, сейчас - Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл).
Свыше 25 лет В.Н. Ганичев собирал материалы о жизни и деятельности адмирала Ф.Ф. Ушакова, выпустил ряд книг, посвящённых ему, а в 1995г. обратился к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с письмом: рассмотреть материалы об Ф.Ф. Ушакове на предмет церковной канонизации. Волею Божией в 2001г. непобедимый святой праведный Адмирал Флота Российского Фёдор Ушаков был причислен к лику святых Русской Православной церкви.
Лауреат литературных премий им. С.Т. Аксакова, «Прохоровское поле», Большой Литературной премии России и др. Награждён орденом Трудового Красного Знамени, двумя орденами «Знака Почета», орденом «Почёта», имеет ряд зарубежных наград (Польша, Чехословакия, Сирия, МНР и др.). Имеет награды Русской Православной Церкви (орден преподобного Сергия Радонежского II степени, орден св. благоверного князя Даниила Московского I степени), общественные награды: ордена «За верность Отечеству», «Меценат столетия», «Пётр Первый».
Валерий ГАНИЧЕВ:
Идеология Союза писателей России стала стержнем духовного развития современной России
С Председателем правления Союза писателей России, членом Общественной палаты РФ, прозаиком, историком, публицистом, доктором исторических наук, профессором Валерием Николаевичем Ганичевым беседует издатель и шеф-редактор газеты «Московия литературная», секретарь Правления Московской областной организации СП России Игорь Витюк.
— В 2008 году мы будем отмечать 50-летие Союза писателей России. На ваших глазах за прошедшие полвека у нас в стране менялись политические эпохи, приходили и уходили политические лидеры, выросло несколько поколений писателей, мы стали жить в другом государстве. Не моли бы Вы, Валерий Николаевич, ретроспективным взглядом оценить деятельность Союза писателей России за эти пятьдесят лет.
— Многие, наверное, успели подзабыть, что до Великой Отечественной войны Союза писателей России не существовало. Был созданный Алексеем Максимовичем Горьким Союз советских писателей, имевший республиканские отделения во всех советских республиках, кроме России. Такое странное положение являлось следствием политики, заложенной ещё в послереволюционные 20-е годы Троцким и его соратниками, мечтавшими о всемирном интернационале и ненавидевшими всё русское. Русский народ, самоотверженно несший на своих плечах тяжесть развития нашего государства, оказался в ущемлённом положении. Другие национальные образования, входившие в состав СССР, развивались, поддерживалась их национальная культура и самосознание, а в Российской Федерации не было не только своего писательского союза, Академии наук, но даже и коммунистической партии Российской Федерации, что для того времени – просто удивительно. Русское самосознание не только не развивалось, но напротив, угнеталось, считалось шовинистическим, националистическим, хотя по отношению к другим народам Советского Союза это называлось развитием национального самосознания и национальной культуры.
Но после войны отношение к русскому народу стало меняться. Русский народ показал свою самоотверженность, свою коренную сущность государствообразующего народа, именно русский народ внёс основной вклад в Победу, и именно русских людей больше всего погибло в войне. Переломным, наверное, стал исторический тост генералиссимуса Сталина «за великий русский народ». Возрождение русского самосознания в СССР уходит своими корнями в Великую Победу. На этой волне в 1957-1958 годах и был создан Союз писателей РСФСР – ныне Союз писателей России. Возглавил его выдающий русский писатель Леонид Соболев (кстати, что удивительно! – беспартийный). В первые годы деятельности происходило создание областных отделений Союза, формирование органов управления, воссоединение писателей в единый общественный организм. Тогда же выкристаллизовалась и духовно-идеологическая составляющая деятельности СП России. И хотя ни в каких постановлениях съездов или программных документах отразить её не представлялось возможным, но вышедшая в 1957 году книга Владимира Солоухина «Владимирские просёлки» несла в себе мощный заряд русской идеологии. Вот тогда и появилась группа писателей, которые не боялись произносить и писать слова Русь, Россия, русский… По сути своей, созданный Союз писателей РСФСР стал единственной легально действующей организацией, вставшей на защиту русских в Советском Союзе.
— Но насколько я информирован, после смерти И.В. Сталина отношение к России и ко всему русскому со стороны руководства СССР изменилось не в лучшую сторону…
— Да, процесс подъёма русского самосознания и русской литературы возобновился уже после ухода из политики Никиты Хрущёва в 1964 году. Хрущёв со своей взбаломошенной политикой и сам немало вредил русскому народу, и этим же отличалось его окружение, в которое входили такие одиозные личности, как Аджубей и Ильичёв, выстраивавшие национальную политику по довоенному образцу. Кроме того, Никита Хрущёв негативно относился к поколению победителей. Мы помним, как он расправился с маршалом Жуковым, как боялся военных, выигравших войну. Патриотизм тогда был явно не в почёте, особым гонениям подвергалась Православная церковь. В годы правления Хрущёва было уничтожено Православных храмов больше, чем в 20-30-е годы. После того, как за вульгарность и волюнтаризм в политике Хрущёв был смещён со своих постов, дышать стало легче.
В то время я работал заместителем главного редактора журнала «Молодая гвардия», который возглавлял Анатолий Васильевич Никонов – один из самых ярких людей, возрождавших русское самосознание. И вот в 1965 году, накануне двадцатилетия Победы в Великой Отечественной войне (кстати, до этого День Победы в стране не отмечался), мы в журнале опубликовали письмо «Берегите святыню нашу» писателя Леонида Леонова, художника Павла Корина и скульптора Сергея Конёнкова. Этим великим деятелям русского искусства пришлось жить и во времена царской России, и в смутное время революции и гражданской войны, и в тяжёлые предвоенные годы, и в войну. Но они всегда свято хранили русские православные традиции. Это письмо стало их духовным завещанием нам, молодёжи шестидесятых. Вот тогда журнал «Молодая гвардия» и Союз писателей РСФСР стали очагом русского возрождения. Мы жили в то время в окружении истинных гигантов, при жизни ставших классиками, это и Михаил Шолохов, и Леонид Леонов, и Сергей Бондарчук, которые последовательно отстаивали интересы русской культуры.
