И опять весна поэта нежит...

Анатолий Бесперстых
Родился в с. Черкассы Елецкого района Липецкой области в 1942. По образованию филолог. Сорок лет проработал учителем русского языка и литературы в школах России и Белоруссии. Литературный дебют состоялся в 1960 году. Автор поэтических книг: «Пешком по ноябрю», «Межсезонье», «В ожидании рассвета» и др. С 2011 года – председатель Полоцкого отделения Беллитсоюза «Полоцкая ветвь
».


ИЗ «ПУШКИНСКОГО ВЕНКА»

ПОДАРОК


Позади лицейская дорога —
Кажется, гора свалилась с плеч:
Можно и расслабиться немного,
На стихи покрепче приналечь.

…По Неве за лодкою вдогонку
Проплывают перья-облака.
— Не подачку, а подарок звонкий
Принимай, голубушка река!

И летят, на солнышке сверкая,
В воду три монеты золотых.
Радость на лице его такая,
Будто новый народился стих.

Но отец (а он сидел напротив)
От немого гнева побледнел:
«Не припомню, чтобы в нашем роде,
Пушкинском, вот кто бы так балдел…»

По губам несносно — по привычке —
Невской рябью пробежала дрожь.
«Что за дурень из Лицея вышел…
Пропадешь ты, Сашка, ни за грош…»

Только с благодарностью червонцы
Приняла речная синева.
— Не подачка, а подарок звонкий
От меня, красавица Нева!


ПУШКИН В ПОЛОЦКЕ

Уставший от дорожной тряски,
От зноя — ноги поразмять —
Он спешно вышел из коляски.
Кругом такая благодать!

«Будь гостем, — яблоня просила,—
Отведай яблочек моих:
И бодрость, и любовь, и сила
В них, золотисто-наливных…»

«Будь гостем,— речка приглашала,
Журча приветливо ему,—
Твои заботы и усталость
Я мигом как рукой сниму…»

И свежее-томною прохладой
Поэта обдала Двина,
И до сих пор ужасно рада,
Что, словно в зыбке, на волнах
Качала Пушкина она.

ПОДСНЕЖНИК

Пушкин в Михайловском

И опять весна поэта нежит:
Ах, какая благодать кругом!
Синий, как глаза его,
подснежник
Подмигнул приветливо:
— Живем!

А на сердце, как от благовеста,
Нет ни маеты,
ни суеты …
Вспомнил,
что тригорские невесты
Обожают ранние цветы.

Только этот, первый,
пожалею,
Ты живи, дружок,
не унывай
И неброской синевой своею
Страждущие души согревай».


ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК

Серебрятся ели на рассвете,
В синей дымке тихая река,
Поклониться ссыльному поэту
Я пришел сюда издалека.

Даже травы шепчутся стихами,
Свежей негой дышат облака,
И — не за горами, за долами —
Золотого слышу петушка.

Он взмахнул огнистыми крылами,
«Ку-ка-ре-ку!» — раздалось с плетня.
Вышел Пушкин на крыльцо и няне:
— Во даёт! Как в сказке у меня!


ПУШКИНСКАЯ ОСЕНЬ

1. Михайловское. 1825

Печаль моя светла…

Дни на редкость погожей
Осени!
А в лесу даже воздух
Жёлт.
От дождями промытой
Просини
Хорошо,
Будто в храм зашёл!

Юный утренник
В гости просится,
Чтобы свежестью
Одарить,
Чтобы лёгкими
Морозцами
Души страждущих
Ободрить.

Тихо радуют,
Снова озими
И рябинный костёр
В садах…
И печаль моя
Цвета осени —
В золотистых она
Тонах!

2. Болдино. 1834.

Он прилёг, одетый,
На рассвете:
Выела бессонница глаза.
Лишь прилёг…
А на уме всё дети,
Натали прощальная слеза.

«Как там Сашка?
Вновь малец хворает…
Смучилась, поди, родная с ним…»
Просит месяц, свечкой догорая:
«Александр Сергеевич, усни…»

«Деньги… деньги… нужны до зарезу…
Были бы сто тысяч у меня…»
Даже рифмы в голову не лезут…
И тоску, как ведьму, не унять…

Веки смежил.
Как свинцом налиты.
И увидел гроб он в полусне.
Черный поп творит свои молитвы
Над усопшим,
Что белей, чем снег.

А за дверью —
Дикий плач метели…
«Воет, стерва, как степной шакал!..»

Он вскочил —
Ошпаренно —
С постели:
Он себя в том мертвеце узнал.


