Виктория Мунблит
Евреи до революции жили в Одессе как боги. Море, порт, порто-франко, контрабанда – в такой ситуации расцветали криминальные бизнесы, формировалась основа одесских банд.
Наиболее яркими личностями среди бандитов были Нафталий Френкель и Миша Япончик.
Нафталий Аронович Френкель был сатана в человеческом облике. Занимался он, как и все, криминальным бизнесом. Но таким, который отличался жестокостью и не имел ограничений.
Дело в том, что у еврейских бандитов были определенные ограничения, табу. Например, Миша Япончик никогда, ни при каких обстоятельствах не убивал. Американский бандит Меер Лански имел много криминальных бизнесов, но категорически запрещал своим "подчиненным” заниматься торговлей наркотиками и живым товаром (проституция, сутенерство).
У Нафталия Френкеля таких ограничений не было. Когда его вместе с бандой взяли, то расстреляли всех, кроме него. Его отправили в СЛОН – Соловецкий лагерь особого назначения. Он мог там умереть. Но дьявольская голова хорошо работала. Из лагеря он отправил письмо Сталину. Это было даже не письмо, а четко разработанный проект, аналога которому в двадцатом веке не было. Френкель предложил создать новую систему, при которой основной труд будет осуществляться заключенными в лагерях. До этого просто не знали, что с заключенными делать – кормить и лечить их надо, а что дальше? Идея была такова: заключенных можно не кормить, не лечить, а только отправлять на тяжелые работы.
По расчетам Френкеля, в среднем ??аключенный мог быть использован от двух до трех лет, потом он умирал. Затрат на него было – копейки, а доход с тяжелейшего многочасового труда – огромный. Френкель предложил создать огромную колонию рабов: поселить их в резервациях, для чего создать лагеря. По сути, это был проект ГУЛАГа.
Начиная с момента, когда был получен и рассмотрен этот проект, во все города спускался план – к такому-то числу арестовать столько-то тысяч человек. Органы – ЧК, ГПУ, НКВД – получали разнарядку обеспечить определенное количество бессловесных рабов, которые будут работать, пока не умрут, а потом их заменят другими.
Во главе управления лагерями встал Нафталий Френкель, став для миллионов заключенных кошмаром.
Нафталий Френкель был дьявольски умен. Он звериным своим нюхом почуял, что приходит время, когда всю верхушку ГУЛАГа будут менять. Власть запустила проект, который будет работать как хорошо смазанная машина, и больше он не нужен. Почувствовав это, он вышел на пенсию по болезни и жил в маленьких заштатных населенных пунктах, в то время как основное руководство ГУЛАГа было расстреляно. Неприятно говорить, но он дожил до шестидесятых годов двадцатого столетия и умер в своей постели в возрасте семидесяти семи лет. Это был один полюс среди того, что представляли собой одесские бандиты.
Но был и другой полюс, это Миша Япончик. Мы будем звать его Мишей, потому что Мишкой его пренебрежительно называли большевистские газеты, а вся Одесса звала его – Миша.
Создание того, что впоследствии станет Мишей Япончиком, началось задолго до его рождения. Это произошло, когда в Одессе случился первый погром. Причина погрома была чисто одесская.
Как мы уже говорили, Одесса была вратами империи благодаря порту. Прибывали морем, в том числе и итальянские труппы на гастроли в Россию. Первым местом, где они выступали, была Одесса. Считалось, что если ты прошел Одессу, где население было избаловано всевозможными знаменитостями и зрелищами, значит, гастроли будут удачными. Конфликт возник между еврейским и греческим населением Одессы из-за итальянских примадонн. Евреи выбрали себе в любимицы одну итальянскую оперную певицу, греки – другую.
Разборки по поводу примадонн закончились огромной уличной дракой. Но на этом дело не затихло. Греки сумели поднять и организовать отребье, которое устроило кровавые еврейские погромы. И тогда евреи Одессы начали вооружаться. Практически во всех еврейских лачугах, домах, дворах стало появляться оружие. База для появления армии, которая станет потом армией Миши Япончика, была готова.
Миша был уникальным явлением. В Библии сказано: десятину отдай тем, кто живет хуже тебя. Это стало Мишиным принципом. Можете себе представить, когда, к примеру, проходит свадьба бедняков, и вдруг на этой нищей свадьбе появляется Миша со своими мальчиками, их так и звали – Мишины мальчики, и на нищий стол выкладываются апельсины, кавьяр, устрицы. Миша мог неожиданно появиться на такой свадьбе и вручить кошелек с золотом в качестве приданого невесте.
