Фрагмент из неизданной книги]Ю.Белана и Ю.Кукурекина
"В.И.ДАЛЬ И ФИЛОСОФИЯ НАРОДНОЙ МУДРОСТИ"
СУЖДЕНИЯ О ЧЕСТНОСТИ
По В.Далю «честный- тот, в ком есть честь, достоинство, благородство, доблесть и правда». Это прямой, неуклонный по совести своей и долгу человек, которому во всём можно доверять». Честь есть высшая качественность человеческой личности, отличающейся не только внутренними достоинствами, а также- способность проявлять и отстаивать их в любых жизненных ситуациях.
Честность как душевное свойство человека, выявляется через слово и дело. Но слово честного человека отличается в высшей степени твёрдостью и надёжностью. «Дал слово- держись!»- говорит русская пословица, поддерживая необходимость неукоснительного соблюдения данного слова, чего бы это не стоило самому человеку.
Дело честного человека не просто приравнивается к высоконравственному поступку, а служит прижизненным памятником ему. «Доброе имя каждого человека в его руках!»- утверждают индусы. Честь всегда стояла выше жизни человека. «За доброе имя и честь приготовься и голову снесть», говорят русские.
Необходимо дорожить честью человека не ради славы, а ради утверждения нравственности. «Не кусок пирога, а честь дорога», говорит русская пословица. А вот погоня за славой, честью, добрым именем столь же предосудительны, как позор и бесчестье. «Себя не возвеличивай, других не унижай», говорят башкиры. Честный человек не только должен быть справедливым к окружающим, но и стараться не оскорблять их достоинства.
Почёт и слава весьма малозначащи. «Каков есть, такова и честь», - русская пословица. Не столь важно, какова слава у человека, гораздо важнее, каков он сам. Если эта личность честная и достойная, то и отношение к ней со стороны окружающих будет адекватное.
СУЖДЕНИЯ О СОСТРАДАНИИ И ЖАЛОСТИ
Страдать по В.Далю, - значит «страдать вместе, переносить муки сообща, сочувствовать горю, сокрушаться за кого».
Страдание и жалость различают по степени и качественности заложенных в них духовного содержания. Состраданию по сравнению с жалостью отдаётся предпочтение. Ведь жалость связывается со слезами и слабостью, недостойных мужчины. «Жаловаться – дело женщин», утверждают персы. «Не доверяй смеющейся женщине и плачущему мужчине».
Мужская сострадательность отличается от женской жалостливости не внешними проявлениями(отсутствие слёз), но и стремлением оказать практическую помощь. «Советы сироте много людей дают, а хлеба- никто»- гласит татарская пословица. Поэтому, проявить повышенное внимание попавшему в беду человеку- есть осмысленное проявление сострадания.
Но необходимо вдумчиво подходить к любым проявлениям сострадания и сочувствия. «Не жалей того, кто умышленно влез в неприятности», гласит амхарская пословица.
Общее кредо в отношении жалости и сострадания сводится к тому, чтобы попавший в беду человек сделал для себя должные выводы, усвоил уроки на будущее. «Только тот, кто искренне жалеет, скажет горькое слово», убеждены лакцы.
Оказывая практическую помощь, разъясни человеку его ошибки, не допускай излишней заботливости к нему, что может превратить его в зависимое существо. Нужно подумать и о том, нужно- ли ваше участие в судьбе других. Именно это будет свидетельствовать о подлинности сочувствия к людям, стремлении именно помочь, не навредить кому- либо неразумным вмешательством в судьбу человека. «Если ты не хочешь разорить человека, каждый день ему огня не давай», предупреждают грузины.
СУЖДЕНИЯ О ДОБРОСОВЕСТНОСТИ
По В.Далю добросовестность, -«добрая совесть, праводушие, честность, правдивость, строгая богобоязненность в поступках».
Добросовестность представляет собой отнюдь не рядовое явление. Она есть результат внутренней борьбы человека, преодоление им соблазна и выбора добра как целевого ориентира всей жизни».
