Юрий Савченко
ДАМА С СОБАЧКОЙ
Майским утром, в час, когда палитра пробудившегося Солнца особенно бо-гата яркими красками, и весь пейзаж Стародонья, а более всего - водная гладь, щедро подкрашена розовым цветом, очарованный, я нечаянно обернулся и уви-дел даму с собачкой. (Нет! С Чеховым - ни малейшей связи.) С улицы Закрут-кина, мимо кафе «Парус» по ступеням прибрежного сквера, неторопливо, с вро-жденной грацией и достоинством в длинном светлом платье и такой же светлой широкополой шляпе, она степенно спускалась на аллею с книгой в руке. Впереди нее бежала скромная собачонка светлого окраса с несколькими темными пятнами на передней части туловища и голове. Без большой ошибки четвероногого друга этой статной дамы можно было бы отнести к самой демократической собачей породе, которую легко определить как семикаракорский дворянин. Она, играя, резво шныряла по кустам, не упуская из виду хозяйку. Заинтересовавшись, я не стал обнаруживать себя, и, незамеченный, продолжал наблюдать за происходя-щим со стороны.
Дама подошла к берегу, остановилась у кромки воды, впитывая красоту бла-гоухающей природы, наслаждаясь тишиной утра, еще не потревоженного шум-ной гурьбой энтузиастов здорового образа жизни, прибегающих сюда налегке, чтобы с веселым гиком, прыгнув прямо с берега в воду, вспенить, взволновать гладкое зеркало тихой заводи.
Погуляв по песчаному откосу, насладившись прелестью утра, щебетом птиц, дама в широкополой шляпе облюбовала место на крайней скамье, под ивами, присела на краешек и раскрыла книгу. Светлошерстый дворянин, как и подобает приличной собаке, улегся возле ее ног, свернувшись калачиком, и преданными глазами уставился на хозяйку.
Не скрою, в этой очаровательной даме я узнал Ленину Андреевну Тимофеенко – старейшего врача Семикаракорской районной больницы. Теперь она свободна от привычных дел и забот, связанных с многоплановой деятельностью в системе здравоохранения, еще не так давно составлявших весь смысл ее жизни. От са¬мого рождения, сколько себя помнит, даже в воображении она была врачом. Все детские игры ее сводились к лечению больных. Постоянными атрибутами явля-лись шприцы, бинтики, микстуры .Самым любимым сказочным героем, естест-венно, - доктор Айболит.
Детство маленькой Ленины и почти вся последующая жизнь,( если не считать не очень продолжительного периода, когда она вместе с родителями во время войны находилась в эвакуации в Махач- Кале), прошли на Дону. Родилась она в Большой Орловке ,Мартыновского района, Ростовской области в семье служа¬щего Андрея Ивановича и Фаины Ивановны Токаренко. Отец был советским и партийным работником. Его по причине практиической целесообразности часто переводили с места на место. Вскоре после рождения дочери, семья переезжает в станицу Семикаракорскую, а затем – в Константиновскую. Здесь Ленина пошла в первый класс средней школы. Училась хорошо. Но началась война. Эвакуация. Старший брат Ленины ушел на фронт и не вернулся.
После освобождения Ростовской области, семья Токаренко возвратилась в станицу Константиновскую. Отца Ленины направили на работу во вновь образо-ванный Селивановский район. Там она в 1949 году окончила среднюю школу. И в том же году, выдержав вступительные экзамены, стала студенткой педиатриче-ского факультета Ростовского мединститута. В 1952 году в семье произошло пе-чальное событие, значительно осложнившее учебу Ленины: умер отец, работав-ший последнее время секретарем Семикаракорского райкома партии. Не только без моральной, но и без материальной поддержки остались: мать - Фаина Ива-новна - инвалид и студентка Ленина, у которой скромная стипендия теперь была единственным средством для существования. В 1955 году она получает диплом врача-педиатра. По распределению едет в Зимовниковский район. Но уже через год Ф.М. Казача, заботясь об укреплении медицинскими кадрами своего района, добился ее перевода в Семикаракорск.