ПОЭТ

Глаголом жги сердца людей!
А. С. Пушкин

«Скажешь правду —
Потеряешь дружбу», —
Это он усвоил с юных лет.
Знал:
Не раз ему окажет службу
Верную
Дуэльный пистолет.

Ведь поэт не сможет
И не станет
Расточать спасительную лесть…
И придворных подхалимов стая
Затаила гибельную месть.

Только жечь сердца глаголом —
Это
Назначенье вечное его.
Даже перед дулом пистолета
Не предаст он Слова своего.

В ДОМЕ ПУШКИНА
Михайловское

Мир
Этому тихому дому,
И Сороти тихой,
И тихим кустам!..
Как к добрым своим знакомым
С крыльца он сбегает к нам.

А няня спешит за водою
Брусничною
В погребок…
И вот уже вещей строфою
Чарует нас
Юный пророк.

Под вечер от Пушкина вышли,
Воды будто выпив живой, —
И стали душою мы
Чище,
Добрее мы стали душой!

Комментарии 2

Неожиданная и интересная импровизация, Анатолий. 
"В золотистых она
Тонах!"
В золотистых её
Тонах.
Анатолий, как Вам такая постановка слов? Согласитесь!?
"Над усопшим,
Что белей, чем снег."
Над усопшим -
Он белей, чем снег.
Во-первых, усопший - кто, а не что, и это "что" никак не привязать к тексту по смысловой нагрузке. А почему? Элементарно! Это слово - ни что иное, как слово-паразит, так сказать. И не только по Вашему  разумению, но и разумению многих авторов ( в том числе, и Ваших земляков из Беларуси) - таких авторов, прибегающих к маленьким, на первый взгляд, уловкам(!) немало.

alevtina
alevtina от 2 мая 2012 10:30

Но всем-всем господам нужно помнить, что  Поэзия - это, прежде всего, полёт души. И, прибегая к маленьким и большим уловкам, авторы таким образом её упрощают, приземляют и сводят на нет музыку слов, то есть обрывая души полёт, приводят её к падению. На первый взгляд, уловка-то маленькая - для поддержания равновесия звучания ритмики. Так, наверное, они "думают"? Но нужно обладать,  так называемым, ЗАДНИМ ВИДЕНИЕМ. Нужно уметь видеть себя со стороны, чувствовать себя со стороны, как бы сторонним взглядом. Ведь эти строки читает народ. Не стоит его усреднять. Наоборот! Нужно понимать, что ныне, да и давно, наш народ образован! Кроме того, у каждого человека есть ДУША (она же - наитие, интуиция; она же - истина)!!! И она видит, слышит, чувствует и понимает(!): что - есть что, или: кто - есть кто. И руководиться при создании своих творений на  восприятие усреднённого уровня читателя - ошибочно и недопустимо(!) Задача поэта - найти путь к душе читателя, прибегая к выразительности художественного слова, к мастерству обладания им. И как же мелки в сравнении с этим, казалось бы, столь маленькие уловки, но, признаемся себе, уловки...?
Теперь о списке слов-паразитов, слов, не несущих полезной психологической нагрузки тексту, но способными низвергнуть усилия автора в области выражения художественного слова. Вот, эти слова: что, кто, который, потому-что, тот, этот, там, тогда, потом - список, конечно, можно продолжить. Но главное в этих словах то, что они - БЕЗЛИКИ!!!
Есть ещё одна ошибка, к которой нередко прибегают авторы, применяя неполные причастные обороты, которые допустимы в просторечии, но не при создании художественного слова, и, в первую очередь, в поэии(!) К ним относят следующие слова: ищя, крутя, вертя, прося, неся, поя, давая, воя, чтя, вредя, беря, доя  и так далее. Такие вещи приводят, как к изумлению, так и к абсурду.
Вывод? Мы мало читаем!!! Признайтесь себе сами, как перед Богом! И в первую очередь технически руководящую литературу! Некогда? Неправда! Вспомните из биографии Валентина Пикуля, как он писал. В каких только библиотеках СССР не было его формуляров, получая нужную литературу через бибколлекторы. К созданию своих творений он приступал в полном всевооружении знаний. Прежде, чем создавать, нужно обложить себя справочниками. словорями. А зачем? Себя утруждать? Я и так знаю! Самонаденность? М-да... Жаль.

Стихи понравились. Трудолюбия и творческого вдохновения Вам, Анатолий! С уважением, Алевтина Евсюкова

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.