Гарри Перельдик
1
Большой писатель вряд ли одинок, -
Всегда найдётся та, что будет рядом,
И ободрит - рукой ли, нежным взглядом,
Лелеять станет творческий росток.
Начало. Вдохновения исток, -
С какой из Муз упиться томным ядом
И стать "на ты" с волной, с Эдемским садом,
С эпохой неизведанных дорог?
Кто первая из ненаглядных трёх?
Хатидже - образ, вымысел, реальность?
И прошуршит страницей чей-то вздох,
Как ветер штормовой, как грохот дальний.
Писатель юн - незрелые романы;
В друзьях его - синь неба и туманы.
2
В друзьях его - синь неба и туманы,
И новая влюблённость. Иль любовь?
"Зверунья" из Москвы волнует кровь,
И, чувством вешним словно осиянный,
Он смело строит жизненные планы,
От вдохновения прикуривает вновь.
Долой депрессию! И "Пауст" весь готов
Снять урожай на творческих полянах.
...Сгустились вражьи тучи над страной,
Но, пушкам вопреки, писатель пишет
И, редкой наслаждаясь тишиной,
Издалека любимый голос слышит.
И с ним возникнут поздно или рано
Воображеньем созданные страны.
3
Воображеньем созданные страны.
Реальнее им быть, чем наяву!
Вот прибыл зарубежный гость в Москву
И подтверждает феномен сей странный.
И Паустовский для него желанный
Рассказчик на душевном рандеву,
Где можно без опаски мять траву,
Вдыхая подмосковный запах пряный.
Но эта встреча будет не сейчас.
А нынче Константин, суров и сдержан,
В Одессе осаждённой смотрит в нас
Из тьмы, где враг пока что не повержен.
Но не остыл, как в кружке кипяток,
Набросками исписанный листок.
4
Набросками исписанный листок -
И повести забрезжило начало:
Звон средней полосы иль всплеск Арала,
Пыль городов иль даль морских дорог.
К ушедшему живой склонялся слог,
А всё вокруг смолкало, исчезало.
Лишь стойкая Луна, как встарь, сияла,
И Млечный путь её достать не мог.
В час созерцанья вечной красоты
Рискнуть взлететь над миром как над схваткой
И навести к нетленному мосты,
Вооружившись ручкой и тетрадкой.
Виденья тают, отблистав свой срок,
Хоть вновь и вновь приходят на порог.
5
Хоть вновь и вновь приходят на порог
Друзья иль тот, кого считал лишь другом,
И лечат душу Север вместе с Югом,
Да и не заперт голос на замок,
И шёпот вдохновения не смолк,
И с пользой управляешься с досугом,
И творческим распахиваешь плугом
Бумаги целину и сеешь впрок.
Бесспорно, и при деле, и в делах,
Ждут премии и ордена возможны.
Но отчего ж закрался в мысли страх
И в сердце неуютно и тревожно?
Стряхнуть бы - с кем? - упрёки и обманы,
Уныние и стон душевной раны!
6
Уныние и стон душевной раны
Несвойственны таким, как Константин.
Он, может быть, конечно, и один
Ложится поздно, просыпаясь рано.
Но ведь не водка лечит, не дурманы
(Ну, иногда неплох пенициллин).
Нет, ароматам самых лучших вин
Такие предпочтут трудиться рьяно.
Но всё же - где то зеркало души,
В чём отражаться хочется без меры?
Где дом, куда писатель поспешит
Почти без ничего, но с чувством, с верой.
Коль муками любви стал обуянный,
Не стоит гнать их: боль непостоянна.
7
Не стоит гнать их: боль непостоянна,
Они - как птицы, каждая слеза;
Вспорхнут со щёк, и вот уже глаза
Смеются и от счастья будто пьяны.
Шампанским наполняются стаканы,
И гости норовят ещё сказать:
Мол, белая у Кости полоса.
А у неё и имя есть - Татьяна.
И вся природа, Солнце - ей одной!
И отступают годы и болезни,
А письма - в будний день и в выходной -
Летят с любовью к той, что всех прелестней.
В груди бурлит от слов, что не изрёк,
И выльется хотя бы в пару строк.
8
И выльется хотя бы в пару строк
Мгновение, коснувшееся взгляда:
Цветенье субтропического сада
Иль зной пустыни, жаждущей глоток.
Писатель для потомков приберёг
Мерцающие стрелы звездопада;
Вино Колхиды, тучи Ленинграда
Прожекторами-книгами зажёг.
А в письмах - он рыбак и хуторянин,
Тоскующий о шуме городском.
Но в городе - припасть бы вновь к молчанью
Архивной пыли в шелесте веков.
Как вдохновенья не терять запал,
Пусть Константин не сразу, но узнал.
9
Пусть Константин не сразу, но узнал
Завистливые звуки в трубах медных
И козни болтунов, талантом бедных,
Насмешек неприкрытых вздорный шквал.