В то время в нашем районе работало всего пять врачей: терапевт Беба Григо-рьевна Щупак, хирург Федор Макарович Казача, педиатр В.И.Карпов, акушер-ги¬неколог Г.Р.Казача, офтальмолог М.И.Понадцов – врач на все руки. Послед-нее уточнение без кавычек, он действительно был еще и дерматовенерологом, и инфекционистом. Район очень нуждался во враче отоларингологе. Казача на-правляет Ленину Андреевну на специализацию. После курсов она работает ото-ларингологом и вскоре назначается на должность райпедиатра. В октябре этого, 1960, года она выходит замуж, а в следующем октябре у нее рождается сын Александр. Профессионализм и трудовая активность в сочетании с замечатель-ными личностными качествами обеспечивают Ленине Андреевне, еще очень молодому врачу, заслуженный авторитет и дружеское расположение коллег. Весной 1964 года она назначается на должность заместителя главного врача по оргметодработе и райпедиатра на 0,5 ставки. Вскоре становится коммунистом. При ее непосредственном участии осуществляется реорганизация сельского здравоохранения. Ее трудовая книжка заполнена благодарностями. В возглавляемом ею оргметодкабинете аккуратно ведется вся необходимая документация, хорошо оформлен уголок педиатра. Она регулярно посещает участковые больницы, ФАП и ФП, где оказывает методическую и практическую помощь. Систематически повышает свои профессиональные знания. Передает свой опыт молодым медработникам. Часто выступает на областных и межрайонных семинарах, публикует статьи в периодике. В течение 14 лет руководит партийной организацией райбольницы, являясь ее бессменным секретарем. В течение ряда лет она, депутат городского и районного Советов народных депутатов, возглавляет постоянную комиссию по здравоохранению и социальному обеспечению. В это же время Ленина Андреевна член РК профсоюза медработников, член райкома Красного Креста, зам.председателя межведомственной комиссии по охране здоровья детей. В 1964 году ей присвоено звание «Ударник коммунистического труда». В 1970-занесена в районную Книгу Почета. Признана одним из лучших наставников молодежи района. Неоднократно получала благодарности, отмеченные в приказе главврача района. Награждена Почетными грамотами РК КПСС и исполкома райсовета, Почетной грамотой ЦК Красного Креста. В 1965 году награждена на-грудным знаком «Отличник здравоохранения», в 1970 – медалью «За доблестный труд» - в ознаменование 100 – летия со дня рождения В.И. Ленина. В 1971 была отмечена благодарностью МЗ РСФСР.
Я вышел из своего укрытия, желая приблизиться к Ленине Андреевне, чтобы поприветствовать ее. Она сидела прямая и грациозная, слегка наклонив голову над книгой. Широкополая шляпа в сочетании с сохранившейся молодой осанкой и непринужденной позой создавала романтический образ. Но едва я успел мыс-ленно это отметить, как верный страж Ленины Андреевны, четвероногий семи-каракорский дворянин, меня обнаружил и с отчаянным лаем и вполне серьез-ными намерениями пулей пустился мне навстречу. Ленина Андреевна в тревоге оторвалась от книги и, желая предотвратить агрессию, поспешно позвала:
- Веня! Веня! Вениамин!..
К счастью, я остался жив. И желая удовлетворить собственное любопытство, спросил Ленину Андреевну:
- За какие заслуги ваш четвероногий друг удостоился человеческого имени ?
- История простая, - сказала Ленина Андреевна, облучая собеседника из-под широкополой шляпы, приветливым теплом своего взгляда. - Три года назад в на-шем дворе объявился беспомощный малыш, нуждающийся в человеческой за-боте. Я накормила его и постелила коврик в коридоре, возле нашей двери. Но вскоре кто-то из доброжелателей сказал: «Собаки нам тут еще не хватало…». Мы с сыном поняли: надо щенка забирать в квартиру. Безымянный гость почув-ствовал расположение хозяев, резво вскочил в переднюю и сам определил себе место.
- Как мы его назовем? - спросила я Сашу. Сын лежал на диване и читал книгу. Перевернув страницу и взглянув на новосела, он, позаимствовав из своей книги имя действующего лица, коротко сказал:
- Беня.
- Мне послышалось – Веня.
- Хорошо, так даже мягче, - согласился сын.
С тех пор он живет под этим человеческим именем – Вениамин.
В непринужденной беседе, это известно всем, темы «скачут» самым причуд-ливым образом. Перебирая события, касаясь известных лиц, мы с Лениной Анд-реевной вспомнили Виталия Александровича Закруткина. Он всегда охотно от-кликался на приглашение посетить пионерский лагерь «Солнышко», который от системы здравоохранения курировала Ленина Андреевна. «Он читал стихи, прекрасно пел. Дети очень любили его. И взрослые тоже.» - говорит собеседница.
- Я люблю его романы «Плавучая станица», «Сотворение мира».
- А теперь что читаете?
- Его же повесть «Матерь человеческая». Прекрасная вещь…
Нашу беседу неожиданно прервал своим отчаянным лаем уже, казалось, успо-коившийся Веня. Так неприветливо встретил он ранних утренних купальщиков, выплеснувшихся из города на берег веселой и шумной гурьбой. Изменившаяся обстановка не располагала к дальнейшей беседе. Веня не унимался.
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.