Характерен для Миши и следующий пример. В некоем клубе идет бал, где много богатых одесситов, вдруг появляется Миша со своими мальчиками и говорит: "Дорогие господа и не менее дорогие дамы! Леди и джентльмены! В то время, когда вы здесь пируете, трудящиеся Молдаванки голодают. И у вас же кусок будет останавливаться в горле, если вы не подумаете о трудящихся Молдаванки. Так вот, дорогие господа и не менее дорогие дамы, ШОБ вы не страдали от собственного аппетита, вы сейчас отдадите часть денег в пользу трудящихся Молдаванки, ШОБЫ им было хорошо, и у вас ничего в горле не застревало”. Под прицелом "дружелюбных” лакированных браунингов начинался сбор колец, серег и прочего. Самое поразительное, что некоторая часть этого отправлялась трудящимся Молдаванки.
Этот принцип десятины и постоянная готовность Миши явиться на помощь, создали ему такую славу и обожание всего бедного населения города, что, когда Мишу взяла контрразведка, произошло невозможное. Представьте: грохот, цоканье, лязганье – в пролетках мчится вся Одесса – грузчики, мельники, извозчики с ультиматумом, что если через пятнадцать минут Миша не выйдет на волю, через шестнадцать минут контрразведки не будет, они ее разнесут к чертовой матери. Тем пришлось согласиться, и через пятнадцать минут Миша появился на крыльце, поприветствовал собравшихся своей неизменной тросточкой, сел в фаэтон и отбыл восвояси.
К Мише приходили за советом, за помощью, просто навести на дело. Но Мише были важны не столько деньги, хотя, конечно, он ими не брезговал, сколько его звание некоронованного короля Одессы. Именно поэтому пребывание в банде у Миши, а банда была огромная – ни много, ни мало, около двадцати тысяч человек, было почетным и уважаемым делом. Его мальчики не были просто бандитами, они были одесскими робингудами. Их любили, уважали, и они чувствовали себя суперзвездами. Даже люди далеко не бедные, с весьма устойчивым бизнесом вдруг бросали все и уходили к Мише в банду. Так поступил Меир Зайдер по кличке Майорчик. Те, кто смотрел сериал о приключениях Мишки Япончика, должны помнить этого персонажа. У него был хороший бизнес – самый большой бордель в Одессе. Но он все бросил и ушел к Мише в банду. Возможно, в других бандах можно было больше заработать, но там у тебя не было такого потрясающего статуса.
Был такой писатель Александр Владимирович Козачинский, который написал повесть "Зеленый фургон”. Этот человек бросил журналистику и тоже ушел к Мише в банду, в ней было место и для неевреев.
Мише было отпущено жизни всего двадцать девять лет. За эти годы он успел жениться на красавице Циле. У них родилась дочка Ада. На их свадьбе гуляла вся Одесса. Миша не был красавцем: небольшого роста, строен и, главное, этот азиатский разрез глаз, за который его и прозвали Японцем. Но женщины его обожали за галантность, благородство, истинно королевскую снисходительность. Он же всегда любил только Цилю.
С Котовским и Мишу, и Майорчика связывали давние отношения. Миша, когда был еще пацаном и его загребли в кутузку, оказался в одной камере с Котовским. Между ними установились дружеские отношения. С Майорчиком была другая история. Когда Котовский бежал из тюрьмы, он забежал в дом к Майорчику и сказал: "Быстро помоги!”. Тот сказал: "На чердак!”. А когда ворвались полицейские, Майорчик заявил: "Господа полицейские, о чем вы говорите? Какой Котовский? Здесь никого нет”. Полицейские убрались, а Майорчик понес на чердак женское платье и парик. Перед тем, как убежать, Котовский сказал: "Запомни, у тебя есть друг навсегда”.
Впоследствии, когда именно по наводке Котовского Миша будет пойман и убит, Майорчику удастся спастись. Но не пройдет и года после расстрела Миши, как Котовский будет убит Майорчиком. Правда, позже люди из отряда, а лучше сказать банды Котовского, убьют и самого Майорчика. Но это уже совсем другая история.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.