Юрий Чернецкий
Моцарт и Сальери. Триптих
И снова я на творческой галере,
а это значит, что душа жива.
На сцене те же – Моцарт и Сальери.
Сюжет не удаётся разжевать…
13.12.11
I. ЛЕНЬЯГО: РАЗДУМЬЯ НА РОДИНЕ АНТОНИО САЛЬЕРИ
Немногочисленным, но очень изобретательным
«доброжелателям»
Далеко мне до Моцарта: он гениальный был малый,
ну, а я хоть талантлив ли? Мне – неизвестен ответ.
Но и ты, мой Сальери, лишь копия с оригинала,
да притом очень бледная – гаденький псевдоэстет…
До чего же ты зол! И, стремясь расцветить свою бледность,
щеголяешь набором пустых иноземных словес,
из которых любимое самое – амбивалентность.
А по сути ты – бес, Достоевским ощипанный бес!
Был ославлен молвой ни за что настоящий Сальери,
но реальность жестокая, вечный синдром – сальеризм.
Что ж, трави, мой Сальери, однако, в звезду свою веря,
помни про «несовместность» (сошлюсь на Его афоризм).
24.11.87
II. ПОДЛИННЫЙ ОТВЕТ МОЦАРТА
Ты, Моцарт, бог и сам того не знаешь…
Сальери (по версии Пушкина)
Да знаю я, Сальери, что бессмертен:
ведь с музыки историей знаком.
Но в нашей кафкианской круговерти
прикидываться лучше дурачком.
Всегда
тех, кто из ряда вон выходит,
в тюрьму или в психушку запихнуть
стремится власть любая. И в народе
не ценят богоизбранных ничуть.
И вообще, Антош: от бога слышу!
С тобой мы – жители одних вершин.
А будут врать: сорвало, дескать, «крышу»
от зависти, собрата порешил…
Ну, всё: пора заканчивать, пожалуй.
Своё сыграл и ухожу в народ.
Теперь вершить суд наивысший жалу
змеи бездарности пришёл черёд.
04.10.11
III. АПОЛОГИЯ НЕКОМПЛИМЕНТАРНОГО ИСКУССТВОЗНАНИЯ
Яркой исследовательнице тайн культуры
Виктории Пешковой
Не признаёт шаблона гений.
Да гениев – мизер, а прочих – рать,
и мы, рабы расхожих мнений,
одно такое любим повторять.
Искусство, дескать, – дело вкуса,
в игре его нет места ремеслу…
Но теоретикам искусства
хочу сегодня вознести хвалу.
Один из них – старик Сальери.
Он и как композитор недурён.
Но Пушкиным был к высшей мере
безжалостно весьма приговорён.
Упорный сочинитель опер.
Возможно, и завистник-скандалист.
Но давший миру и Европе
УЧЕНИКОВ. Бетховен, Шуберт, Лист!
В сужденьях, может, и недобрый
(нередко к ближнему собрат жесток).
Но МОЦАРТУ обмен подобный
принёс бы новый творчества виток.
Иных тон хлёсткий удручает
(как вот меня, признаться не боюсь).
Но ГЕНИЙ только лишь крепчает,
вступая с жёстким критиком в союз.
На самом деле в высшей мере
один в нём дополняется другим.
«Союз Моцарта и Сальери»
прекрасен и да будет нерушим!
12.12.11
Комментарии 1
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.