Но не сошёл с того, на чём стоял,
Хоть к нам спешил со скоростью ракеты,
Мечтал, творил в масштабе всей планеты
И прозой столько стран завоевал!
Но недовольства червь вгрызался в мозг:
Мэтр оценён достаточно иль мало?
Конечно, он намного больше б смог,
Но годы жгут лекарствами устало.
Слабеет плоть, но ведь перо игриво, -
Как обуздать душевные порывы?
10
Как обуздать душевные порывы?
А может быть, такое ни к чему,
Коль предлагает вновь судьба ему
Взойти на романтическую ниву.
На побережье ль Финского залива
Иль крымском каменистом берегу?
Иль чувству выбрать вновь Москву- реку
И улочек знакомые извивы?
Он много старше, он почти старик,
А сердце не смиряется с инфарктом,
Не поддаётся лени ни на миг,
Оно лишь - суд и внутренний редактор.
С ней, с Лизой, знаешь, как возжечь финал
И где найти для дум родной причал.
11
И где найти для дум родной причал,
Чтоб выразить себя полнее, глубже,
Поигрывать дождём с апрельской лужей,
Мир чуть теплее делать, как свеча?
У каждого из жизненных начал
Есть свой источник - внутренний, наружный.
К нему вернуться на закате нужно,
Чтоб с ним достойно ночь свою встречать.
Село под Белой Церковью, поля,
Гимназия, Булгаков и Вертинский...
Родимая из памяти земля
Зовёт долгоиграющей пластинкой.
...Простился с детством - трудным, но красивым,
Чтоб пОтом и любовью стать счастливым.
12
Чтоб пОтом и любовью стать счастливым,
Соединить бы вместе чувства, труд,
Редакций суету и тихий пруд,
Бочонок масла с веточкой оливы.
Расцвечивать абзацев переливы,
Высвечивая словом путь к добру,
Простым, "обыкновенным" быть в миру,
Не отрекаться от друзей стыдливо.
А главное - писать, писать всегда,
Хоть нет порой ни сил и ни желанья,
И вновь влюбляться в жизнь и мирозданье
И слышать отзвучавшие уста.
И наши отворить сердца, шутя,
И усмехнуться, трубкою пыхтя.
13
И усмехнуться, трубкою пыхтя,
Над правды и фантазии сплетеньем,
Над красочной словесной светотенью,
Что приоткроет тайны бытия.
Леса и реки, горы и моря,
Животных, птиц и тысячи растений
Склонить пером волшебным к возрожденью,
Возвысить силой собственного "Я".
И самому быть юным до конца,
Бороться с той, что всех непобедимей,
Не потерять ни чести, ни лица,
В истории своё оставив имя,
И, небеса пока не запретят,
Жизнь постигать, как малое дитя.
14
Жизнь постигать, как малое дитя,
Затем, чтоб всё оставить снова детям, -
Мы только перед будущим в ответе,
Из прошлого свой краткий путь пройдя.
А дети пусть шагают, как хотят,
Но если сохранят на белом свете
Лишь письма, дневники иль что-то третье,
Им мелкие грехи всегда простят.
Вадим, Галина, "Серый", Алексей,
Вы гению отца конгениальны,
Его судьбу приблизили к своей,
По-своему завидной, уникальной.
Вам первым славы пронести венок, -
Большой писатель вряд ли одинок.
15
Большой писатель вряд ли одинок.
В друзьях его - синь неба и туманы,
Воображеньем созданные страны,
Набросками исписанный листок.
Хоть вновь и вновь приходят на порог
Уныние и стон душевной раны,
Не стоит гнать их: боль непостоянна
И выльется хотя бы в пару строк.
Пусть Константин не сразу, но узнал,
Как обуздать душевные порывы
И где найти для дум родной причал,
Чтоб пОтом и любовью стать счастливым
И усмехнуться, трубкою пыхтя,
Жизнь постигать, как малое дитя.
Примечания
Хатидже - прототипом этого литературного образа (повести "Романтики", "Беспокойная юность") явилась первая жена писателя Екатерина Степановна Загорская-Паустовская (1892 - 1969), журналистка и художница.
"Зверунья" - одно из ласковых прозвищ, данных писателем своей второй жене художнице Навашиной (Валишевской) Валерии Владимировне (1895 - 1975).
"Пауст" - так иногда подписывал Константин Георгиевич Паустовский свои письма к близким людям.
Зарубежный гость - Артур Лундквист (1906 - 1991), шведский писатель и общественный деятель.
Татьяна - Паустовская (Евтеева-Арбузова) Татьяна Алексеевна (1910 - 1978), актриса, третья жена писателя.
Лиза - Елизавета Аркадьевна Лыжина, по профессии мастер садово-паркового строительства, журналистка, член Союза писателей Петербурга - почитательница таланта писателя, с которой в последние годы жизни его связывали нежные, возвышенные отношения, переписка.
Вадим - Паустовский Вадим Константинович (1925 - 2000), литературовед, архитектор, эксперт по охране и реставрации памятников культуры, сын К. Г. Паустовского
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.