Олеся Николаева
САУЛ И ДАВИД
Царь Саул и поныне ищет души Давида.
Но Давид вовек не убьёт Саула.
Ибо – только вместе с Саулом умрёт обида.
Ибо – только вместе с Давидом поёт опала.
И тоска ликует. И смерть глядит, как невеста.
Но когда псалмопевец смолкает и петь не может,
царь Саул себе не находит места:
чуждый дух терзает Саула, гнетёт и гложет.
Но Давид, повторяю, вовеки – пророк, изгнанник –
не убьёт Саула на царской его кровати,
ибо тот – Помазанник и Избранник,
хоть и богооставлен, а всё не лишён печати.
Как он гонит Давида! Сживает его со света,
наступает на тень его, бьётся с эхо, томится...
И душа моя тоже – и так, и этак, и то и это:
пророчица и гонительница, страдалица и царица...
Оттого-то мой конь имеет двойную сбрую,
и двойную жизнь мою знает – этакую, такую:
как горюю и праздную, праздную и горюю,
как ликую и бедствую, бедствую и ликую.
И когда я умру, уже не имущая вида,
и когда надо мною скажут: она уснула,
царь Саул, наконец, догонит царя Давида.
И Давид поразит Саула.
УРИЯ
Когда любовным треугольником ты сдавлен и закрыты шлюзы,
а ты в ночной тоске невольником блуждаешь вдоль гипотенузы;
и с этой внутреннею бурею сражаешься ты, как галерник,
особенно когда ты – Урия и царь Давид – тебе соперник;
и от бессилия, бесславия ты, словно вспорот, перекроен:
всё спуталось – война, Вирсавия, и муж обманутый, и воин…
И в этих образах двоящихся ты – резь в глазу и жало в горле,
чтоб тысячи к стене мочащихся тебя из Книги Жизни – стёрли!
Как ни крути, как ни развязывай,
– всё выйдет зло, и боль, и битва,
И драма, и беда, и с язвами луна, бессонница, молитва…
И царь тебя своей десницею пошлёт за гибелью внезапной,
но взыщет Бог с него сторицею: «Где воин Урия? Где раб мой?»
…Вот отчего кимвала славного раскаты в поле сиротливом,
и от лица героя главного метель поёт псалмы с надрывом.
И поднимается от пения всё на воздусях с солнцем красным.
И – жаль всего: любви, смятения,
всего, всего – с лицом прекрасным!
«ТРИ БОГАТЫРЯ»
Посвящается С.Ф.
На переднем плане три пары ног лошадиных, шесть вертикалей,
и притом ни одна из кобыл не взбрыкнет,
не ударит в землю копытом,
этакий частокол – колонны Большого театра,
однообразье деталей,
кони самодостаточны, унылы, сыты.
Да и богатыри под стать им – скучны, безъязыки.
Латами скрыты тела, головы – шлемами, всё условно,
хоть и вовсе закрась им лица – будут также безлики,
словно знаки иль манекены – все поголовно.
Пусть бы хоть Алёшка Попович махнул кудрями,
иль Добрыня Никитич врагу показал дулю,
да Илья Муромец бы изобразил бровями:
он-де слышит птицу вещую – кукующую зозулю…
Но слишком высока линия горизонта, заземляя картину…
Не хватает неба, воздуха, свинцовыми облаками
заволакивает головы, и богатырям в спину
утыкается пространство лбом и всеми руками…
Там – зеленоватые холмы затаились, скрадывая и пряча
выделку доброй кольчуги леском, дымкой увитым.
А на переднем плане – яркие разноцветные клячи
верховенствуют своим колоритом!
Никто не отбрасывают теней… Ни спереди, ни слева, ни справа
свет не бьёт наотмашь, чтоб заслонять рукой, и отныне
хрестоматийная эта банальность очевидна и величава
лишь для школьника в сочинении по картине.
Но особенно ударяет в глаза контраст оранжево-синий.
Это Поповича оранжевые порты и синеющая рубаха.
Это иссиня-черный корпус коня, это из вертикальных линий
жёлтый сапог – охрою бьёт с размаха.
И от этой выставки модной обуви – броской и разнопёрой,
Рембрандт ворочается в гробу, вот-вот вовсе перевернётся,
а меж тем пейзаж, подавленный монументами, шевелит хворой
травой, манит изгибом леса, на волю рвется…
…Так мне друг мистик растолковывал жизнеподобья
ложь и лукавство, когда оно замахнулось
на сакральность мифа… Лишь булава да копья,
да коней копыта, да плавных холмов сутулость.
2016
Рустаму Хамдамову
Кто бурно жил и к смерти сватался,
и на миру с тенями бился,
пусть скажет: «Счастлив тот, кто спрятался!
Блажен, кто вовремя сокрылся!»
Забылся – под еловой лапою,
в пространствах затаился вышних,
а здесь, меж нами, тихой сапою
крадётся, не смущая ближних.
Змеёй шуршит, взлетает коршуном
и – нет его под облаками!
А вздохом давится непрошенным,
так прикрывает рот руками…
Им ничего не потревожено,
не переломлено, не смято, –
всё так, как было и положено,
как и задумано когда-то…
Мир, как дитя благословенное,
цветные смотрит сновиденья…
Всё хрупкое и сокровенное
коробит от прикосновенья.
И потому – блажен, кто с мухами,
как с музами, – огней туманных
не загасивший, вод с воздУхами
не замутивший первозданных!
Не наследивший! И – по-аглицки –
ушедший в логосы и зёрна
и тихий голос, голос ангельский
не перекрикивавший вздорно!
2016
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.