Критерий нравственной оценки дела видится в чувстве стыда. «Оставишь стыд, так будешь сыт». «Стыд не дым, глаза не ест», провозглашают русские пословицы. Если внимаешь стыду и совести, можешь остаться голодным, если же не обращаешь на них внимания, утратишь нравственность и достоинство.
При выборе между нравственностью и безнравственным делом не нужно, как говорится, впадать в крайность. Сам же выбор обусловливается душевными склонностями данного конкретного человека, к чему он расположен. «Человек хорошо делает то, что любит», уточняют японцы. По – настоящему ценится только добросовестный труд. «Сделанное по принуждению- не дело», говорят осетины. Здесь отвергается бессмысленность подневольного труда и высказывается сомнение в его пользе вообще и подчёркивается полезность для человека лишь того, что сделано с добрыми намерениями.
Общий подход к проблеме добросовестности выражается в принципе золотой середины. «Лучше мало, да хорошо, чем много, да плохо»- уточняют каракалпаки.
Таковая изложенная позиция заключается в том, чтобы делать по- преимуществу то, что необходимо, не ища выгоды и не избегая проблем.
Именно качество труда определяет его добросовестность или недобросовестность.
СУЖДЕНИЯ О ТЕРПЕНИИ
Терпеть по В.Далю означает «выносить, переносить, сносить, нуждаться, страдать, крепиться, перемогаться, мужаться, держаться, не спешить, не торопиться, не гнать, сноравливать».
Терпению придаётся большое значение в системе нравственных ценностей человека. Терпение есть «сокровище на всю жизнь»(японцы), «стан победы»(чеченцы), «основа успеха»(китайцы), «ключ к радости»(арабы). Суть сводится к тому, что терпению придаётся характер нравственной категории, гарантирующей человеку преуспевание в жизни.
У человеческого терпения есть предел, выход за который означает душевный катаклизм и крах человеческой личности.
Даже самый терпеливый человек может сорваться и даже долготерпеливому может грозить внутренний надлом. «Всякому терпению бывает конец», «Человек не камень, терпит, терпит, да и треснет»(русские пословицы).
Антипод терпения видится в поспешности, невоздержности, торопливости, что порицается и рассматривается как источник зла и его воплощение. «Торопливый делает одно дело дважды», говорят персы.
В целом, терпение представляется не просто как благое и самоценное качество человека, помогающее ему успешно трудиться и выдерживать невыносимые тяготы и беды, а ещё и как залог спокойствия и упорядоченности, добросердечия и единодушия среди людей.
СУЖДЕНИЯ О НАДЕЖДЕ
Надеяться, по В.Далю означает «верить, уповать, не сомневаться, ожидать с уверенностью, опора, прибежище, отсутствие отчаяния, вера в помощь, в пособие».
Трактовка термина «надежда» в значительной степени приближена к вере человека, но имеет земной характер, к ожиданию лучшего. «Жить без надежды- радости не знать»- утверждают узбеки.
Надежда есть средство защиты человека от внешних и внутренних невзгод, залог его душевного здоровья и жизненного благополучия. Она мощный якорь, удерживающий человека от отчаяния в критические минуты жизни. «Без надежды- один шайтан», говорят татары. «Судьбу и свою звезду жди до последнего», утверждают японцы.
Но надо соблюдать чувство меры, «надеяться надейся, но окончательно уверен не будь»- предупреждают непальцы. А это означает, что без надежды жить нельзя, но излишне уповать на неё не стоит.
Именно в этом кроется существенное различие между верой и надеждой, в вере человек должен твёрдо стоять до конца, в надежде- оставлять место сомнению.
Надежда надежде - рознь. Как не надейся на Бога, нельзя забывать о деле и душе. «Напрасные надежды- источник горести»- предупреждают африканцы- телугу. «Надейся на удачу и на свой труд»- ставят точку киргизы.
Общее кредо в отношении надежды можно выразить русской пословицей: «На Бога надейся, а сам не плошай!». Сам человек не должен «плошать», то есть, обязан заниматься делом и не забывать о здоровье души(не быть «плохим»).
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.