Нина КРАСНОВА
Позтесса Зинаида Александрова,
автор стихов песенки "Маленькой елочке холодно зимой"
В детстве я очень любила песенку «Маленькой елочке холодно зимой», которую я пела в детсаду на утренниках и дома около нарядной, праздничной елки:
Маленькой елочке холодно зимой,
Из лесу елочку взяли мы домой. (2 раза)
Сколько на елочке шариков цветных,
Розовых пряников, шишек золотых. (2 раза)
Ветку нарядную ниже опусти,
Нас шоколадною рыбкой угости. (2 раза)
Встанем под елочку в дружный хоровод, (Вариант: Бусы повесили, встали в хоровод)
Весело, весело встретим Новый год! (2 раза)
Когда мне было годика четыре, я пошла в книжный магазин на площади Ленина (я тогда еле-еле доставала головой до прилавка) и принесла оттуда домой книгу Зинаиды Александровой, в бежевом переплете, с графическими, не цветными картинками. Читать я тогда не умела, и книгу эту читала мне моя старшая сестра Татьяна, которой было восемь лет. И я запоминала стихи оттуда с одного раза: «Сшили Тане сарафанчик, // Нет такого у подруг. // Ярко-желтый одуванчик, // Колокольчики вокруг...» Были там стихи и про «черный мячик», который «ускакал из-под лапты», и стихи про Чапаева: «Урал, Урал-река, бурлива и глубока...», и стихи про мороз: «Мороз тридцатиградусный // Трещит в аллеях парка. // Нам весело, нам радостно // И на морозе жарко!». И был там текст песенки «Маленькой елочке холодно зимой». Так я узнала, что автор этой «Маленькой елочки...» поэтесса Зинаида Александрова. И полюбила эту поэтессу всей душой ребенка. И стала писать стихи во многом под ее влиянием. А когда я пошла в первый класс, в школу № 2 (где, кстати сказать, преподавал математику и физику Александр Солженицын), я прочитала в букваре стихотворение этой поэтессы про арбуз, которое учительница Лидия Петровна велела всему нашему классу выучить наизусть. И я выучила его наизусть и прочитала у доски и получила за это пятерку: «Вот какой у нас арбуз, // Замечательный на вкус. // Даже нос и щеки // Все в арбузном соке. // Где ж поспел такой арбуз, // Как варенье, сладкий? // Не у нас ли под Москвой // На колхозной грядке?»
Поэтесса Зинаида Александрова
в более поздние годы
...Когда мне было 18 лет, я послала Зинаиде Александровой в журнал «Мурзилка» письмо и свои стихи для детей, которые я сочиняла вместе со стихами для взрослых, и сказочку в стихах, которую я перевела с польского языка на русский (польский я знала, потому что в школе-интернате переписывалась с польскими девочками из Липно и Стаграда по линии клуба Дружбы народов). И Зинаида Николаевна ответила мне на мое письмо и на мои стихи очень добрым, теплым письмом. И посоветовала работать в этом направлении (в том, в каком я работала). И мы с ней потом переписывались целых 15 лет, до самой ее смерти. Она писала мне письма и из Москвы, и из Латвии, из Дубултов, из Дома творчества, куда она ездила время от времени. (Ее письма ко мне есть в журнале «Наша улица» № 6 за 2002 год.) И дома в Москве я у нее бывала, и ночевала, в «розовом районе», на улице Красноармейской, около станции метро «Аэропорт» (в том же доме, где жили и Владимир Солоухин, и Татьяна Бек, и Чингиз Гусейнов). И свои публикации и книги я ей потом дарила, и она мне свои. Она относилась ко мне с нежностью и называла меня «милой девочкой». И очень поддерживала меня в моих творческих исканиях.
Родилась она в 1907 году, в Петербурге, в семье учителя. Училась в Мариинской гимназии. Но после революции переехала со своими родителями в деревню и училась там в сельской школе. В 1919 и 1920 году осталась сиротой и доучивалась в детдоме. Потом работала на прядильной фабрике. Потом – в редакциях газет и журналов и в «Молодой гвардии». Какое-то время в 20-е годы она жила и работала в Рязани, о чем писала мне в письме 7 марта 1968 года: «Когда-то очень давно, а именно в 1928 году, я жила и работала в Рязани в комсомольской газете «Путь молодежи». Работала литсотрудником и печатала (в этой газете) свои стихи. Начинала со «взрослых», а потом перешла на «детские». Между прочим, для детей писать труднее, а не легче». Из «взрослых» стихов она цитировала мне такие: «Огни плашкоутного моста - // Они в глазах еще теплы. // Когда казалось очень просто // Оку ночную переплыть...» В 1981 году у нее случился инсульт. Но она продолжала писать мне письма, хотя уже плохо владела рукой. Последнее письмо она написала и прислала мне в Рязань 27 апреля 1983 года, в год своей смерти:
«Здравствуй, Ниночка! Спасибо за открытку! Живу по-тихому, скучаю, стихи не пишу. Старые места все вспоминаю. В этих местах я жила, там вся молодость моя прошла – в двадцатых годах. Все места я объездила, все знаю. Будь здорова и счастлива. Любящая Вас З. Александрова».
И до сих пор я цитирую ее стихи, инкрустирую ими свою речь, и до сих пор пою песенку «Маленькой елочке холодно зимой...» и на Новый год, и на Старый Новый год.
Нина КРАСНОВА
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.