Несмотря на наметившиеся сдвиги в сознании людей, и в брежневские годы очень ощущалось давление партийной номенклатуры, особенно со стороны советского агитпропа, где бесчинствовал будущий «прораб перестройки» Александр Яковлев, работавший в то время исполняющим обязанности заведующего отделом пропаганды ЦК КПСС. Это была зловещая фигура, достойная кисти Шекспира, описавшего немало злодеев в своих трагедиях. Яковлев в те времена нещадно бил нас, русских писателей, за неклассовый подход, а я тогда возглавлял издательство «Молодая гвардия». Это уже затем, в 80-е годы он рассказывал, как всю жизнь «боролся с коммунизмом», но мы-то хорошо помним удары его идеологических дубинок, в особенности его антирусскую статью «Против антиисторизма», опубликованную в 1972 году в «Литературной газете». Подробно о духовной борьбе периода с середины 1960-х до начала 1980-х годов можно узнать из сборника «К не нашим», недавно вышедшего в издательстве «ИХТИОС». Там опубликованы знаменитые статьи М.Лобанова «Просвещённое мещанство», В.Чалмаева «Неизбежность», П.Палиевского «К понятию гения», упомянутая русофобская статья А. Яковлева «Против антиисторизма», записка главы КГБ Ю.Андропова в ЦК КПСС, в которой он призывал к разгрому зародившейся Русской партии, и многие другие интересные материалы. Такие люди, как Палиевский, Кожинов, Михайлов, Чалмаев, Лобанов, Семанов, ваш покорный слуга и многие другие в тот момент в рамках существовавшей советской системы фактически создали Русскую партию и идеологию нашего Союза писателей.
К сожалению, у нас практически отсутствовала опора в верхних эшелонах власти, а народ, в силу ограниченных возможностей доступа к соответствующим изданиям, мало что знал. Кроме того, к началу 1980-х годов ведомством русофоба Андропова были проведены кадровые чистки, под которые попал и я, лишившись поста главного редактора «Комсомольской правды», как только попытался, по примеру журнала «Молодая гвардия», сделать из «Комсомолки» оплот патриотизма.
Но главным было то, что в эти годы наша писательская организация провозгласила себя правопреемницей классической русской литературы – литературы нравственности, литературы совести, литературы исторической правды и истинности, литературы державности. Мы в те годы не поддерживали власть, но мы никогда и не выступали против своей страны, мы поддерживали тысячелетнюю русскую державу.
— Затем наступили времена горбачёвской перестройки…
— Так получилось, что к началу перестройки русское движение возрождения подошло несколько растерянным и разобщённым, а потому и проиграло «битву за умы» «перестройщикам» и либералам-западникам. Но к 1994 году Союз писателей России, уже очистившийся от антирусских настроений, на своём съезде провозгласил наши основные принципы:
- следовать традициям классической русской литературы;
- утверждать реализм как главное художественное направление;
- утверждать нравственность;
- бороться за чистоту русского языка;
- быть державниками.
С этого момента, можно сказать, наступил третий этап в истории Союза писателей России, когда наш творческий союз стал союзом писателей-единомышленников, объединённых идеей духовного возрождения России. Конечно, с наступлением рыночных времён государство больше не помогает писателям, но зато у нас появилась свобода творчества, свобода действий по возрождению русской духовности.
Когда в нынешнем году в Кремле Президент Путин вручал мне Орден Почёта, то я поблагодарил его и сказал, что считаю этот орден «наградой Союзу писателей России, который стремится продолжать традиции русской классической литературы, литературы нравственной и духовной, Союзу, который стоит на страже русского языка, языков народов нашей страны. Нация сохраняется, если даже полностью изменится её экономическая основа. Нация сохраняется, если изменяется государственное устройство, даже если исчезнет государство. Но если пропадает язык, нация перестаёт быть таковой. Остаётся народонаселение. Сегодняшнюю награду мы оцениваем как заботу общества и власти о русском языке, о нашей духовной скрепе, о нравственной основе литературы».
— Какие из направлений работы Союза писателей России Вы считаете самыми важными в настоящее время?
— Мы работаем по многим направлениям, но главное, к чему мы стремимся, – чтобы наш Союз всегда участвовал в созидательных акциях во благо Отчизны. Мы являемся соучредителями Всемирного Русского Народного Собора, который возглавляет Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл и я являемся заместителями Главы Всемирного Русского Народного Собора. Союз писателей России самым активным образом участвует в организации и работе Соборов, начиная с момента его образования – с 1993 года. На каждом из них мы рассматриваем главные, самые животрепещуще вопросы жизни русского народа – духовное возрождение, проблемы русского языка, русской национальной школы, здоровья нации, Православие, положение русских в мире в конце ХХ – начале XXI века. Постоянно проводятся круглые столы с участием духовенства, писателей, представителей патриотических кругов, интеллигенции.
