Здравый смысл как очевидный признак разума. Часть вторая


ЧАСТЬ ВТОРАЯ
МОРАЛЬНО – ЦЕННОСТНЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ ЗДРАВОГО СМЫСЛА
 1.СУЖДЕНИЯ О СВОБОДЕ И НЕОБХОДИМОСТИ

Разброс народных суждений о свободе и необходимости настолько велик, что создаётся впечатление о размытости ряда понятий, имеющих отношение к этим категориям. Возникает мысль о затруднении сделать выбор между ними. В частности, народ любит свободу, ценит её и дорожит ею- такова история человечества! Однако, та же история свидетельствует о том, что каждый индивидуум понимает под свободой что- то своё, не совпадающее с мнением других людей.
Размышляя о природе понятия свободы, констатируем слишком широкий круг обязанностей и ограниченный круг возможностей в её рамках. «Бог дело творит, а человек за них отвечает»- бенгальская поговорка. О необходимости- с точки зрения о ней как воплощённой божественной мудрости и высшей справедливости: «Умному Закон, дураку- палка», - заявляют казахи.
По логике пословиц свобода не только противопоказана человеку, но и лишена вообще всякого смысла, ибо во главу угла ставится Закон.
Если сравнивать свободу и необходимость, то можно констатировать, что они друг другу не противоречат. Однако, они связаны между собой и связь эта достаточно глубинна. «Будь слугой совести и хозяином воли»- говорят азербайджанцы.
В повседневной жизни свобода и необходимость предстают перед нами не в едином комплексе, а в чередовании. Человек сам определит меру пользования свободой, также- когда нужно покориться необходимости.
Природа ставит человека перед выбором: хочешь свободы- трудись, не хочешь трудиться- будешь рабом необходимости. «Плывёт лодка- греби, честь вода- черпай!», рекомендуют вьетнамцы.
2.СУЖДЕНИЯ О СПРАВЕДЛИВОСТИ.
В Даль справедливость определяет как «править, прямить, выправлять; правильный сделанный законно, по правде, по совести, по правоте. Здесь сталкиваются понятия соотнесения действий человека соответствия велениям совести с установленным законом и соответствия велениям совести.
Рассматривая принцип справедливости, вкладывая в это понятие меру воздаяния добром за добро и злом за зло, акцентуируем внимание на обязательности противодействия злу и считаем необходимым безусловного воздаяния добром за добро.
Сложность воплощения справедливости в жизни видится в неоднозначности природы человека. Каждый знает, что такое справедливость и требует справедливого же отношения к себе, не забывает о ней тогда, когда речь идёт и о других(так должно быть). «Не в силе Бог, а в правде»- русская пословица.
Размышляя над проблемами выгоды и справедливости, необходимо отдать предпочтение, конечно, справедливости! Успех и выгода, достигнутые вопреки справедливости, дают определённые преимущества, но временные. Для стабильного же благополучия человека необходима справедливость. А искать справедливость где- то на стороне не следует. Её надо утверждать, требуя её, прежде всего, от самого себя.
Справедливость есть эквивалент человеческого достоинства, синоним добра, смысл качественности человеческих отношений. «Не ищи правды в других, коли в тебе её нет»- гласит русская пословица.
3. СУЖДЕНИЯ О БЛАГОДАРНОСТИ
По В.Далю, благодарность- «чувство признательности, желание воздать кому за одолжение, услугу, благодеяние, самоё исполнение этого на деле».
Благодарность всегда выступает в качестве позитивной душевной реакции человека на сделанное ему добро, как справедливость сердца. Принцип благодарности – универсальный и всеобъемлющий. «Пьёшь воду- не забывай о вырывших колодец»- говорят китайцы.
Благодарность как справедливость сердца отличается от обычной справедливости тем, что она сама себе устанавливает меру, В практической жизни различаются два вида благодарностей: благодарность человека и благодарность человеку, которая должна быть душевно щедрой. К ответной благодарности нужно относиться философски: «Будет хорошо, не будет- Бог с тобой!», гласит русская пословица. Неблагодарность же следует рассматривать как несанкционированное зло, крайнюю форму несправедливости. «Нельзя платить за помощь кровью, а за благодарность- обманом», говорят монголы.
В целом, благодарность видится как средство установления добрых отношений между всеми людьми. «Великодушному весь мир родня», считают бенгальцы. Потому – то и неплохо было бы заменить кровнородственные отношения новым типом таких контактов, основывающихся на духовной близости, на чувстве благодарности и душевной мудрости.
4. СУЖДЕНИЯ О ВОЗМЕЗДИИ
В Даль возмездие трактует как «воздаяние, награду и кару, плату по заслугам, вознаграждение». Каждый совершённый поступок возвращается к тебе в том же качестве(!), но может вернуться и в отягощённом варианте. «Зло вернётся к тому, кто его сотворил», убеждает народ хауса.
