Вячеслав Егиазаров
БЕЗ СЮЖЕТА
След слизняка на листьях, как слюна
блестит, узором вьётся по ограде.
Через фрамугу полная луна
льёт свет на стол, на книги, на тетради.
И так светло, как днём; задумчив сад,
к оконной раме льнёт каштан ветвями,
газон под окнами не то чтоб полосат,
а заштрихован длинными тенями.
Так всё плывёт, колышется, живёт,
поют сверчки, у нас в саду ночуя,
что и душа моя уйти в полёт
уже готова, вдохновенье чуя.
И свет включить не тянется рука,
боясь разрушить сладостные звенья,
пока вот эта лунная строка
не завершит строфу стихотворенья.
Всё зыбко и подвижно, как в судьбе,
как в переулке, темном и проточном,
я этой ночью думал о тебе,
но без былой тоски, уж это точно…
Всё в жизни стало лёгким и простым,
как любит повторять сосед Сан Саныч,
обида растворилась, точно дым,
от сигаретки, выкуренной на ночь.
Луна ушла. К окну прильнула ночь,
ничто в сей жизни не стоит на месте,
и я уже не в силах превозмочь
отсутствие сюжета в этом тексте.
ПАРИ
Уютно Ялте под крылом плато –
мороз не страшен ни хурме, ни розе:
как ты меня любила, я про то
уже писал в стихах и даже в прозе.
Всё потому, что я ещё люблю
тебя и ничего тут не поделать.
Всегда летит навстречу кораблю,
галдя, большая стая чаек белых.
Ты помнишь, как любили мы смотреть
на них с обрыва или же с откоса?
Сильней любви, наверно, только смерть,
хотя и это под большим вопросом.
Ты говоришь: всё в прошлом. Почему ж
глаза отводишь, встретив над заливом?
Тебя чуть на руках не носит муж,
а выглядишь не очень-то счастливой.
Ты помнишь, как в тени Ставри-Каи
смеялись мы, и мир вокруг был весел?
Я босоножки мокрые твои,
чтобы просохли, на кизил повесил.
И босиком по шёлковой траве
бежала ты, и расступались туи,
и лёгкое круженье в голове,
и поцелуи,
поцелуи,
поцелуи.
Куда всё делось? Что ни говори,
обидно, что теперь я лишь приятель.
А помнишь наше глупое пари,
мол, мы сильней всех в мире обстоятельств?
Мы проиграли!.. Я не покривлю
душою, нет, и, судя по приметам,
я всё-таки тебя ещё люблю,
иначе б не писал стихи об этом.
Когда гуляет в Ялте бриз с яйлы
и море всё блестит в астральном свете,
я думаю, как были мы смелы
и как наивны были, словно дети…
НАД ЗАГАДКОЮ ЖИЗНИ МОЕЙ
О мир, пойми! Певцом – во сне – открыты
Закон звезды и формула цветка.
Марина Цветаева
Мир подлунный то ль спит, то ли дремлет,
волны шепчут о чём-то скале,
и какою-то тайною древней
переполнено всё на земле.
В такт дыханью созвездий неблизких,
что мерцают в мирах, как пыльца,
начинают цвести тамариски,
птицы петь и влюбляться сердца.
Лунный свет. В парке лунные тени.
Стихли шумные материки.
И слова по законам растений
прорастают из почек строки.
И становятся кроной шумящей
с трелью птичьей молчанью взамен;
наши души к стихам настоящим
попадают негаданно в плен..
Потому мне частенько не спится,
всё я жду, что в одну из ночей
вдруг мелькнёт озаренье зарницей
над загадкою жизни моей...
НА ВЕЧНЫЕ ВОПРОСЫ ОТВЕТОВ ВЕЧНЫХ – НЕТ
И нам сочувствие даётся,
Как нам дается благодать…
Ф. Тютчев
Что ж так женщины волнуют обнажённые на пляже,
а ещё сильней волнуют на лужайке между трав,
мысли в голове такие, их озвучить стыдно даже,
а озвучишь – ложью станут?..
Тютчев, Тютчев, ты не прав!
Крым профукала Россия, ею управляют лохи,
выпивохи, самодуры, им всего превыше – нрав,
если так пойдёт и дальше, то останутся лишь крохи
от неё – ей можно верить?..