В апреле нынешнего 2006 года проходил Х юбилейный Собор, на котором был поставлен вопрос о правах и достоинстве человека. Одна из основополагающих линий развития современных либеральных обществ состоит в фетишизации «прав человека». В соответствии с этим подходом человек имеет право почти на всё. По крайней мере, в рамках юридических ограничений законами, – он может делать всё, что ему заблагорассудится. Однако с учётом верований, с учётом христианской традиции нашего народа существуют не только права человека, но есть и ограничения, связанные с понятием греха. Не может грех возобладать, даже если он прикрывается таким юридическим щитом, как права человека. Доклад на эту тему произнёс Святейший Патриарх Алексий II, а затем выступили митрополит Кирилл, писатели Валентин Распутин, Владимир Крупин и другие общественные деятели. Результаты обсуждения широко транслировались в средствах массовой информации и произвели эффект разорвавшейся бомбы.
Права человека всегда были «священной коровой» наших либералов, и вдруг кто-то осмеливается говорить, что права человека могут быть ограничены в интересах большинства в обществе. Первые две недели после завершения работы Собора в прессе обрушился шквал выступлений: как это так – Церковь вмешивается в жизнь общества, как можно покушаться на права человека? И, тем не менее, это именно так, в противном случае общество погибнет, разложившись под влиянием греха. Последние события этого года (массовые протестные выступления русских людей в различных городах России) подтвердили это. «Мы признаём права и свободы человека в той мере, в какой они помогают восхождению личности к добру, охраняют её от внутреннего и внешнего зла, позволяют ей положительно реализоваться в обществе» – так звучит одно из положений разработанной Собором Декларации прав и достоинства человека.
— А эти слова, ведь, обращены не только к народам России, но и людям всей Земли?
— К этим словам уже прислушался весь мир. В мае месяце в Вене началась, а затем продолжилась в Москве межконфессиональная европейская встреча «Верните душу Европе». Европейские духовные круги, европейская интеллигенция, наконец, осознали, что торжество ультралиберальных идей в Европе привело к потере культурной и национальной традиций европейцев. Европейцы очень внимательно выслушали слова митрополита Кирилла: «Трагедия Европы и других стран, из жизни которых уходит религия, заключается в том, что вместе с религией из жизни уходит и нравственная система координат, исчезает понимание того, что такое добро и что такое зло, что такое хорошо и что такое плохо». Вместо этого, продолжил владыка Кирилл, появляется идея плюрализма мнений. «Это идея, которая находится в центре постмодернистской парадигмы: вы можете выбирать что хотите: правое – левое, кислое – сладкое. Всё относительно, нет абсолютных ценностей, и это произошло именно потому, что из жизни современного общества уходит религия».
На первый взгляд удивительно, но это именно так, – Россия в очередной раз в истории указывает миру путь к спасению. И важно, что Запад внимательно следит за работой Всемирного Русского Народного Собора и прислушивается к тому, о чём мы говорим.
В 2006 году в Москве, незадолго до саммита «восьмёрки» в Санкт-Петербурге, состоялся саммит религиозных лидеров мира. И здесь примечательно вот что: где ещё кроме Москвы могли бы за одним столом собраться лидеры мировых конфессий? В Иерусалиме – нет, в Риме – нет, в Нью-Йорке – нет, в одной из исламских столиц – нет, только в России – с её веротерпимостью и уважением к другим религиям.
К Москве сейчас обращены взгляды и писателей разных стран мира. Недавно мы получили приглашение из Каира от Всеарабского Союза писателей с предложением принять участие в возрождении Движения солидарности писателей стран Азии, Африки и Латинской Америки. Это движение распалось сразу же после распада Советского Союза. И вот прошли годы, и писатели из этих стран почувствовали, что они теряют свою самобытность, своё право на место в обществе под натиском американской массовой культуры. И они захотели воссоздать новое общественное движение, подобное тому, каким он было во времена СССР, и просят, чтобы русские писатели стояли во главе процесса возрождения Движения солидарности писателей стран Азии, Африки и Латинской Америки. Первая стадия организационного этапа уже прошла, в ближайшее время создание движения будет оформлено юридически.
Мы видим, как стержень русской духовности становится нравственным стержнем для людей всего мира, и проводниками этой духовности являются Союз писателей России и Всемирный Русский Народный Собор.
— Однако в момент своего зарождения Всемирный Русский Народный Собор являлся высокодуховным оппозиционным движением, которое, к сожалению, не признавала официальная власть. Как времена изменились…
— Нас не просто не признавали, а обличали, называли красно-коричневыми, шовинистами, ксенофобами. Это сейчас наши взгляды разделяет партия власти, и они вошли в качестве идеологических установок в программы ведущих российских партий. В работе последнего Всемирного Собора принимал участие Председатель правительства России Михаил Фрадков, ранее – на VI Соборе присутствовал Президент России Владимир Путин. Таким образом, идеология, рождённая в недрах Союза писателей России в 1960-1980-е годы, в настоящее время стала стержнем духовного развития России. И это – наша общая большая победа.
— Коль скоро речь зашла об идеологии, можете ли Вы в кратком виде сформулировать русскую идею на современном этапе развития общества.
— Русская идея проистекает из всего хода развития нашей державы. Одной из основополагающих идей, стержнем всей нашей культуры является Православие. Если говорить откровенно, то вся русская классическая литература, да и советская (хотя она не позиционировала себя как Православная), выросла в христианской нравственности. Это и Ломоносов, и Державин, и Пушкин, и Гоголь, и Достоевский, и даже Толстой с его блужданиями и заблуждениями, это, конечно же, и Шолохов – советский писатель, но вся его жизнь и жизнь его героев произрастала из христианской традиции – и не только в «Тихом Доне», но и в «Поднятой целине», и в «Судьбе человека». Во время недавней беседы со Святейшим Патриархом я услышал от него: «Наша русская литература, даже не позиционируя себя прямо с Православием, тем не менее, была Православной и в период Великой Отечественной войны, и в очень тяжёлый довоенный период. Наш народ всегда брал образцы нравственных примеров из русской литературы». Это величайшая оценка роли русской литературы в обществе, это тот путь, по которому мы должны идти и дальше. Не ходил, наверное, каждый день в церковь Михаил Шолохов или Леонид Леонов (хотя я знаю, что оба они были прихожанами), но внутренне они были христианами, настоящими православными русскими людьми. Не может быть русский писатель не православным, в противном случае – это не русский писатель, это представитель не русской, а какой-то иной, культуры и литературы.
