НА ФОНЕ ЗАВОДСКОЙ ТРУБЫ

К 80-летию легендарного директора Луганского тепловозостроительного завода Николая МЕЛЬНИКОВА                                
«Держись за заводскую трубу, сынок!». Наверняка такие отцовские слова знакомы мальчишкам Каменного Брода и Вергунки, всем, для кого Луганск – это, прежде всего, завод «ОР», чья труба вот уже второе столетие, несмотря ни на что, символизирует семейное благополучие и надежды на завтрашний день.
В десятки тысяч паровозов и тепловозов воплотился труд нескольких поколений луганчан. Награжденный орденами и премиями, почетными знаками, завод и в нынешнее время продолжает оставаться опорой и поддерживать уверенность в завтрашнем дне.
Говорят, заводы, как люди – у каждого свой характер. У тепловозостроительного он – вольнолюбивый и, хоть слегка грубоватый, но справедливый, выносливый и надежный. Не каждому руководителю дано совладать с таким предприятием. И результаты работы первых лет независимости Украины это подтвердили. Было все – спад производства, обвальное сокращение штатов, отсутствие заказов. Ушли многие энергичные, предприимчивые люди. И все же остались те, кто верил: заводу жить. 
Положение стало меняться к лучшему, когда был найден общий язык с «Укрзализныцей», которая, начиная с 1999 года, по сути, стала главным инвестором и заказчиком предприятия. Вышли на стальные магистрали красавцы дизель- и электропоезда, пассажирский и маневровый тепловозы, первый луганский электровоз. Стали возвращаются на предприятие кадровые рабочие, возродилась надежда на будущее. Именно в 1999 директором завода стал Николай Мельников, а железнодорожное ведомство возглавил Георгий Кирпа.

    ЕГО ХАРАКТЕР СРОДНИ ЗАВОДСКОМУ

 Так говорят о Мельникове, да это и не мудрено. Ведь и отец с матерью, и два брата – все они – тепловозостроители, все из большой и дружной династии Мельниковых. Не зря говорят, что несчастье – хорошая школа, но счастье – лучший университет. Они были счастливы, Мария и Петр Мельниковы, познакомившись в 30-е годы на «Луганбуде», и потом, проработав на заводе всю жизнь. Троих сыновей родили. По одному в пятилетку. И сыновья тоже пришли на завод. Не знаем, мечтал ли младший из них, Николай, стать директором в те далекие 60-е, но трудовой путь начал здесь, в цехе токарем в 16 лет, после смерти отца.
Еще в середине 80-х ничто не предвещало грядущей катастрофы. На заводе были построены опытные образцы самых мощных в мире тепловозов ТЭ-126  и ТЭ-136, радовал глаз дизайном предназначенный для  экспорта 127-й. Наиболее современный, 121-й, был на пороге серийного выпуска. Мельников к этому времени уже успел проработать три года буровиком в Заполярье, потрудиться мастером, начальником  сборочно-сварочного производства, начальником цеха, руководителем ОТК и Госприемки. Он шел вверх по лестнице, но она, как выяснилось, вела в пустоту. Завод вступал в полосу кризиса. Первой закрылась Госприемка.
С нуля могут начать жизнь только единицы. Мельников не стал суетиться, искать местечко потеплей. Он пришел в строительный кооператив и со своей бригадой четыре года ремонтировал и возводил дома  не только в Луганске и области, но и в Польше. И все же душой тянулся на завод.
Почти полвека прошло с тех пор, как знаменитый директор завода средины 50-х Павел Антонович Сорока принимал на работу учеником токаря в инструментальный цех паренька из рабочей семьи Колю Мельникова. 
Прошлое, хранящееся в памяти, остается частью настоящего. Комсомольские диспуты, нормы ГТО, участие в хоре. Все это в воспоминаниях так же свежо, как первый день работы начальником сборочно-сварочного цеха. Он длился с семи утра и до 12 ночи.  И так было первые полгода, до тех пор, пока дефицит изделий не сменился их избытком. За счет чего? – спросил на рапорте директор. Рабочие – те же, заготовки – те же. За счет жесткого контроля и строгой дисциплины. И еще – индивидуального подхода к каждому. За счет правдивости, справедливости и высокого чувства ответственности. Именно эти качества Мельникова всегда помогали ему   преодолевать жизненные преграды.
Известно, что самый верный признак неисполнения обещания – это легкость, с которой его дают. Мельников не спешит обещать. Но, уж пообещав, выполняет. Еще со школы усвоил закон: действие равно противодействию. Закон, который приложим и к физике, и к человеческим отношениям. Старший брат, мнением которого он всегда дорожил, говорил: «Коля, ты руководитель. На тебя смотрят люди. Их обижать нельзя». И он всегда старался быть, прежде всего, человеком, а не директором. И потому был – свой, надежный, доступный и в цехе, и в кабинете. Заводчане всегда называли его «работяга». Он и в отпуске был такой. Еще будучи начальником цеха, летом поехал в Тюмень, на стройку. Заработал денег. А на завод, куда бы ни ездил, тянуло всегда.

И В КНИГЕ ГИНЕССА ТАКОГО НЕТ

Кстати, есть в его биографии еще один завод – станкостроительный, имени Ленина, где проработал два года. И тоже директором, оставив добрую память. Вероятно, даже в книге Гиннеса нет такого человека, который последовательно был директором двух таких крупнейших заводов.
Делать добро легче, чем быть добрым. А быть добрым, как считает Мельников, обязательное условие бытия. И заводские  будни отражали это. И тогда, когда директором был он, и сейчас, когда возглавляют компанию его преемники и последователи. И сегодня все верят в то, что фраза «Луганская техника – лучшая» еще станет новой реальностью. 

  ВТОРОЙ ДОМ И ВСЯ ЖИЗНЬ

Сколько ни называй завод вторым домом, первым он от этого не станет. Потому что есть отчий дом на поселке завода «ОР», который внешне не похож на крепость, но, по сути, ею является. Ведь там – семья, дочки, внуки… Более 50 лет вместе Николай Петрович и Валентина Александровна. Вместе работали на заводе, воспитали детей, внуков... Это семья, в которой воспитывают уважение и к молодости, и к старости, а главным человеческим качеством считают справедливость.
Ну а в минуты вдохновения Николай Петрович писал стихи. От души. И для души. А для субординации – он академик Транспортной академии, лауреат Государственной премии в области науки и техники, Народный депутат... 
Николай Петрович и сегодня продолжает жить проблемами родного предприятия. Его опыт всегда будет примером для подражания. Он будет востребован жизнью и заводом, чья труба реет над городом символом трудовых свершений.
                                                                                        Владимир Спектор
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.