Тютчев, Тютчев, ты не прав!..
Но вернулся Крым в Россию, в отчий дом, под кров родимый,
глупость бонз народной волей в одночасие поправ,
мы желаем вечной жизни, но подсчитываем дни мы
и печалимся о тризне…
Тютчев, Тютчев, ты не прав.
Не дано предугадать нам, – ну и далее, по тексту,
я цитаты искажаю, видно, слог ещё коряв,
есть сочувствие такое, аж бывает в сердце тесно,
благодати же не видно…
Тютчев, Тютчев, ты не прав.
А на вечные вопросы, нет ответов вечных, нету,
будь ты трижды гений, будь ты, словно монстр какой, стоглав,
и созрел в душе тревожной недоверья ком к поэту:
мир глобально изменился!..
Тютчев, Тютчев, ты не прав!..
Я БЕГУ ИЗ ДОМА К УТРЕННЕЙ ВОДЕ
Зарекаясь не кривить душой нигде,
как залог, что мне по силам блажь сия,
я сбегал из дома к утренней воде,
глубине и чистоте учился я.
Море было безграничным в этот час,
солнце плавно набирало высоту,
я учился обходиться без прикрас,
ими можно лишь унизить красоту.
А когда рассвет терялся в свете дня
и, пытаясь удержать строкой его,
становилось вдруг понятным для меня,
что ещё я не умею ничего.
Я не знаю даже, как тут ни крути,
получился ль из меня вообще поэт;
мне на вечные вопросы не найти
никогда ответов вечных, их и нет.
Сокровенность, лишь она, мой талисман,
сокровенных чувств полно в стихе моём
но ползёт на берег матовый туман
и становится обманным окоём.
Искажаются черты предметов, лиц,
все деревья обретают вид иной;
я учусь неповторимости у птиц,
ведь у каждой птицы голос только свой.
И всегда, в счастливых днях или в беде,
удивляясь жизни или жизнь кляня,
я бегу из дома к утренней воде
и она здесь объясняет мне меня.
ШТОРМ. ВЗРЫВЧАТКА ВАЛОВ…
Шторм. Взрывчатка валов содрогает гранит парапета.
Рядом с бешеным понтом опасна людская стезя.
Я о жизни пою, и последняя песня не спета,
спеть последнюю песню о жизни, наверно, нельзя.
Изменяется всё, только это одно – неизменно,
и с годами растёт пониманье сильней и сильней:
даже если обрушится свод нашей юной вселенной,
жизнь совсем не умрёт, и не кончатся песни о ней.
Шторм ревущий, как бунт, в нём разумного нет ни на йоту,
волны с рёвом утробным летят – за грядою гряда, –
так безумна толпа, что лишилась мечты и работы,
и которую власть предаёт и тиранит всегда.
Где возник этот бунт? как созрел? в чём причина обвала?
Мысль пульсирует нервно и рвётся порою, как нить:
может, сбой алгоритма бездонной пучины астрала
всю систему миров сотрясает, чтоб сбой удалить?
Брызги с водною пылью шквал встречный кидает в лицо мне,
полоумные чайки над хлябью орут всякий бред.
Я о прошлом всё спел, даже спел то, о чём и не помню,
о сегодняшнем дне я пою, и конца песням нет.
Мне эстеты твердят, мол, писать о возвышенном надо,
что, мол, лезешь ты в грязь, как-никак ты поэт. Удержись!
Только жизнь, отвечаю, не вся состоит из парадов
и парады порою как раз искажают-то жизнь.
Море в гневе своём и ужасно, и всё же прекрасно,
изрыгает блевотину лжи и отраву всех бед;
я тогда стал поэтом, когда осознал это ясно,
что запретной тематики просто в поэзии нет.
Есть талант откровений, талант прозорливых познаний,
он любой негатив, осознав, превращает в стихи:
пыль и брызги валов долетают картечью до зданий
и стекают по стёклам солёные слёзы стихий.
Оголтело вороны орут в мощных кронах платанов,
на ночлег собираясь, у них свой устав и уют,
а в порту грузовом, как жирафы железные, краны
круто шеи сгибают и в трюмы усердно суют…
МАРИНИСТ
Пьяных волн кордебалет
непристоен.
Берег стонет!
Я так вижу. Я – поэт!