Другой тезис в формулировке русской идеи – это державность, государственность, которые всегда были присущи нашим писателям. Среди русских писателей не могло быть погромщиков, разрушающих нашу державу. Обличать неправедное в жизни общества – да, это было, стремиться изменить и улучшить жизнь – да, но взрывать свою державу и народ, этого не было и не должно быть. Поэтому горько осознавать, что на территории нашей страны в последние 15-20 лет появились литераторы-погромщики, унижающие и растаптывающие свою страну. Но даже они сами не относят себя к русским писателям, к продолжателям традиций великой русской литературы. Поэтому историческая созидательная державность наряду с православием – это второй тезис современной русской идеи.
— Правильно ли я Вас понял, что термины державность и государственность не являются синонимами? Державность это государственность плюс духовность и православие?
— Да, это верно. Государственность может принимать различные формы: княжество, царство, империя, советская республика, президентская республика… Но если государственность теряет духовный стержень, то рассыпается и само государство. И напротив, поворот к духовности и Православию усиливает государство, превращая его в сильную державу. Мы сейчас находимся на этапе восстановления русской державности, и наши писатели приветствуют шаги Президента Путина, предпринимаемые в этом направлении последние годы. Конечно, это только первые, достаточно робкие шаги по восстановлению нашей Родины, пока ещё очень много людей и в эшелонах власти, и в крупном бизнесе, которым было б сподручнее видеть Россию в качестве территории, поставляющей на мировые рынки энергоресурсы и дешёвую рабочую силу. Кроме того, и наш народ всё ещё пребывает в некоторой растерянности, видя, как разворовывается страна (сейчас намного меньше, чем 10 лет назад), как предаются великие идеалы русской цивилизации. В такой ситуации народ просто пытается уйти от участия в общественной жизни и замкнуться либо на своих мелкокорыстных интересах, либо уйти в разгульную жизнь. А ведь такое поведение нехарактерно для нашего народа, на протяжении веков он сам, без понукания и приказов создавал нашу великую державу. Наши казаки пришли за Урал, затем русские люди освоили территорию до Аляски и дошли до Сан-Франциско, и шли они туда добровольно, имея на руках лишь грамоту царя-батюшки, не рассчитывая получить за свой подвиг никаких наград. И наши купцы, которые порою бывали и жестоки, и нечисты на руку, в какой-то момент прозревали и становились Мамонтовыми, Морозовыми и др.
— По роду Вашей общественной деятельности, как Председателя правления Союза писателей России и как члену Общественной палаты, Вам приходится общаться и с представителями крупного капитала. По Вашему мнению, у современных наших олигархов просыпается ли чувство совести, ощущение того, что они – часть России?
– Можно говорить о том, что некоторые сдвиги в их сознании происходят, но пока, откровенно скажу, незначительные. Их гражданское самосознание пока находится на начальном этапе. Но есть и вдохновляющие примеры. В частности, мы участвуем в Международном благотворительном фонде «Меценаты столетия», куда входят небедные люди, занимающиеся пожертвованиями во благо России. Работая в этом движении, я высказал такую мысль: у нас в России добрые дела делают не только и не столько богатые люди, почему же мы не замечаем простых россиян, которые бескорыстно помогают другим? Так родилось Общественное благотворительное движение «Добрые люди мира», в которое входят не только богатые люди, но и люди доброго, созидательного поступка. Вот один из примеров: в Оренбургской области священник усыновил тридцать детишек, которые проживают вместе с ним при его приходе. Или одна женщина в Тверской области собственными силами создала музей Анны Ахматовой, она сама является и директором этого музея, и бухгалтером, и смотрителем, и уборщицей. Каждый день эта пенсионерка за несколько километров ходит в свой музей, как на работу, и бесплатно принимает в нём всех желающих. И таких добрых людей на Руси очень много.
Работая в Общественной палате при Президенте России, я специально пошёл в комиссию по вопросам развития благотворительности и милосердия. Мне хочется глубже понять природу наших добрых людей, я хочу направить деятельность добрых людей России в полезное русло, хочу, чтобы таких людей у нас становилось больше с каждым днём. С организационно-правовой точки зрения в этой комиссии мы сейчас работаем над законом о благотворительности. Ведь у нас в стране сложилась парадоксальная ситуация: государство посредством налоговой системы не только не стимулирует благотворительную деятельность, а напротив, препятствует ей и загоняет в экономическую тень. Допустим, предприятие или индивидуальный предприниматель решили перечислить деньги нуждающейся семье на лечение ребёнка. Сделать это перечисление предприятие может только деньгами, с которых уже вычтены налог на прибыль, НДС и др. (то есть, уже произошло косвенное налогообложение благотворительной суммы). Далее, когда деньги приходят на банковский счёт одного из родителей, то он обязан с этой суммы заплатить подоходный налог в размере 13%. Таким образом, происходит двойное налогообложение пожертвований. Поэтому предприниматели-благотворители и предпочитают передавать деньги «в конвертах», а перед этим, соответственно, они «очерняют» эти суммы, то есть, превращают в наличные, уводя от налогообложения. Эту коллизию можно было разрешить, записав в законе норму о том, что в таких-то пределах от оборота фирмы или от прибыли – суммы, перечисляемые на благотворительные нужды, могут учитываться в качестве затрат фирмы и не попадают под налогообложение. Кроме того, суммы, полученные гражданами на благотворительные цели, не подлежат налогообложению, если были использованы по целевому назначению. Конечно, Минфин настороженно относится к нашим предложениям, поскольку не хочет появления лазеек для уклонения от налогов, но, во-первых, нельзя всех предпринимателей подозревать в бесчестности, а во-вторых, для того и существует Минфин и его налоговая служба, чтобы контролировать исполнение закона.
