«Яблоко садовое»

Борис Москалюк

 

                  

     Поэт Степан Степанович Бугорков был человеком дружелюбным и вездесущим. Таким он запомнился луганским собратьям по литературному цеху. Бугорков жил, не расставаясь с шуткой:

                                 Годы быстро летят,

                                 Не  воротишь их вспять, 

                                 И запомни, пожалуйста, друже:

                                 Хороши только первые семьдесят пять,

                                 Остальные значительно хуже.

     Однако прожил Бугорков чуть более 71 года. Фронтовик. В феврале 1943 года освобождал Луганск, который стал его родным городом.

     Далеко немолодой, Степан Степанович, сохранил юношеский задор и всегдашнюю готовность к живому общению, часто обращаясь к собеседнику, кроме официального, снисходительно-панибратским выражением: «Яблоко садовое!». Порой оно сопровождалось междометьями: «Ах, ох, эх…».

     Почему? Что вкладывал в это? Он не пояснял. Хотя такое обращение можно было воспринимать за комплимент, так как яблоко – это фрукт номер один! 

     Родился Бугорков 27ноября 1920 г. в селе Кременки Дивеевского района Горьковской области. в крестьянской семье. Как отмечал поэт в автобиографии, стихи он начал писать в 14 лет. Первым было новогоднее стихотворение, которое опубликовали в детской областной газете «Клич пионера».

     Поэт и прозаик Андрей Медведенко, которому ныне уже за 65, хорошо знает и с теплотой отзывается о Степане Степановиче Бугоркове, как о мэтре и человеке. 

     Как-то  он поведал, казалось бы, о непримечательном по сегодняшним меркам бытовом эпизоде из своей жизни середины 70-х годов прошлого столетияС одеждой и обувью, то есть модной, красивой, в СССР было туго всегда.Существование среднестатистического человека в условиях дефицита походило на постоянную охоту за той или иной вещицей. Люди старались повсюду заводить полезные связи. Обычно речь шла о директорах магазинов, заведующих отделами в торговых точках. Приобретение дефицита часто напоминало секретную операцию: сначала звонок от своего человека, потом стремительный рейд в магазин, чтобы там, скрываясь от взглядов посетителей, полулегально приобрести, зачастую без примерки (если речь шла об одежде или обуви), отложенную для тебя вещь. О таких тонкостях, как нужный цвет или фасон, речи вообще не шло. Так было…

     Со слов Андрея  Медведенко, работяги тогда ещё не были заражены вещизмом и ему человеку из шахтерской среды, были чужды подобные проблемы. Потому ему  надолго  запомнилось, как Бугорков «обул» молодого поэта. Да-да. В прямом смысле.

      – Уже вышел мой первый  сборник стихов «Вишни на терриконе», – вспоминает Андрей Ефимович. – Жизнь моя стала меняться коренным образом. В один из моих приездов в область из Кировска, в писательскую организацию, я явился в том, в чем обычно ходил на работу, на шахту: в спецовке и кирзовых ботинках на шнурках. Там неожиданно  повстречался со Степаном Степановичем. Меня он приветствовал  непривычным обращением «Яблоко садовое», отметив ненароком что мой внешний облик стоило бы сменить. Ведь по одежке встречают... А потом спросил: есть ли у меня деньги и сколько?.  

     Что-то, прикинув в уме, он вдруг предложил: «Айда, в магазин! Почитаем стихи продавцам. Не против?».

     Было правилом: поэты и прозаики в обязательном порядке должны были выступать в трудовых коллективах по путевкам писательской организации. Они оплачивались: 10 рублей за одну встречу.

     Бугорков с кем- то созвонился и через некоторое время поэты уже читали свои стихи благодарным слушателям, женщинам-продавцам большого обувного магазина. Тон задавал Степан Степанович, декламируя лирические стихи, как то :

                                Рядом с былью  сказка здесь ходила 

                               У лесного тихого ручья, 

                               И на камне у воды грустила

                               Славная Алёнушка моя.

      – Преодолевая некоторую робость и смущение от пронзительных женских взглядов, – откровенно вспоминал Медведенко, – я начал читать свои строки:

                              Яблоки желтеют. Ветер. Лето.

                              Говоришь, на грудь мою склоняясь:

                           – Мы с тобою, будто две кометы, 

                              Падаем , в одну соединяясь… 

     Продавщицы приняли стихи тепло, хотя уже главным героем того времени вместо поэтов  и космонавтов становился тот, кто распределяет, как шутил всесоюзный юморист Аркадий Райкин «Директор магазин». Он-то, в лице завмага, через некоторое время произнеся: «Наверно достаточно, товарищи?!» – пригласил чтецов в подсобку и стал показывать «дефицит» – импортную обувь. Это были отличные мужские туфли. Перебрав несколько пар, пришлись по ноге бежевые туфли, с широким рантом фирмы Саламандра. Классика. Верх, подошва, середина и стелька: натуральная кожа.На удивление, заведующий был обходителен и даже советовал на что обратить внимание при выборе мужской обуви. Оказалось, что существует ряд требований, благодаря которым можно проверить, насколько обувь качественная. Именно тогда пришло и понимание, что качественная обувь далеко не последний элемент в мужском гардеробе, потому что именно она создает имидж стиля и привлекательности. 

      Выбирать удобную обувь важно,   заметил Бугорков,  но не менее важно, чтоб и жизнь была сшита ровно,как и швы на выбранных туфлях, не создавая морщин и заломов. 

     Сам же он был далек от погони за шмотками. И если и гонялся, то за удачной строкой.

     Медведенко часто вспоминает эти слова Степана Бугоркова. И сегодня, когда искусство витрины оказалось сильнее искусства жить: нет-нет да и всплывет вдруг в памяти: «Эх, Яблоко садовое!». 

 

P.S. К сожалению, уже тремя поколениями наших современников, тем более «поколением Z» (18-25 лет) утеряно понятие истинных ценностей человеческой жизни. Молодые люди стремятся жить в свое удовольствие, хотят получить все и сразу, в частности легкие деньги.  Уходит умение радоваться обыденному, простым настоящим вещам: солнцу, чистому небу над головой, зреющим в родительском саду яблокам...

 

21 декабря 2016 г. 

 

 

 

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.