Не какой-то там дальтоник!
К бухте Чехова гребу,
резок посвист ветра вещий.
Ваше мненье я… игнорирую,
У меня свой взгляд на вещи!
Визг уключин, словно визг
сук, чей лай
застрял в их глотках.
Налакалось море вдрызг –
мне грубит,
толкает лодку.
Скалы в пене. Не одну
голову их вид остудит:
мыс бурлящий обогну,
шторм за мысом тише будет.
И трепещет, словно флаг,
чайка – голубая птица.
Припадает Аю-Даг
мордой к бухте,
видно, злится.
Я, конечно, доплыву,
выберусь на берег где-то,
ведь недаром я слыву
маринистом
средь поэтов.
Ведь недаром Аю-Даг
волны глушит, гонит мимо,
обещая столько благ
впереди
под солнцем Крыма…
ИЮНЬ
Лето в начале. Черешни с клубникой полно.
Время лихое в июне для Ялты настало.
Пенсионеры играют в саду в домино,
кто помоложе – на море, оно – за кварталом.
Через дворы проходные пойду на причал,
мельком припомню, как здесь обнимал свою Ритку,
как меня в юности грек пожилой привечал
и обучал, как вязать хитроумно крючки на ставридку.
О, как шикарно магнолии в парках цветут!
О, как султанка клюёт! Ну не Божия ль милость?..
Полной луны между зданий высотных маршрут
виден в окно, что-то поздно сегодня явилась.
День пролетел. Ах, как ночи сейчас коротки!
Звёздной прохладою бриз с гор сиреневых дул всё.
Ноет спина, наигрался вчера в городки,
есть ещё силушка, есть, только раз промахнулся.
Ты не звонила за сутки ни разу, а я
тоже молчу, но психую (скажу по секрету!);
слышал: в Гурзуфе навалом пошла скумбрия,
видимо, трёп, в море Чёрном дано её нет уж.
Вот и кумекаю, глядя во тьму за окном,
много ли пользы несут наши вечные ссоры?
Ночь затянула селеновым всё полотном,
слышится смех и звучат в глубине разговоры.
Завтра пойду на рассвете мириться с тобой,
мама твоя вновь скептически охнет и ахнет.
Полночь, и слышно,
как тихо бормочет прибой
прямо за сквером, откуда магнолией пахнет…
НОЧНАЯ ГРОЗА В ИЮНЕ
Гроза гремит, блестит вдали,
сверкают неба грани,
но тараканий ус Дали
уже не тараканий.
Сюрреализма бог смешной,
усмешкой жизнь чревата:
вот я трясу пустой мошной,
а слышу звоны злата.
И это реализм, не спорь.
Как всё сложилось складно!
Твои усилия, что корь,
переболел, и ладно…
В наш алогичный
наглый век
несёмся с громом в коем,
слова рифмуя, человек
рискует стать изгоем.
Губила честная строфа
судьбу.
Под дых сбивала.
И вдруг изгоям всем – лафа! –
гроза отгромыхала.
И это самый чистый сюр,
последние известия,
на ус Дали, как на шампур,
нанизаны созвездия.
Но и сейчас ещё вдали
сверкают неба грани,
гремит, как будто провезли
обоз сухой тарани,
и пахнет свеженьким пивком
всё ближе, ближе, ближе.
Я недоверия ни в ком
к метафорам не вижу.
И значит, сюр здесь ни при чём!
За миг до катастрофы
сам реализм своим плечом
поддерживает строфы…
Но что там по небу летит,
мигает мне, маячит?
Судьба моя?
Метеорит?
Предчувствие удачи?
А может, это в тишине,
расковано и шало,
летят влюблённые к луне,
как на холстах Шагала?..
НАЧИНАЕТСЯ ЛЕТО
Начинается лето с поспевшей черешни,
с моря тёплого, что сини неба синее;
разбитная деваха с походкой нездешней
даже шорты сняла, чтоб казаться стройнее.
Начинается лето с дешёвой клубники,
с пикника с шашлыками в горах на пленэре;
у мадонны с младенцем иконные лики
под шатром ленкоранской акации в сквере.
Начинается лето, и с этим нет сладу,
«БМВ» и «РЕНО» – уважают путаны.
Во дворе нашем белки шныряют по саду
и фасонами листьев гордятся платаны.