Вообще, я заметил, что именно в последнее время в мировом масштабе начали происходить неведомые ранее тектонические толчки и сдвиги в сознании богатых людей. Посмотрите, самый богатый человек планеты, основатель и бессменный руководитель компании «Microsoft» Билл Гейтс объявил о намерении с июля 2008 года отойти от оперативного управления компанией и заняться благотворительностью. Фонд, который он учредил вместе со своей женой, имеет в своём активе около 30 миллиардов долларов (буквально пару месяцев назад он пополнил его 16 миллиардами, продав часть принадлежащих ему акций своей корпорации). А теперь и второй по богатству человек в мире – биржевой спекулянт, миллиардер Уоррен Баффет – пополняет этот фонд ещё 30 миллиардами. Сам 75-летний Уоррен Баффет, состояние которого оценивается приблизительно в 44 млрд. долларов, не раз говорил, что после смерти всё его богатство пойдёт на благотворительные цели. Примеры можно продолжить. Самое интересное, что эти люди, «сделавшие себя сами», всегда самые важные решения в своей жизни принимали на интуитивном уровне, понимая, куда именно нужно идти, чтобы добиться успеха. И вот сейчас они принимают такие неожиданные и даже непонятные для большинства людей решения. Значит, что-то коренным образом меняется у нас на планете.
А ведь в природе русского человека эти черты заложены с рождения, нужно только культивировать их. Ведь многие наши люди родились под знаком милосердия. Вот, я знаю одного предпринимателя из Нижнего Новгорода, который всю свою прибыль, до копейки, отдаёт на благотворительные цели. У него на каждый месяц есть список: кому и какой суммой он поможет: то ли вдове оплатит изготовление ограды на могиле мужа, или инвалиду – ремонт крыши, или малообеспеченной семье – лечение ребёнка и покупку школьных учебников и др. Пусть в каждом конкретном случае суммы, вроде бы и не велики, но, сколько нуждающихся людей получают от него реальную помощь! Очень важно, чтобы такое поведение стало нормой в нашем обществе. Ведь в у нас сейчас очень много черноты, которая пришла к нам в страну за последние 10-15 лет. У одного из зарубежных фантастов есть такой сюжет, когда телевизионные образы бандитов, наркоманов, проституток вдруг переходят с экрана прямо в реальную жизнь, и уже невозможно понять, где среди нас реальные люди, а где фантомы. Эта фантастическая история в какой-то мере описывает наше сегодняшнее общество.
— Но может быть, это естественный процесс в условиях, когда исчезло Советское государство, которое для наших людей выступало в роли родителя и опекуна? А достойным образом самостоятельно распорядиться своей свободой, да ещё в условиях разнузданного бандитского капитализма, смогли далеко не все наши соотечественники. В конце концов, кто сумел остаться человеком даже в этих условиях, те и станут носителями русской державности. Ведь в нашей промышленности (в частности, в лёгкой промышленности, о проблемах которой я много писал, работая в отраслевых изданиях) имеют место схожие процессы. Когда наше безответственное правительство допустило на внутренний рынок продукцию из стран Юго-Восточной Азии с дешёвой рабочей силой и с государственными субсидиями производства, когда импортёры этой продукции не платили ни таможенных пошлин, ни НДС, то отечественные производители, которые сполна платили все налоги, у которых не было никаких льгот, в том числе в условиях высоких кредитных ставок из-за инфляции, оказались дискриминированными и многие из них просто разорились, а десятки тысяч людей были выброшены на улицу. Но в то же время, примерно пятая часть предприятий сумела выжить и сохранить производство даже в таких неблагоприятных условиях. И теперь им абсолютно безразлично, вступит или не вступит Россия в ВТО, поскольку, если они выстояли под натиском «чёрных» челноков, то в условиях цивилизованного рынка им вообще никто не страшен.
— Такая позиция имеет право на существование, но в некоторой степени это – социал-дарвинистский подход. Мы, русские писатели, должны руководствоваться более нравственной позицией. Мы должны помогать народу сохраниться и развиваться. Хотя, конечно, в нашем народе присутствуют определённые черты социального фатализма, обречённости, равнодушия и к себе, и к судьбе своей страны. Но, чтобы преодолеть это, нужны, как говорил Лев Гумилёв, пассионарные личности, пассионарные организации, к числу каковых я и отношу Союз писателей России.
— В нашем разговоре мы уже касались Вашей работы в Общественной палате РФ. Скажите, пожалуйста, по Вашему мнению, оправдала ли Общественная палата надежды, которые на неё возлагали Президент страны, общество?
— Я не знаю, какие надежды на Общественную палату (ОП) возлагали Президент и общество. Кто-то надеялся увидеть в ней инструмент мощного общественного контроля, кто-то считал, что вся затея обернётся бессмысленной говорильней. Истина лежит где-то посередине. Все были свидетелями того, как активно представители палаты разбирались с неуставными взаимоотношениями в армии или произволом властей в области жилищного строительства. В то же время за кадром осталось много других добрых дел, которые делают члены палаты, в том числе в сфере благотворительности. Ведь главное в работе члена ОП – это постоянно работающая обратная связь со своим народом. Именно поэтому при региональных организациях СП России я создал сеть общественных приёмных, куда все желающие могут прийти с предложениями и жалобами по вопросам, связанным с русской культурой и благотворительностью.