Возмездие предполагает не лишённое сострадание к человеку и его земному уделу, при этом- нетерпимость и безжалостность по отношению к тем, кто стремится уйти от справедливой оценки содеянного, если оно мало праведно. «Если положил голову в ступу, так уж нечего песта бояться», заявляют индусы. То есть, если ты сам привёл к гибельной ситуации, постарайся достойно и мужественно встретить неприятности, не стремись малодушно избежать заслуженной расплаты. Возмездие необходимо рассматривать как внешний эквивалент внутреннего потенциала личности. И не только в момент жизни человека, но и как итог его земного существования.
В отличие от судьбы, рока и предопределения, возмездие имеет характер одновременной кары и искупления вины человека.
5. СУЖДЕНИЕ О СТРАДАНИИ
Страдать по В.Далю «биться, бояться, бедовать, мучиться, маяться, терпеть боль, скорбеть, тосковать, болеть душою…». Речь идёт о физической боли или материальном убытке, также – и о явлении нравственном, духовном испытании.
Страдание изначально у русского народа понималось как интенсивный и напряжённый труд ради хлеба насущного. Труд этот носит характер пессимистический и предопределяет нерадостную судьбу и бесконечные мытарства и тяготы. Убеждение в посильности человека земным страданиям и их окупаемости на небесах, подводит к мысли о осмышленности человеческого страдании и его оправданности.
Объективный факт принятия страдания, хотя и неприятный, но имеет место в нашем земном существовании. При этом, страдание в нашей жизни многое выявляет и многому учит. «Кто никогда не болел, не дорожит здоровьем», считают башкиры.
От констатации важности страдания для правильного понимания мира и жизни, мы идём к необходимости знания человеческой науки страдания, в итоге- для нашего благополучного существования на Земле и для подкрепления надежд на небесное спасение.
6. СУЖДЕНИЯ О ЧЕСТНОСТИ
По В.Далю, «честный- тот, в ком есть честь, достоинство, благородство, доблесть и правда». Это прямой, неуклонный по совести своей и долгу человек, которому во всём можно доверять». Честь есть высшая качественность человеческой личности, отличающейся не только внутренними достоинствами, а также- способность проявлять и отстаивать их в любых жизненных ситуациях.
Честность как душевное свойство человека, выявляется через слово и дело. Но слово честного человека отличается в высшей степени твёрдостью и надёжностью. «Дал слово- держись!»- говорит русская пословица, поддерживая необходимость неукоснительного соблюдения данного слова, чего бы это не стоило самому человеку.
Дело честного человека не просто приравнивается к высоконравственному поступку, а служит прижизненным памятником ему. «Доброе имя каждого человека в его руках!»- утверждают индусы. Честь всегда стояла выше жизни человека. «За доброе имя и честь приготовься и голову снесть», говорят русские.
Необходимо дорожить честью человека не ради славы, а ради утверждения нравственности. «Не кусок пирога, а честь дорога», говорит русская пословица. А вот погоня за славой, честью, добрым именем столь же предосудительны, как позор и бесчестье. №Себя не возвеличивай, других не унижай», говорят башкиры. Честный человек не только должен быть справедливым к окружающим, но и стараться не оскорблять их достоинства.
Почёт и слава весьма малозначащи. «Каков есть, такова и честь», - русская пословица. Не столь важно, какова слава у человека, гораздо важнее, каков он сам. Если эта личность честная и достойная, то и отношение к ней со стороны окружающих будет адекватное.
7.СУЖДЕНИЯ О СОСТРАДАНИИ И ЖАЛОСТИ
Страдать по В.Далю, значит «страдать вместе, переносит муки сообща, сочувствовать горю, сокрушаться за кого».
Страдание и жалость различают по степени и качественности заложенных в них духовного содержания. Состраданию по сравнению с жалостью отдаётся предпочтение. Ведь жалость связывается со слезами и слабостью, недостойных мужчины. «Жаловаться – дело женщин», утверждают персы. «Не доверяй смеющейся женщине и плачущему мужчине».
Мужская сострадательность отличается от женской жалостливости не внешними проявлениями(отсутствие слёз), но и стремлением оказать практическую помощь. «Советы сироте много людей дают, а хлеба- никто»- гласит татарская пословица. Поэтому, проявить повышенное внимание попавшему в беду человеку- есть осмысленное проявление сострадания.
Но необходимо вдумчиво подходить к любым проявлениям сострадания и сочувствия. «Не жалей того, кто умышленно влез в неприятности», гласит амхарская пословица.
Общее кредо в отношении жалости и сострадания сводится к тому, чтобы попавший в беду человек сделал для себя должные выводы, усвоил уроки на будущее. «Только тот, кто искренне жалеет, скажет горькое слово», убеждены лакцы.
