23 февраля исполняется 27 лет со дня смерти прекрасного русского советского поэта, фронтовика Бориса Слуцкого. Значительная часть его жизни была связана с Харьковом, где прошло детство поэта и были написаны первые стихи. Известные харьковские литераторы, по просьбе пресс-поста, рассказали о поэзии Б. Слуцкого и о том следе, который он оставил в истории нашего города.
Станислав Минаков, поэт, публицист, член Национального союза писателей Украины, Союза писателей России, Всемирной организации писателей «Международный PEN-Club»:
«Борис Абрамович Слуцкий навсегда останется в ряду выдающихся русских поэтов, чье личностное становление пришлось на четыре страшных года Великой Отечественной войны.
Слуцкий — человек Харькову не чужой. Уроженец Славянска, он с трехлетнего возраста жил в Харькове, который покинул в 1937-м, отправившись на учебу в Москву — сразу в два вуза: юридический и одновременно Литературный имени Горького, незадолго до того созданный. Слава Богу, у харьковчан есть два больших поэта — Слуцкий и Чичибабин. Если о Харькове кто-то где-то и вспоминает, то, быть может, в первую очередь благодаря этим двум Борисам. Мы предлагали и продолжаем настаивать: обоим Борисам в Харькове должны быть установлены памятники! Причем, не в тихих малодоступных углах, а в местах видных, заметных. Лично мне видится в этом смысле уместной даже и площадь Конституции, бывшая Николаевская. (Как лауреат Харьковской муниципальной премии им. Слуцкого поддерживаю эту идею поэта А. Дмитриева, лауреата Харьковской муниципальной премии им. Чичибабина.)
Слуцкий восхищал своим творчеством как сопоколенников, так и людей помоложе (например, московского поэта Д. Сухарева), а то и вовсе молодых, наших современников, как Бориса Рыжего (1974—2001), написавшего:
До пупа сорвав обноски,
с нар полезли фраера,
на спине Иосиф Бродский
напортачен у бугра.
Начинаются разборки
за понятья, за наколки.
Разрываю сальный ворот:
душу мне не береди.
Профиль Слуцкого наколот
на седеющей груди.
Была такая наша инициатива: итогом прошедшей в декабре 2008-го Недели русского языка, инициированной депутатами Харьковского облсовета, стало принятие участниками конференций и круглых столов резолютивного Заявления, в котором есть, в частности, и такие пункты: «Участники Конференций и круглых столов ходатайствуют перед Харьковским областным советом: ... 4. О проведении ежегодных Русских чтений. Начать цикл с 90-летия поэта Б. А. Слуцкого (8 мая 2009 г.) ...
Не выполнено. Как нет, увы, до сих пор и памятной доски на доме, где жил Слуцкий у Конного рынка, блистательного воспетого им в довоенном стихотворении «Как говорили на Конном базае…». Но есть ведь еще и музыкальная школа № 1! (припомним сочинение Слуцкого «Школа Бетховена»).
Рано или поздно в Харькове появится памятник одному из выдающихся русских поэтов второй половины ХХ века Борису Слуцкому. Но лучше бы — не откладывать, пока нынешняя псевдоукраинская пропаганда не вымыла из сознания поколений остатки общей культурной памяти».
Андрей Дмитриев, поэт, публицист, член Всемирной организации писателей «Международный PEN-Club»:
«Борис Слуцкий — ключевое имя не только для харьковской, но и для всей русской изящной словесности ХХ века.
Он родился в купеческо-курортном Славянске, вырос в харьковской коммуналке у Конного базара… Этими обстоятельства места, этой атмосферой во многом обусловлена поэтика Слуцкого. Мультикультурный Харьков сформировал ту эстетическую платформу, на которой появятся такие поэтические шедевры, как «Музыка над базаром» или «Как говорили на Конном базаре?..»
Слуцкий открыл новые возможности для современной поэзии. Вернее даже, он удачно использовал те метрические и тематические возможности, которые лежали на поверхности, никем не замеченные, проигнорированные.
Он был на фронте политруком. И опыт политработника, как ни странно, оказал благотворное влияние на лирику Слуцкого. В его стихе появились и отрывистость приказа, и та предельная лапидарность, которая вырабатывается у человека, успевающего сказать все самое важное — за несколько секунд до разрыва снаряда... А неожиданный сплав «протокольной» стилистики с поэтическими просторечиями дал потрясающие результаты. Слуцкий приобщил к русской лирике такие лексические пласты, которые до того были несовместимы с поэзией.
Если пользоваться военной терминологией,— Борис Слуцкий совершил смелый рейд по глубоким тылам литературы. И в результате:
Жалкой жажды славы — не выкажу —
Ни в победу, ни в беду.
Я свои луга
еще выкошу.
Я свои алмазы —
найду.
Или:
Мы окопов ваших не строим.
Мы не ходим державным шагом.
Не роимся вашим роем
Под развернутым вашим флагом.
Иосиф Бродский называл его в числе своих учителей и говорил: «Слуцкий почти в одиночку изменил тональность послевоенной русской поэзии… Ему свойственна жесткая, трагичная и равнодушная интонация. Так обычно говорят те, кто выжил, если им вообще охота говорить о том, как они выжили, или о том, где они после этого оказались».
Фронтовой политрук Слуцкий не стал «политруком» в поэзии. На эту вакансию всегда хватало претендентов из числа «актуальных» стихотворцев… «Актуальные» стихотворцы быстро «сдуваются». А стихотворения Слуцкого — по-прежнему актуальны:
* * *
Люди сметки и люди хватки
Победили людей ума —
Положили на обе лопатки,
Наложили сверху дерьма.
Люди сметки, люди смекалки
Точно знают, где что дают,
Фигли-мигли и елки-палки
За хорошее продают.
Люди хватки, люди сноровки
Знают, где что плохо лежит.
Ежедневно дают уроки,
Что нам делать и как нам жить».
Эсмира Травина, прозаик, поэт, глава Харьковской областной организации Всеукраинского творческого союза «Конгресс литераторов Украины» и регионального отделения МСПУ:
«Харьков вообще богат знаменитыми творческими людьми. И Борис Слуцкий достойно занимает место в первых рядах. Тем более обидно, что сами харьковчане не так часто вспоминают имя этого действительно с большой буквы Поэта.
Думается, каждый из нас — по совести и возможностям — должен внести посильную лепту в то, чтобы такие люди не были преданы забвению.
К февральскому заседанию литстудии «Поэтический факультатив», которой я руковожу, готовится доклад о жизни и творчестве Бориса Абрамовича.
Хотелось бы, чтобы в день памяти вспомнили о нем добрым словом и харьковские газеты, радио, телевидение. Очень уж хочется, чтобы его пророческие стихи:
…Ценности нынешнего дня:
уценяйтесь, переоценяйтесь,
реформируйтесь, деформируйтесь,
пародируйте, деградируйте,
но без меня, без меня, без меня…
— хоть на толику стали менее горькими».
Источник: пресс-пост
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.