На последнем круглом столе в Общественной палате в своём выступлении я призвал обратиться к проблеме состояния духовности и культуры русского народа после длительного периода борьбы либералов-западников с так называемыми ксенофобией, шовинизмом и обнаруженным «русским фашизмом». Не все члены ОП встретили это предложение с пониманием, но, тем не менее, они начинают осознавать, что игнорировать эти вопросы и дальше невозможно. В противном случае события, подобные тем, что произошли в Кондопоге, будут повторяться и в дальнейшем. Проблемы русского народа невозможно решить изолированно, в отрыве от других народов, с которыми много веков бок о бок живут русские люди. Русский человек по своей природе, как говорил Достоевский, это – всечеловек, ему все люди близки, независимо от национальности и цвета кожи. В этом наша суть, как народа, и если мы перестанем сочувствовать другим, помогать слабым, то мы пропадём как народ, несущий в себе мощный всечеловеческий заряд, превратимся в заурядных третьесортных европейцев, коих мы можем наблюдать в некоторых странах, расположенных западнее нашей и белорусской границ.
Но, с другой стороны, мы постоянно сталкиваемся с фактами обжуливания нашего народа другими нациями, манипулирования (скрытого управления) с их стороны, использования в своих целях нашей душевности и простоты. В конечном счёте, в народе из-за таких некорректных действий растёт напряжённость, которая и выливается в события, подобные тем, что имели место в Кондопоге. В особенности, если ещё и служивый люд государства российского поддаётся искушениям и садится на содержание этнических преступных группировок.
И всё же могу сказать, что наша деятельность не проходит бесследно и уже многие адепты вседозволенного либерализма из числа членов ОП начинают понимать, что вопросы духовности и культуры нашего народа являются первичными, а всё остальное – экономика, право, государственное строительство – являются производными. Не могу не вспомнить в контексте нашей беседы мой разговор, произошедший много лет назад на даче Леонида Михайловича Леонова в Переделкино.
— Ганичев! – обратился он ко мне (а Леонид Михайлович всегда обращался ко мне по фамилии, в отличие от Шолохова, который называл меня по имени), – Как ты думаешь, они – там наверху (и заговорщицки показал указательным пальцем в потолок) – думают о народе?
— Наверное, думают, – смущённо ответил я.
— Эх, – грустно вздохнул Леонид Михайлович, – если бы хотя бы один раз в месяц они собирались и думали о народе…
Это его пожелание и сегодня остаётся донельзя актуальным. Хоть бы один час в месяц наше правительство собралось и подумало о судьбах своего народа. А может быть, по всей стране объявить такой час раздумий, когда каждый из нас задумался бы и о смысле своей жизни, и о судьбах страны…
— Валерий Николаевич, в нашем разговоре мы уже касались темы единой Православной восточнославянской цивилизации. В этом контексте хотелось бы услышать Ваше мнение о взаимоотношениях Союза писателей России и Спiлки письменників України. Мне представляется, что это будет интересно не только мне, уроженцу Украины, но и многим нашим читателям.
— Спiлка письменників України – это только часть, пусть и основная, писательского сообщества этой страны. Есть ещё и Межрегиональный союз писателей Украины, являющийся членом Международного сообщества писательских Союзов. Але якщо вести мову про Спiлку письменників України, то можна відзначити, що тільки одна, порівняно невелика частина письменників, що входять в цю організацію, будує свою діяльність за рахунок заперечення усіляких зв'язків з Росією. Більшість же українських письменників настроєна доброзичливо, і вони відкриті до конструктивної взаємодії (но если вести речь о Союзе писателей Украины, то можно отметить, что только одна, сравнительно небольшая часть писателей, входящих в эту организацию, строит свою деятельность за счёт отрицания всяческих связей с Россией. Большинство же украинских писателей настроены дружелюбно, и они открыты к конструктивному взаимодействию – примечание переводчика Игоря Витюка. Прямая речь собеседников приводится на том языке, на котором она велась, а в скобках даётся перевод с украинского языка на русский).
— Валерій Миколайович, Ви чудово розмовляєте українською мовою! (Валерий Николаевич, Вы прекрасно говорите на украинском языке!)
— Это естественно, ибо я хоть и родился в Ленинградской области, але довгий час прожив на Україні, де на Полтавщині закінчив українську середню школу, а потім Історичний факультет Київського державного університету (но долгое время прожил на Украине, где на Полтавщине окончил украинскую среднюю школу, а затем Исторический факультет Киевского государственного университета). Хоч я і російська людина, але Україна мені дуже близька, адже в Києві знаходиться могила мого батька, а в Миколаєві – могила моєї мами (хоть я и русский человек, но Украина мне очень близка, ведь в Киеве находится могила моего отца, а в Николаеве - могила моей мамы). Я перекладав багато творів з української мови на російську. Для мене завжди було звичайним вміти розмовляти i росiйскою, i українською мовами. Коли я навчався у Київському університеті, то в студентських балачках ми вільно переходили з однієї мови на іншу: якщо йшла розмова на наукові і політичні теми, то частіше використовували російську, а якщо обговорювалися побутові або романтичні питання, то – українську. І ніяких указів президента про державну мову нам не було потрібно. (Я многократно переводил художественные произведения с украинского на русский язык. Для меня всегда было очень важным уметь говорить и по-русски, и по-украински. Когда я учился в Киевском университете, то в студенческих разговорах мы свободно переходили с одного языка на другой: если шёл разговор на научные и политические темы, то чаще использовали русский, а если обсуждались бытовые или романтические вопросы, то – украинский. И никаких указов президента о государственном языке нам не было нужно).