Начинается лето, и знаю уже я,
что носить буду бриджи опять цвета беж я:
если хочешь, чтоб стало на сердце свежее,
пронесись на виндсерфинге вдоль побережья.
Звёзды крупные гаснут на краешке ночи,
начинается лето и утро – с рассвета;
эта в жизни примета хорошая очень:
выйти и обалдеть – начинается лето!
НАНЫРЯВШИСЬ ВЕСЬ ДЕНЬ
Нанырявшись весь день, хорошо полежать на песке,
поваляться в горячем, к груди нагребая, на пузе,
и не знать ничего о продажных друзьях, о тоске,
о развале страны и крушеньи святынь и иллюзий.
Нанырявшись весь день, знать, что завтра такой же денёк,
что пойдёшь ты на танцы, и мы познакомимся в клубе,
и, нагнувшись, поднять (кто-то бросил) журнал «Огонёк»,
и стихи Евтушенко читать, посвящённые Кубе.
А у лета конца просто нет, и прозрачна вода,
и растут-разрастаются вольно колонии мидий,
и косяк луфарей на меня выходил иногда,
и срывался в испуге, угрозу в ныряльщике видя.
Я не думал о счастье, о нет, нанырявшись весь день;
и не дань отдавал я в угоду сегодняшней моде;
это позже придёт: только память живую задень –
и опять я ныряю к раздолью подводных угодий.
А тогдашний июнь весь акацией белою пах
и фартовые дни выпадали всё чаще и чаще,
и тянулись они не быстрее иных черепах,
ну а что ещё нужно, простите, для полного счастья?
Я с подводным ружьём плыл от мыса до мыса, и я
отдавал весь улов, как презент, Константиновой Нинке,
а когда желтопузик скользнул, я опешил – змея! –
и старался потом тех кустов избегать и тропинки.
Нанырявшись весь день, отоспаться потом хорошо,
и опять занырнуть: в Чёрном море, каких только рыб нет! –
и не знать ничего, что в Афгане Колян-корешок
пристрастится к наркотикам и, возвратившись, погибнет.
Нанырявшись весь день, жить в палатке на мысе Мартьян,
и под рокоты волн видеть сны, словно лето, цветные,
а потом – жизнь спустя! – (не подумайте, автор не пьян!),
опьянеть без вина, вспоминая деньки те шальные…
ПРИЗНАНИЕ
– Выпивоха и увалень? – Ладно,
лишь бы строки выписывал складно
да рифмёшками б ловко бренчал,
пусть приходит к шести на причал.
Выйдем в море, половим ставридку,
остограммим свояченицу Лидку,
пусть тогда и читает стихи
про ставридку и кайф от ухи.
Да шучу я, шучу! Очень надо!
Сам, поди, из такого детсада.
Пусть приходит к шести на причал,
если с бабами не одичал.
Так представлен был здесь я бомонду,
хорошо хоть не щупали морду;
искурив пачек пять сигарет,
тип дыхнул перегаром: – Поэт!
И другой подтвердил: – Да, писака!
Как он ловко рифмует, собака!
Ведь достал до самОй требухи!..
И читал я, пьянея, стихи.
И допрежь, чем заехать мне в ухо,
– Уважуха! – жал руку Петруха, –
Дай списать! – ухмыляясь, просил.
Отказать ему не было сил.
И с тех пор я судьбе не перечу,
правлю строки, бывает, калечу,
и по ловле ставридок – я ас,
вялю к пиву на крымский Парнас
НА ПОЛУБЛАТНОМ
Вакханалии стихли
и хочу без прикрас
выдать к полночи стих ли,
мемуары ль, рассказ.
Честно, коротко, сжато,
без кивков, мол, потом,
без бравады и мата.
Да. На полублатном!
Да. Жаргон не в новинку,
он лечебен, как йод,
как щавель, что кислинку
пресноте придаёт.
Ненавижу лощёных,
а противней всего,
что в писаниях оных
нет лица своего.
Патриоты, мать вашу,
лишь властям бы польстить,
а баланду и кашу
стыдно в строки пустить?
Всё сюсюкают, ноют,
к славе лезут гурьбой,
я воспитан иною
жизнью и литсредой.
Цену знающий слову
и полночным трудам,
Шукшина и Рубцова
никогда не предам.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.