Оказывая практическую помощь, разъясни человеку его ошибки, не допускай излишней заботливости к нему, что может превратить его в зависимое существо. Нужно подумать и о том, нужно- ли ваше участие в судьбе других. Именно это будет свидетельствовать о подлинности сочувствия к людям, стремлении именно помочь, не навредить кому- либо неразумным вмешательством в судьбу человека. «Если ты не хочешь разорить человека, каждый день ему огня не давай», предупреждают грузины.
8. СУЖДЕНИЯ О ДОБРОСОВЕСТНОСТИ
По В.Далю добросовестность, -«добрая совесть, праводушие, честность, правдивость, строгая богобоязненность в поступках».
Добросовестность представляет собой отнюдь не рядовое явление. Она есть результат внутренней борьбы человека, преодоление им соблазна и выбора добра как целевого ориентира всей жизни».
Критерий нравственной оценки дела видится в чувстве стыда. «Оставишь стыд, так будешь сыт». «Стыд не дым, глаза не ест», провозглашают русские пословицы. Если внимаешь стыду и совести, можешь остаться голодным, если же не обращаешь на них внимания, утратишь нравственность и достоинство.
При выборе между нравственностью и безнравственным делом не нужно, как говорится, впадать в крайность. Сам же выбор обусловливается душевными склонностями данного конкретного человека, к чему он расположен. «Человек хорошо делает то, что любит», уточняют японцы. По – настоящему ценится только добросовестный труд. «Сделанное по принуждению- не дело», говорят осетины. Здесь отвергается бессмысленность подневольного труда и высказывается сомнение в его пользе вообще и подчёркивается полезность для человека лишь того, что сделано с добрыми намерениями.
Общий подход к проблеме добросовестности выражается в принципе золотой середины. «Лучше мало, да хорошо, чем много, да плохо»- уточняют каракалпаки.
Таковая изложенная позиция заключается в том, чтобы делать по- преимуществу то, что необходимо, не ища выгоды и не избегая проблем.
Именно качество труда определяет его добросовестность или недобросовестность.
9. СУЖДЕНИЯ О ТЕРПЕНИИ
Терпеть по В.Далю означает «выносить, переносить, сносить, нуждаться, страдать, крепиться, перемогаться, мужаться, держаться, не спешить, не торопиться, не гнать, сноравливать».
Терпению придаётся большое значение в системе нравственных ценностей человека. Терпение есть «сокровище на всю жизнь»(японцы), «стан победы»(чеченцы), «основа успеха»(китайцы), «ключ к радости»(арабы). Суть сводится к тому, что терпению придаётся характер нравственной категории, гарантирующей человеку преуспевание в жизни.
У человеческого терпения есть предел, выход за который означает душевный катаклизм и крах человеческой личности.
Даже самый терпеливый человек может сорваться и даже долготерпеливому может грозить внутренний надлом. «Всякому терпению бывает конец», «Человек не камень, терпит, терпит, да и треснет»(русские пословицы).
Антипод терпения видится в поспешности, невоздержности, торопливости, что порицается и рассматривается как источник зла и его воплощение. «Торопливый делает одно дело дважды», говорят персы.
В целом, терпение представляется не просто как благое и самоценное качество человека, помогающее ему успешно трудиться и выдерживать невыносимые тяготы и беды, а ещё и как залог спокойствия и упорядоченности, добросердечия и единодушия среди людей.
10. СУЖДЕНИЯ О НАДЕЖДЕ
Надеяться, по В.Далю означать «верить, уповать, не сомневаться, ожидать с уверенностью, опора, прибежище, отсутствие отчаяния, вера в помощь, в пособие».
Трактовка термина «надежда» в значительной степени приближена к вере человека, но имеет земной характер, к ожиданию лучшего. «Жить без надежды- радости не знать»- утверждают узбеки.
Надежда есть средство защиты человека от внешних и внутренних невзгод, залог его душевного здоровья и жизненного благополучия. Она мощный якорь, удерживающий человека от отчаяния в критические минуты жизни. «Без надежды- один шайтан», говорят татары. «Судьбу и свою звезду жди до последнего», утверждают японцы.
Но надо соблюдать чувство меры, «надеяться надейся, но окончательно уверен не будь»- предупреждают непальцы. А это означает, что без надежды жить нельзя, но излишне уповать на неё не стоит.
Именно в этом кроется существенное различие между верой и надеждой, в вере человек должен твёрдо стоять до конца, в надежде- оставлять место сомнению.
Надежда надежде - рознь. Как не надейся на Бога, нельзя забывать о деле и душе. «Напрасные надежды- источник горести»- предупреждают африканцы- телугу. «Надейся на удачу и на свой труд»- ставят точку киргизы.
Общее кредо в отношении надежды можно выразить русской пословицей: «На Бога надейся, а сам не плошай!». Сам человек не должен «плошать», то есть, обязан заниматься делом и не забывать о здоровье души(не быть «плохим»).
Юрий Белан
 Юрий Кукурекин

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.