Звичайно, деякий подив викликала і викликає позиція відомих українських письменників, таких, як Дмитро Павличко або Іван Драч, які років 15 тому стали заявляти, що треба вигнати «гоголізми» з української літератури. Що Гоголь створив неправильний образ українця, і взагалі, що він – зрадник. (Конечно, некоторое недоумение вызывала и вызывает позиция известных украинских писателей, таких как Дмытро Павлычко или Иван Драч, которые лет 15 тому назад стали заявлять, что надо изгнать «гоголизмы» из украинской литературы. Мол, Гоголь создал неправильный образ украинца, и, вообще, что он – предатель). Но это конъюнктурщики. Гоголь был и навсегда останется великим русским и украинским писателем, он говорил, что в его душе живут две души: великоросса и малороссиянина, и он сам не знает, какая из них для важнее. Так сейчас о себе могут сказать миллионы людей и в России, и в Украине, они воссоединяют в себе историческое начало Киевской Руси. Очень глупо выглядит, когда кое-кто пытается отрезать Киевскую Русь от истории России. История Украины – это важная часть великой восточнославянской цивилизации. В современной Европе существуют всего три великих цивилизации: англо-саксонская, романо-германская и восточнославянская, которую составляют три наших народа – русские, украинцы и белорусы. Они могут иметь разные государства, но они навсегда, до скончания мира, соединены между собой общей судьбой и общей православной верой. И когда во время недавних выборов в Украине кое-кто кричал: «Геть московських попів!», то это было также смешно и нелепо, как если бы мы кричали: «Киевские попы, вон из России!», поскольку Православие пришло в Московию, на Русь, из Киевской Руси. У нас единая Православная церковь!
У меня и сейчас хорошие отношения с руководством Спiлки письменників України, ведь мы знакомы не один десяток лет. В советское время я неоднократно издавал в «Молодой гвардии» того же Павлычко. И не его одного. А тут недавно довелось мне с ним встретиться в Крыму на Пушкинском празднике, и я говорю ему:
— А чи пам'ятаєш ти, Дмитро, як я видавав тебе тиражами по 500 тисяч екземплярів? (А помнишь ли ты, Дмытро, как я издавал тебя тиражами по 500 тысяч экземпляров?)
— Ото була казка!.. (Вот это была сказка!..)
— А зараз, як твої діла? (А как твои дела сейчас?)
— Та ото, як бачиш… Краще не питай... (Да вот, как видишь… Лучше не спрашивай…)
Конечно, те времена, когда произведения писателей братских республик выходили в России многотысячными тиражами, ушли в прошлое, но мы максимально способствуем диалогу наших культур и литератур. Вот недавно я вернулся из Харькова с первого украинско-русского фестиваля «Пространство литературы – путь к миру, согласию и сотрудничеству между славянскими народами», организованного СП России и Харьковским областным советом. Это был невиданный ранее праздник литератур. До его начала некоторые высказывали опасения, как бы не дошло дело до взаимных упрёков и обид. Но ничего подобного, никто не стал «ломать копья», а напротив, мы вспоминали прекрасное общее прошлое, планировали наше общее будущее, постоянно звучали стихи и на украинском, и на русском языках. Затем были выступления в рамках литературных вечеров в Политехническом институте, Юридической академии, в библиотеках. Признаюсь, я не ожидал, что в современной Украине настолько велик интерес к русской литературе. Атмосфера переполненных залов чем-то напоминала 1960-е годы, когда СССР переживал всплеск интереса к литературе и к поэзии, в частности. Харьковчане по итогам фестиваля приняли декларацию, в которой, во-первых, установили, что такие творческие фестивали отныне станут ежегодными, а контакты, встречи между писателями станут постоянными; во-вторых, Харьковский областной совет народных депутатов и администрация нашей Белгородской области совместно с СП России учредили литературную премию «Слобожанщина», которая ежегодно будет вручаться двум украинским и двум российским поэтам; в-третьих, и это стало самым неожиданным, на фестивале было продекларировано, что отныне Харьков – столица русской культуры на Украине.
— Но вернёмся к нашим российским делам. Как Вы считаете, Союз писателей России сумел адаптироваться к новым рыночным условиям в стране?
— Экономическая наука считает, что общественные организации в социально-экономической структуре общества оказывают обществу некий набор услуг, которые не в состоянии оказать гражданам ни бизнес, ни государство. За это общество платит деньги общественным организациям. У нас в стране большинство общественных организаций являются «содержанками» бизнеса (хорошо, если отечественного), кого-то скрыто дотирует государство. Мы же совершенно независимы, ни от кого денег не получаем, а существуем во имя великой миссии – сохранения традиций великой русской литературы. Если привести образное сравнение, то мы – народное ополчение, в отличие от отрядов-наёмников. И в этом – наша главная сила, ибо за нами – правда Земли Русской, величие и совесть русской литературы.
В отличие от советских времён, когда Союз писателей России представлял собой жёстко централизованную структуру, сейчас мы – вертикально-горизонтальная интегрированная система. В состав СП России входят писательские организации всех субъектов федерации. Они, с одной стороны, являются независимыми юридическими лицами со своими уставами и обособленным имуществом, но с другой стороны, работают в правовом поле решений, принимаемых съездом Союза писателей, а в период между съездами – Правлением СП России. Вопросы приёма новых членов решаются СП России по представлению региональных организаций (исключение сделано лишь для самых мощных наших писательских организаций – Московской городской и Московской областной, которые решают эти вопросы самостоятельно). Разумное сочетание централизации и самостоятельности позволяет эффективно решать весь комплекс насущных вопросов. Все наши региональные организации имеют свои периодические издания: от газет до литературных альманахов и журналов, учреждены региональные литературные премии, проводятся многочисленные литературные праздники и конкурсы. В свою очередь, непосредственно Союз писателей России проводит аналогичную работу, но уже во всероссийском масштабе. В заключение я хотел бы выразить благодарность руководителям Московской городской, Московской областной, Санкт-Петербургской, Орловской, Белгородской, Саратовской, Оренбургской, Вологодской, Архангельской, республиканской Саха-Якутия и многим другим организациям Союза писателей России за их самоотверженную работу во имя России, во благо русской литературы.
— Валерий Николаевич, Вы являетесь известным писателем современности. Расскажите, пожалуйста, о своих творческих планах.
— Всю свою долгую литературную жизнь я работаю одновременно в нескольких жанрах: научно-исторические исследования, критика, публицистика, художественная проза. Но всё моё творчество посвящено одной теме – великой России и её лучшим сыновьям и дочерям. В своё время, когда после окончания Киевского университета я был направлен работать в Николаев, то начал заниматься историко-краеведческими исследованиями, затем они переросли в художественные произведения. В своём романе «Росс непобедимый» я показал, как Россия пробивала себе «южное окно» в Европу. Это и разгром Османской империи и Ногайской орды, и строительство новых городов: Николаева, Одессы, Севастополя, Мелитополя, Мариуполя, Херсона, Семфирополя, и создание Черноморского флота, и заселение русскими людьми бескрайних просторов Новороссии. Эта великая миссия по освоению Новороссии стоит в одном ряду с таким подвигом нашего народа, как покорение Сибири. В процессе работы над романом «Росс непобедимый», главными героями которого были Александр Суворов и императрица Екатерина II, у меня начал вырисовываться образ адмирала Фёдора Ушакова, который затем стал главным героем моего исторического романа «Флотовождь».
История России XVIII века очень увлекла меня. За долгие годы исторических исследований у меня даже появилась поговорка: «Что творилось в XVIII веке, я себе представляю очень хорошо, а что происходит тут у вас в XX и XXI веках, я никак не пойму». Я написал историческую повесть «Державница» о Екатерине II и «Тульский энциклопедист» об Андрее Тимофеевиче Болотове, одной из самых значительных и интересных фигур, выросших из недр российской жизни в XVIII веке. А.Т. Болотов – ученый, селекционер, врачеватель, живописец, архитектор, создатель одного из самых красивых парковых комплексов (Тульская обл., г. Богородицк), экономист, историк и блестящий писатель, автор выдающегося литературного труда «Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для потомков».
Замыслил я и полноценный роман о Екатерине II и той эпохе. Но… Но мысли о Фёдоре Фёдоровиче Ушакове не отпускали меня. Я провёл многолетние историографические исследования, изучил архивы на острове Корфу в Греции, который в своё время Фёдор Ушаков освободил от завоевателей, подарив свободу православным грекам. Затем исследовал архивы Херсона, Николаева, Одессы, Ленинграда, Саранска. И тогда я увидел, что Фёдор Ушаков – человек святой жизни. Вся его жизнь – это беспримерный подвиг русского человека в ратном и государственном служении России, а затем, когда он заканчивал свой жизненный путь в Санаксарском мужском монастыре под Саранском, – в служении Богу. Он роздал все свои богатства и земли – церкви, солдатам-ветеранам Отечественной войны 1812 года, отставным морякам, нуждающимся родственникам, нищим и убогим, а сам постоянно молился о спасении России и русских людей. Проведённые исследования позволили мне написать исторический роман «Флотовождь», в котором описываются жизнь великого флотоводца и история России второй половины XVII – начала XVIII века. Он прославился тем, что всю свою жизнь отдал служению российскому флоту. Его часто сравнивают с Суворовым – из 43-х морских сражений он не проиграл ни одного, не потерял ни одного корабля, ни один его матрос не попал в плен к врагу.
Параллельно с написанием романа я готовил материалы о святой жизни Фёдора Ушакова (1745-1817гг.) и направил их Святейшему Патриарху с просьбой рассмотреть вопрос о причислении его к лику святых. 30 ноября 2000 года Синодальная комиссия по канонизации святых Русской Православной церкви, рассмотрев на своём заседании подвижнические труды в служении Отечеству и народу Божию, благочестивую жизнь, праведность, милосердие и самоотверженный подвиг благотворительности адмирала Российского флота Фёдора Ушакова, приняла решение о причислении его к лику праведных местночтимых святых Саранской епархии и 4-5 августа 2001 года в Рождество-Богородическом Санаксарском мужском монастыре Саранской епархии состоялась его канонизация. «Прославление праведного воина Фёдора Ушакова в лике святых – это самое знаменательное событие за последние 400 лет. Ничего подобного Россия не переживала, – отметил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, – Впервые в святцах появилось имя человека, служившего на русском военном флоте. Отныне наши воины моряки будут обращаться в молитве к своему небесному предстателю – Фёдору Ушакову». Решением Архиерейского собора 2004 года Фёдор Ушаков был прославлен уже и как общецерковный святой Русской Православной церкви.
И теперь я понимаю, что главным делом моей жизни стало прославление святого праведного воина Феодора Ушакова, прославление ратного подвига русских людей, создавших и передавших нам Великую Россию, донесение до потомков наших величия народа русского, дабы сияла в веках немеркнущая слава нашего Отечества. Этому посвящены и мои последние публицистические книги «Они выиграли войну… А вы?», «Православный дорожник». Об этом я буду писать и в дальнейшем, уповая на милость Божию.
Комментарии 1
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.